Забытый поход крейсера Железняков

Валерий Ермыкин
Это статья плод моих размышлений о службе на флоте моего папы. К сожалению, при жизни папы я с ним не разговаривал на эту тему, а теперь выводы приходится делать по информации из Интернета, его судовому дневнику и послужному списку, найденному мною в архиве уже после его смерти.

Информация из Интернета: «Легкий крейсер проекта 68-К «Железняков»,  1939 – 1977. Заложен 31 октября 1939 года на заводе № 194 в Ленинграде (заводской № 545) и 25 сентября 1940 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 25 июня 1941 года, но 10 сентября 1941 года приостановлен строительством и законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 19 апреля 1950 года (по другим данным: 29 июля 1950 года) и 7 сентября 1950 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 30 июля 1951 года перечислен в состав СФ, 7 августа 1968 года - в состав ЛенВМБ и 28 мая 1973 года - в состав ДКБФ. В период с 14 октября 1957 года по 5 августа 1961 года прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 18 апреля 1961 года выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ. С 26 июня по 1 июля 1972 года нанес визит в Стокгольм (Швеция) и с 20 по 24 июля 1974 года - в Гдыню (Польша). 21 октября 1975 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 15 марта 1976 года расформирован и в 1976 - 1977 годах на базе «Главвторчермета» в Лиепае разделан на металл. Водоизмещение: полное 14 100, стандартное 11 130 т; длина 199 м, ширина 18,7 м, осадка 6,9 м. Мощность ПТУ 2х62 300 л.с.; скорость хода: максимальная 33,4, экономическая 17 уз; дальность плавания экономическим ходом 6360 миль. Вооружение: 4x3 152-мм МК-5-бис,4х2 100-мм СМ-5-1 и 14x2 37-мм В-И орудий. Бронирование: борт 100, главная палуба 50, башни 175, рубка 130 мм. Экипаж 1184 человека».

Итак, крейсер «Железняков» вступил в строй 19 апреля 1950 года (по другим данным: 29 июля 1950 года) и 7 сентября 1950 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 30 июля 1951 года перечислен в состав СФ (Северного флота).

«В 1946 г. в структуре Краснознамённого Балтийского флота произошли изменения: он был разделен на два флота - Юго-Балтийский (4-й флот) и Северо-Балтийский (8-й флот), но в декабре 1955 г. флот был восстановлен в прежней структуре».

Крейсер был достроен в Ленинграде в апреле 1950 г. и было бы логично, если бы в апреле 1950 года он и вступил бы в 4-й флот (Юго-Балтийский). Но где он был с апреля по сентябрь 1950 года?

Выписка из послужной карточки моего папы форма 9:
В приказе начальника Рижского района СНиС № 041 от 18 июня 1948 г. значится старшина 2 статьи Ермыкин.
27.02.1949 г. Убыл в 41 флотскую команду РВМБ.
01.03.1949 г. Прибыл в 41 флотскую команду РВМБ.
04.03.1949 г. Убыл в в/ч 22885 в г. Ленинград, крейсер «Железняков».
10.05.1949 г. Убыл в в/ч 81277.
12.05.1949 г. Прибыл в в/ч 81277.
21.08.1950 г. Радиотелеграфист плавучего дока ПД-7 техотдела ОВиС Тихоокеанского флота (ТОФ).
20.09.1950 г. Радиотелеграфист корабля СБР-42 (судно безобмоточного размагничивания) управления ОВиС (органов вооружения и судоремонта) Камчатской военной флотилии ТОФ.

Нашел запись в личном деле папы: «с февраля 1949 года по август 1950 года находился в специальной командировке».

Очевидно, в/ч 22885 – Ленинградский военный ремонтный завод, а  в/ч 81277 – это крейсер «Железняков».

От папы сохранился судовой дневник, который он вел в плавании. Я дополнил его комментариями.

«16 апреля 1950 года в 23.25 выход из Либавы (Лиепая). Море Балтийское благоприятствует при отходе. 17-18 апреля идем при хорошей походе, вышли из пределов Балтийского моря и вошли в пролив Малый Бельт (один из проливов, соединяющих Балтийское море с проливом Каттегат. Около 130 км, наименьшая ширина 0,5 км, глубина от 10-15 м на севере до 25-35 м на юге). Изредка встречаются корабли шведские, норвежские. 19 апреля подходим к берегам Дании (Столица Дании - Копенгаген - расположен на острове Зееланд). Проходим берега Дании и входим в пролив Скагеррак, погода чудесная, показываются датские при¬морские города, т.е. свечение электрических лампочек, т.к. время 23.30 по мест¬ному времени, по московскому времени на один час больше. 20 апреля идем вдоль датских берегов, пролив Скагеррак. Погода хорошая, но начался густой туман, впереди свыше 3-х кабельтовых не видать даже огней. Кабельтов (кабельтовый - устаревшее название) - единица длины, применяемая в мореходной практике, равная 0,1 морской мили - 185,2 м. 21 апреля вошли в Северное море. Море приняло нас в хорошем настроении, т.е. море спокойное, погода теплая, но сейчас туманность большая в Северном море, у нас разница во времени 2 часа с московским, т.е. у нас 8 часов утра, а по московскому 10 часов. 22 апреля находимся еще в Северном море (нем. море). Разница во времени у нас с Москвой 3 часа, т.е. у нас 8 часов утра, а по московскому 11 часов утра, море еще спокойное, до 2-х баллов, день начался солнечный, нас отведывают прилетные птицы, как наши синички, очень смелые, их изредка ловят ребята. В 12 часов ветер усиливается, качка начинается, постепенно подвигаемся к берегам Англии, мимо проходят английские торговые суда. 23 апреля вошли в пролив Па-де-кале, видны берега Англии и Франции. Время разница с московским на 3 часа позже. Погода дождливая, встречаются на пути разные виды кораблей. В 6.30 по Гринвичу проходим вдоль берегов Англии. Туманность, берега скалистые, вглубь холмистая поверхность. Встречаются и циркулируют много кораблей всех государств. Уже на берегу показывается зелень. В 16.30 часов по Гринвичу проходим Английский канал (Ла-Манш) и на всем протяжении берегов Англии видны обрывы, т.е. скалистые берега, за исключением бухт. Погода стоит неважная, туман. Очень много проходит транспортов всех государств. Периодически в бинокль видны берега Бельгии, но очень хорошо рассмотреть нельзя, т.к. идем на далеком расстоянии. В 22 часа по Гринвичу погода свежая, ветер до 4 баллов. Идем Ла-Маншем, по обе стороны видать огни побережья Франции и Англии. 24 апреля ветер сильный 7 баллов, сильно дрейфит, идем пока в Английском канале. Подходим к Бискайскому заливу, еще видать берега Англии, а в ночное время видны огни с французских берегов. Ветер сильный 8-9 баллов, корабль зарывается в воду. Вокруг нашей экспедиции проходит военный английский корабль, рядом второй крейсер ведет огонь по щитам. К 23.00 по Гринвичу ветер стихает до 6-7 баллов. Скорость за сутки минимальная до 2-3 узлов в час. Узел - морская мера скорости, равная числу морских миль (1,87 км), пройденных в час. 25 апреля ветер сильный 8-9 баллов, качка большая, переносить еще в силах, но чувство не очень веселое. Идем в английском канале Ла-Манш. Видать скалистые берега Англии, а в ночное время французские берега, т.е. маяки. А английские берега хорошо видны днем. Очень скалистая и холмистая местность, мимо нас ходит много кораблей - английских, американских, датских, шведских и ряд других. Особенно видно было американский торговый корабль большого тоннажа, на пути еще не встречал таких. Английские холмы покрыты кустарником и уже зеленеют. 26 апреля выходим из английского канала, ветер сильный, шторм 10-12 баллов, корабль бросает из волны в волну как щепку, но духом не падаем, крепимся. На пути тоже встречаются пассажирские и торговые судна всех стран. Даже писать трудно, т.к. сильная качка. У борта прошел английский авианосец с самолетами на борту и с ним эсминец. Среда 27 апреля. Вышли в воды Бискайского залива. Атлантический океан встретил нас не очень дружелюбно, т.к. ветер достигал 8 баллов, но по сравнению со вчерашним терпеть можно. Ничего ни видно за исключением своих друзей - морских чаек. Еще прошли похороны свиньи, которую похоронили в волны Атлантического океана. Да хочу вспомнить, что время летит быстро, несмотря на то, что находишься посреди неба на водах Атлантики. Смотрим кинокартины. За поход посмотрели: «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Два бойца». Приходится самому исполнять обязанности киномеханика, также уделяем время чтению художественной и технической литературы, кроме этого, вахта и сон. И так дни за днями идут. 28 апреля идем в Атлантическом океане, погода стоит солнечная, ветер около 4 баллов, на пути встречаются иностранные корабли. Смотрел кинокартину «Салават Юлаев», сам ставил. Наблюдаем за поверхностью воды, за всевозможными океанскими животными и рыбами, играющими на солнышке. Встречали атлантических акул, проходивших мимо нашего корабля. 29 апреля - суббота. Идем в Атлантическом океане, погода чудесная, солнечная. На пути встречаются дельфины, играют на солнышке, наблюдать интересно. Встречал китов, которые дают фонтан воды, и просто чудесно наблюдать. 30 апреля - воскресенье. День солнечный чудесный, ветерок незначительный, подготовка ко дню 1 мая. Делаем большую приборку. Идем в водах Атлантического океана. Смотрел кинокартину «Большая жизнь». На горизонте показался берег Португалии, берег холмистый, холмы уже зеленью покрыты, чудесный берег. 1 мая 1950 года - понедельник. День смотра революционных сил международного пролетариата, отмечаем в Атлантическом океане, в малой видимости Португалии. Прослушал парад на Красной площади в Москве по радио, после в торжественной обстановке обед, где выпил двести грамм вина, после фотографирование, слушание пластинок через трансляцию. Кино «Парень из нашего города», «Большая жизнь». Погода свежая, ветер баллов 7-8. Бросает прилично, но как радостный день, так этого не замечал. Смотрел кинокартину «Антон Иванович сердится». 2 мая - вторник. Погода очень суровая, шторм. Дрейфуем в Атлантическом океане. 11-12 баллов. 3 мая подходим к берегам Африки и Европы. Идем проливом к Гибралтару. Видны скалистые берега, зелень. Ветер 10-11 баллов, в некоторой степени дрейфуем. Прибыли в порт Гибралтар, стоим в бухте. 4 мая стоим в Гибралтаре (Английские земли), рельеф очень интересный, прибрежные горы до 0,5 км. Погода исключительно жаркая, всюду зелень. Какое прекрасное время года. 5 мая - пятница. Стоим в бухте г. Гибралтара. Погода хорошая, посетили город. Город красочный. Но порядки не понравились, частная торговля, и вообще-то, порядки в городе странные. Город небольшой, стоит у подножия скалы, вечером интересная иллюминация. В субботу 6 мая вышли из бухты Гибралтар в воды Гибралтарского пролива, ветер 6-7 баллов. 7 мая - день радио. Погода чудесная, Средиземное море спокойно. Издали в тумане видны берега Африки. 8 мая - понедельник. Погода хорошая, Средиземное море спокойно. Видели, как кувыркаются дельфины. 9 мая - вторник. Праздник День Победы отметили с вином. Смотрели кино «Возвращение Максима». Средиземное море спокойно. 10 мая - среда. Погода хорошая, видны берега Африки. Берега скалистые, холмистые, покрыты кустарником. 11 мая - четверг. Средиземное море у берегов острова Мальты. Берега скалистые, на пути встречаются дельфины. Погода хорошая, уже купаемся - вода теплая. 12  мая - пятница. Средиземное море 4-5 баллов. Солнечная погода, загораю на солнышке, купаюсь. 13 мая - суббота. Средиземное море. Погода стоит хорошая, так солнце и печет. Жизнерадостен, только скучаю что нет вестей. 14 мая - там же. Время уже исчисляем по московскому. Свежо, ветер 4-5 баллов, проплыли остров Крит. Скалистый берег у острова. Малая туманность. 15 мая - идем в Средиземном море, погода солнечная, свежо, ветер 4-5 баллов. 16 мая в Средиземном море. Чувства хорошие, подходим к Порт-Саиду. 17 мая у берегов Египта останавливаемся в гавани. Стоим в Суэцком канале, в Порт-Саиде. Город чудесный, даже очаровательный, на берегу растут пальмы и другие южные деревья. Жители арабы и англичане. 18 мая - четверг. Идем Суэцким каналом, берега его, особенно правый чудесные. Зелень посреди дороги, рядом железная дорога, а вдаль простирается степь, как чудесно здесь плыть. Чувства очень хорошие, т.к. зеленью пахнет, температура 25-30°С. Навстречу идут всех видов транспорта. Одним словом - чудесно. Встречаются у берегов африканские одногорбые верблюды. 19 мая - пятница. Идем Суэцким каналом, природой любуемся, с правой стороны встречаются поселения, зелень. Слева сплошь аравийские пустыни (пески). Подходим к г. Суэцу, встречают с приветствием. Погода хорошая. Животный мир: верблюды, ослы. Жители: негры, арабы, англичане. 20 мая - суббота. Идем Суэцким каналом, ветер достигает 8-9 баллов, встречаются иностранные суда. Поймали летучих рыб и морского ежа. В тумане видать скалистые берега. Погода благоприятствует. 21 мая - воскресенье. Погода хорошая, смотрел кино «Они защищали Родину». 22  мая - понедельник. Идем в Красном море, тропик Рак. В 11.40 перешли тропик. 23 мая - вторник. Идем в Красном море. Температура до + 35°С. Небольшой ветер спасает от жары. 24  мая - тоже погода жаркая, температура до 40-45°С, спасает вода, из которой почти не вылазишь, да еще вино, которое употребляем от жажды. Ходим и спим на улице в трусах. 25 мая идем в Аденском заливе, температура до 40-45°С, купаемся. Аденский залив является частью Аравийского моря Индийского океана. Длина 890 км. Северный берег залива составляет Аравийский полуостров (государство Йемен). Часто встречаются летучие рыбы, косатки. Косатка - крупное хищное морское млекопитающее подсемейства дельфинов. 26-27 мая идем в Аденском заливе, все по-прежнему. 28-29 мая идем в Индийском океане, порывы ветра до 12 баллов, качает прилично, побаливает голова. Температура до 40°С. Встречаем косаток, дельфинов. 29-30 мая поднялся большой ветер, что повлияло на здоровье. Но, все же пока держусь на ногах, хотя в рот ничего не брал. 1 июня ветер доходит до 12 баллов, самочувствие немного лучше, но испуг в некоторой степени остался. Вот так Индийский океан запомнился надолго. 2 июня. Ветер сильный до 12 баллов, море не обижает, чувствую хорошо, но не так как на берегу. Индийский океан дает знать о себе. Волны высотой до 7 метров. Постоянная на море зыбь. 3-4 июня - суббота и воскресенье. Был день качки и тряски в Индийском океане. Но чувствую бодрее. Смотрел картину «Они защищали Родину», «Зигмунд Колосовский». Окружающее не интересует, т.к. дымка небольшая, температура 40-50°С, подходим к острову Цейлон. Время провожу как обычно: читаю художественную литературу - книгу Семушкина Тихона Захаровича «Алитет уходит в горы». Занимаюсь общеобразовательными предметами. 4-8 июня однообразная погода, по-прежнему ветер 8-11 баллов. Часто ловим летучих рыбок. 9 июня. На горизонте виден был остров Цейлон, так как высота его гор больше 2 км. Свежо, ветер 8-10 баллов. Новостей нет никаких, все однообразно. 10-12 июня - Индийский океан. Разница с Москвой во времени - 4 часа. Встречаются океанские звери. 13 июня подошли к острову Суматра, вошли в Малаккский пролив. На горизонте хорошо виден остров Суматра. Остров покрыт густым лесом, очень богат растительностью и животным миром. Сейчас чувства приподнятые, т.к. можно видеть берега, а это в большой степени отражается на человеке, который долгое время путешествовал в морях и океанах. 14 июня - среда. Идем в Малаккском проливе. Погода стоит хорошая, по правую сторону виден остров. Да, чем знаменателен тропический климат? Дождями, которые идут очень часто. Дождь идет очень короткое время, но зато частый, т.е. густой (если так можно выразиться). Температура воздуха ниже 30°С не бывает, спим под открытым небом в одних трусах, и ходим в них. И уже к такой температуре воздуха постепенно привыкаешь, и уже не ощущаешь сильно. 30°С не сила. Но днем, когда температура до 40-50°С, то ощущения неприятные. Соленость воды исключительно велика. 15-16 июня идем Малаккским проливом. По обе стороны видны берега, которые покрыты исключительно лесами, т.е. растительный мир здесь очень богат. Погода стоит исключительно хорошая, температура до 40-45°С. Часто идут сильные дожди. Встречается много разных видов плавающих единиц. 17 июня - суббота. День хороший, но солнышко слабо светит, так как большая облачность. Сегодня настроение очень неважное, причины сему не понятны. Природа, окружающая нас, очень хорошая. Скоро подойдем к Сингапуру. 18-20 июня стоим на рейде вблизи Сингапура, виден хорошо город. На стоянке проходит торговля, где купил ананасы, бананы. Видал мартышку, купленную на корабль. Время летит быстро. Погода очень жаркая, температура 40 - 50°С. 21  июня была погода исключительно жаркая, температура 50°С, время провел на корабле, смотрел однообразные картины, и больше ничего не произошло. 22 июня был в городе Сингапуре. Внешний вид при входе хорош, но, проходя не¬сколько кварталов, входишь в китайский квартал, где невыносимая вонь, на улице же кушают и бросают помои и куски. Там же спят, и готовят. Посмотрев несколько часов, я не мог разобрать, и даже вообразить, как эти люди живут, и вообще, на что они живут? Кажется, что они постоянно там находятся, и на себя же готовят обед на улице. На основных улицах машин исключительно много, т.е. на каждом шагу останавливаются, и приглашают ехать, так большинство их ездит только для того, чтобы подвезти. По-видимому, они на это и живут. Бывал в гостинице, где кроме англичан за столиками никто не сидит, а официанты исключительно из китайцев. Вывод: Китайцы являются эксплуатируемыми у англичан, что хорошо видно даже далеко не идя по улице, где каждый англичанин эксплуатирует китайца (на велосипеде с коляской везет англичанина). Температура в городе 55°С. Идти при такой температуре без головного убора опасно, т.к. может быть солнечный удар. Но мы ходим без головного убора, и после 4-х часов очень тяжело становится. Также в гостинице пили американское пиво, которое напомнило нам лимонад. Идя по улице, проходя возле магазина, тебя затаскивают за руку в магазин, для того, чтобы ты что-нибудь купил, т.к. у них редко кто что-нибудь покупает. 23-24 июня стояли на Сингапурском рейде. Рейд - водное пространство вблизи берега, у входа в порт, предназначенное для якорных стоянок судов. Погода исключительно жаркая, температура 50°С и исключительно часто идут тропические дожди. Кушал почти все виды фруктов: ананасы, бананы, лимоны, апельсины, кокосовые орехи, финики. Пил американский напиток кока-кола. Настроение неважное, надоело стоять, хочется скорее идти до родной сторонушки. 25 июня в 6.00 отдали якорь и идем по назначенному маршруту. Проходим узкие места, хорошо видны левый и правый берег островов, входим в Южно-Китайское море. Погода стоит хорошая, температура 50°С, не находишь места, куда бы спрятаться от жары, несмотря на то, что уже в некоторой степени к высокой температуре привык. P.S. На сингапурском рейде очень много стоит транспортов, кроме того, и несколько боевых кораблей: крейсер и эсминцы под английским флагом. 26-27 июня идем в Южно-Китайском море, свежо, ветер 4-5 баллов, температура 40-45°С. Разница с московским временем в 5 часов, а с Гринвичем в 8 часов. За день несколько перемен: дождь, ветер, солнце. 28-30 июня Южно-Китайское море, погода хорошая, температура 40-45°С. Море спокойное, новостей особо нет. Занимаюсь чтением книги Л.Толстого «Анна Каренина». 1-2 июля свежо, идем в Южно-Китайском море, ветер в некоторых порывах доходит до 11 баллов, температура 40-45°С. 3 июля свежо, идем в Южно-Китайском море, температура 40-45°С. Поймали на палубе птицу, называемую альбатрос. Клюв длинный, сама каштановая, крылья белые, ноги с перепонками. Больше интересного нет. 4 июля вышли в Тихий океан, который встретил нас сравнительно хорошо, т.к. ветер до 4-5 баллов, а для океана это не проблема. Погода теплая. С Москвой во времени разница на 6 часов впереди. 5 июля - среда. Тихий океан. Проходим тропик «Рак» практически в 10.00. 6-7 июля идем в Тихом океане. Слева берега острова Рюкю. Подходим к Японии, ветер 5-7 баллов, температура до 30-35°С. Разница во времени с Москвой на 6 часов впереди. Слушаем Хабаровское и Владивостокское радио. 7-11 июля 1950 идем Тихим океаном, погода хорошая, температура 30 град и ниже до 25 град. Прошли острова Рюкю, Кюсю. Встречали косаток и множество дельфинов. Идем проливом японских островов уже на траверзе Токио. Траверз - направление, перпендикулярное курсу судна. 12 июля - Тихий океан. Погода уже умеренная, температура 25°С. Надели брюки, т.к. прохладно. Спим уже в кубрике, когда до сих пор спали на верхней палубе. Сейчас температура по сравнению с тропиками сильно отличается. Вечерами начались туманы, видны отблески молнии на японских островах. 13-17 июля - Тихий океан. Погода холодная, температура наружного воздуха 15-17°С. Море спокойное. Изредка встречаем косаток, а также в стороне на 1-2 кабельтов видали кита. Идем приличным ходом. Настроение неважное, т.к. становится холодно, что в июне месяце как-то не к лицу. Туманы. 18 июля - вторник. Подходим к Камчатке и сегодня будем в Петропавловске-Камчатском. Вдали хорошо видны сопки, наверху которых лежит снег. Море спокойное, погода температура 16°С. Солнечный день, что редко видели до сегодняшнего дня. Хочется скорее придти, и определиться на место службы. Зная, что на этом месте не быть, хочется узнать определенное место службы, чтобы можно было отправить письмо, коих уже не получаю, и не пишу около четырех месяцев. В 14.00 прибыли в Петропавловск-Камчатский. Город маленький, находится среди гор. Погода исключительно туманная, изредка бывают солнечные дни. 19 июля 1950 года. Стоим в гавани, в нескольких кабельтовых от Петропавловска-Камчатского на якоре. Проверяла таможня».

Я раньше видел этот судовой дневник, но не задумывался, на каком корабле плавал папа. Понятно было, что это был крупный корабль, раз совершил такое плавание. Сейчас я понимаю, что папа плыл на крейсере «Железняков», и цели плавания были не такими мирными, как усматривалось из судового дневника.

«Корейская война-конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официального окончания войны объявлено не было). 12 января 1950 года Государственный секретарь США Дин Ачесон заявил, что американский оборонный периметр на Тихом океане охватывает Алеутские острова, японский остров Рюкю и Филиппины, что говорило о том, что Корея не входит в сферу ближайших государственных интересов США. Этот факт прибавил решимости северокорейскому правительству в развязывании вооружённого конфликта и помог убедить Сталина в том, что военное вмешательство США в корейский конфликт маловероятно. К началу 1950 года северокорейские вооружённые силы превосходили южнокорейские по всем ключевым компонентам. Наконец после немалых колебаний и поддавшись на настойчивые уверения Ким Ир Сена, Сталин дал согласие на проведение военной операции. Детали были согласованы во время визита Ким Ир Сена в Москву в марте - апреле 1950 года».

Вероятно, крейсер «Железняков» планировали использовать в Корейской войне, а потом изменили планы. Так мой папа попал на Камчатку, а об этом походе крейсера «Железняков» предпочли не вспоминать.