Олег Вещий и Ольга Святая. Тайна имени. Часть 4

Анатолий Мармазов
Происхождение имени «Олег»
Что же касается князя Олега, то в летописях его имя неизменно связывается со словом «вещий», что дает право указывать на то, что оно, возможно, соответствует языческим верованиям древних славян. Как уже говорилось, истоки рек имели сакральное значение для русского народа, поэтому в этих местах ставились языческие храмы – капища со схожими названиями «Вологощ», «Велегощ», «Волегощ», «Вольгощ», характеризуемые отсутствием культурного слоя и долговременным использованием ритуальных костров. По официальной версии, озвученной в трудах Тульской губернской учёной археологической комиссии ХIХ века, эти названия произошли от измененного греческого слова «велегость», означающего языческий храм, т.е. место служения языческому богу. Некогда у славян существовало имя «Велегость» или «Волегость», «Вольгость», от которого, в результате усечения начальной и конечных букв, возможно, и произошло имя «Олег» и его варианты «Вольга» и «Ольг». Не зря же датский норманист Томсен утверждал, что первоначальной формой имени «Олег» было «Елъгъ», что нынче звучало бы как «Елого»- «Олого» с очень кратким «о» на конце слова. В доказательство такого усечения слов с окончанием на «гость» можно привести следующие примеры: река Онега в Архангельской области и гидроним Онегость бассейна реки Паша в Ленинградской области; надпись «Доброга» от Доброгость на корча­ге не позже XI в., обнаруженной при разборке руин Успенского собора в Киеве; западно-славянское имя MilegIX в. отMilegost; болгарское имя Любог XIII в. от Любогость. Славянские языческие капища Волегощи, или Вольгощи, с разными интерпретациями названия ставились не только у истока больших рек, но и в других труднодоступных местах: на возвышенностях, островах, болотах, глухих и топких лесах,- в основном, там, где добывалась болотная железная руда. Там же выплавлялось губчатое железо, которое шло в перековку. Покровителем кузнецов был бог Волос, или Велес, имя которого, возможно, входит в состав названия таких языческих храмов. Таким образом, Велегощ мог означать лес Велеса, Велесов лес, где «гощ, гоща» - лес (до сих пор существуют местечки с названием «Гощ»). За изделиями кузнецов приезжали купцы-гости, в том числе, иностранные. Чтобы железо никогда не кончалось, а их «бизнес» рос и ширился, они подносили языческому божеству Велесу подарки-угощения, то есть лесные подношения, которые сжигались на кострах. Местные язычники также приходили в гости к Велесу со своим угощением. Естественно, что в подобных местах существовали и своего рода постоялые дворы для купцов, приехавших за товаром, и для других гостей. Они тоже могли иметь названия, оканчивающиеся на «гощ» или «гость». Впрочем, некоторые из таких названий могли происходить из личных имен с окончанием на «гость». Любопытно, что при заключении договора Олега с греками русские воины клялись не только Перуном, богом дружинников, но и Волосом-Велесом, богом богатства, торговли, власти и чародейства. Одновременно Велес являлся и богом загробного мира. Славяне в древности закапывали свои родовые сокровища в землю рядом с храмами Велеса, неподалеку хоронили и мертвых. Но Велес (Волос) являлся также богом сказителей и языческой поэзии,- то есть являлся богом Слова. Как тут не вспомнить древнегреческое «logos», а точнее «оlogos», одним из значений которого является не просто слово, но слово языческое, прорицание или предвидение. Ранее мы указывали на то, что датский историк Томсен выводил имя «Олег» из первоначальной формы «Елъгъ», при том что все праславянские слова мужского рода в именительном падеже имели окончания на «ос», как и в древнегреческом языке. Значит, имя «Олег» может представлять собой усеченное Олегос-Ологос(Елогос), близкое к имени Волегость(Вологость). В качестве примера усечения имени можно представить имя «Петр», которое сохранило все три формы: Петрос-Петро-Петр. Может ли отсюда следовать, что князь Олег был из греков или их потомков, а точнее эллином, то есть византийцем,- или же выходцем из Крыма или Черноморской Руси? Скорее всего, нет, - ведь в русском языке есть такие слова, как слог, изложение, излагать, наконец, слово «голос». Вполне возможно, что все эти слова имели общее происхождение со словом «оlogos». Хотя эту мысль не стоит сбрасывать со счетов, потому что в глубочайшей древности существовало такое племя как гелоны, которых историк Геродот считал выходцами из древнегреческих городов. Их столицу с одноименным названием «Гелон» некоторые ученые помещают в районе Вельского городища близ Полтавы, общей площадью 4000 га. Потомки этих гелонов, вполне, могли дожить до Олеговых времен, переселившись на новое место. Любопытно, что если прочитать имя «Олег» наоборот, то получиться слово, близкое к словам «Гелиос» - солнце или «гелон». В древности была еще Гилея в устье Днепра, на месте которой возник древнерусский город Олешье, известный с 11 века. Но слово "hyle», от которого произошло название «Гилея», по древнегречески означает «лес», «материя». «Олешье» тоже означает «лес». В то же время «олешина» - это одно ольховое дерево. А значит и «лес» и ольха взаимосвязаны и могут иметь общее происхождение. На древнескандинавском слово «хель», которое, возможно, произошло от слова «hyle» или от слова «ель», означает преисподняя, то есть древние скандинавы сильно боялись леса, что был защитником для славян. Если предположить, что готы, одни из предков нынешних скандинавов, были степняками, изначально проживавшими в Причерноморье, часть которых под ударами гуннов была вынуждена бежать через приволжские и финские дремучие еловые и ольховые леса в нынешнюю Скандинавию, то становится понятно происхождение слова «хель» в значении «преисподняя». Любопытно, что английское слово bog – болото, происходит от праславянского слова «bogъ» - бог, которое восходит к праиндоевропейскому слову «bhag»-«наделять». Но в древности у славян «багно»- грязь, болото. Получается, что болото – это сакральное, божественное место для древних славян-металлургов, которые в свою очередь наделялись мистическими способностями,- не зря же некогда существовали поверья про могучих великанов-волотов, предков славян. Само слово «володеть-владеть», возможно, имеет общее происхождение со словами «волот» и «болото», а также с именем бога Велеса-Волоса. Можно даже высказать мысль, что Вольга-Волга-Ольга некогда могло означать «владеющий территорией», где «га, ка»- «поверхность, почва, земля, долина, дно». Тогда получается, что «Ольга» и «Олег» - это титулы, а не имена? А если это имена, то наидревнейшие: Гельгамеш «Бильга-мес» - царь (лугаль)шумерскогогорода Урука, правил в конце XXVII — начале XXVI веков до н. э., перваяженаАттилыЮрица (Иерка –Негка), или Илийца (Иелка – Helka) жила в 5 веке. Кстати, «бильги» на крымско-татарском – знание. В принципе слово «бильги» можно перевести и как «светлая основа», если вспомнить, что у древних индоевропейцев «га(ка)» -«поверхность, почва, дно, земля, долина, равнина», а в первой части слова «бильги» спрятан светлый, или солнечный, корень. Несомненно, в глубочайшей древности властью над обществом обладали знающие, опытные люди. На древне-верхненемецком elo - «светлый, жёлтый», на древнегреческом ela - солнечный зной, но дремучий заболоченный лес-ольшаник несмотря на всю его мрачность обладал и красноватым цветом болот и красочным разноцветьем осенних лиственных пород. Из словаря Дворецкого узнаем, что древнегреческое el-loxaw означает: находиться в засаде, подстерегать из засады. Как тут не вспомнить «густые заросли ольхи», которая существует и в виде кустарника, и елоху-ольху. Без сомнения древние славяне не только жили и работали в густых дремучих и топких лесах, но и подстерегали там из засады своих многочисленных врагов. loxaw также означает «устраивать засаду», а eloxa – это производная форма к loxaw. В то же время елоха – диалектное название ольхи. elos на древнегреческом означает болото; болотистая низменность, луг. Все эти понятия относятся и к названию дерева «ольха-елха», а рассматриваемый антропоним Ольга-«elga» вобрал в себя значения «светлая, солнечная, богоданная», а также «защитница». Судя по всему, болота не были для древних славян-металлургов сырыми и мрачными,- они видели в них отражение Солнца, благодаря красноватому цвету болотной руды. Как известно, у княгини Ольги было христианское имя Елена, которое в переводе с древнегреческого языка означает: светлая, солнечная, огненная, избранная». То есть, судя по всему, Ольга- Елга-Елха и Елена – это варианты одного и того же имени, как, например, Алексей(ALEXEY) ,Александр(Alexander)… и Олег. Без окончаний: Алекс-Alex- Олекса - Олег. Народ всегда связывал эти имена между собой, называя Ольгу и Елену Олёной, а Александра и Олега –Аликом. Любопытно, что славянское большое «Х» в некоторых языках пишется как славянское «H»- эн, а иностранное «Х» переводится как «кс». В договоре Олега с византийцами по отношению к русскому князю упоминается титул «ваша светлость», что не столько сближает антропонимы Олег и Ольга, сколько говорит о сакральности, священности в современном понимании, этого титула. В последующих договорах русских князей упоминания этого титула уже нет. Возможно, это объясняется последующими военными неудачами в войнах с христианской Византией. То есть, имя Олег означает светлый, в современном значении священный, а еще защитник. И впрямь, только Олег смог защитить языческие верования, и никто другой. Даже князь Святослав, несмотря на свои блестящие победы, в итоге потерпел окончательное поражение, что неминуемо приблизило победу новой религии. Лишь в эпоху Петра 1, не замеченного в любви к православию, появилось обращение к знати « ваша светлость», хотя на западе, как ни странно, оно появилось значительно раньше. Любопытно, что в древнегреческом языке alex «защищаю»,- отсюда ALEX - ANDER (защитник людей).(ALEX и Олег- Олех…Ольха. Видится в этом что-то близкородственное.) Это же, в первую очередь, относится к древнему божеству Волосу-Велесу, который еще в более древние времена, будучи Ваалом-Баалом, мог олицетворять собой солнце. Вспомните щит, прибитый Олегом на воротах Константинополя. Это могло означать как утверждение превосходства язычников над христианами( круглый красный щит – солнце), так и запрет византийцам нападать на русские земли. Болота и глухие болотистые леса служили славянам не только в качестве источников болотной руды, но и в качестве надежной защиты от нападения многочисленных врагов. Поэтому название города Калуга означает топь, болото, а слово халуга – забор, плетень,- у монголов, кстати, халх – это щит, прикрытие. Слово «палка», например, произошло от «пала»-дубина, что тоже служила не только средством нападения, но и защиты. Улица – защищенное домами или заборами место в России, ulke, ulus на турецом языке – страна, государство. В основе и этих и многих других слов лежит тот же древнейший индоевропейский корень, что и в предыдущих рассмотренных нами словах. Есть он и в топонимах «Полесье»- «Олешье», «Олонец», «Ольхон» (сакральное место, в районе Ольхинского плато есть реки и притоки с названием Олха и Золотой)), «Палех», и т.д. Поэтому нет нужды искать в том же топониме «Полесье» балтский корень pol-/pal-, обозначающий болотную местность, ибо в самом этом корне лежит еще более древний индоевропейский корень «ал», который со всеми его перегласовками существует во многих словах, связанных с болотами, болотными рудами, реками, вытекающими из болот, и другими сакральными местами, а также с разными оттенками солнечного цвета. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что имя Ольга связано с рудоносными реками-елгами и болотами-ольгами, имеющими великое значение для жизни их обитателей и владельцев, оно неразрывно связано и с названием русской реки Волги. Это, скорее всего, славянский вариант имени «Елена». И то и другое имя можно перевести как «Светоносная» или же «Благословенная». А имя «Олег» происходит от названия языческих храмов Велеса-Волоса, находящихся в глухих местах, связанных с добычей и переработкой болотной руды и изготовлением боевого оружия и орудий сельскохозяйственного назначения. Возможно, это усеченное имя «Волегость», или «Вольгость». Поэтому более ранний вариант имени Олег – Вольга, затем Ольг. Впрочем, происхождение имени «Олег» может быть такое же, как и происхождение слова «Аллах»-«илаh» или же греческого «оlogos» - языческое слово. В любом случае, это имя могло в древности означать «божественный, светозарный». То есть и Олег и Ольга – это два близкородственных, но, все-таки, разных по происхождению имени. Впрочем, если это, все-таки, были титулы, а не имена, о чем мы говорили раньше, то они могли означать « владельцы божественных территорий». В основе имен Олег и Ольга лежит древний корень, связанный с понятием «светлости», «яркости» и величия, пользы(льга-вольгота), в том числе и величия Слова, доставшийся нам в наследство от индоевропейцев-солнцепоклонников, которое в христианском мире приобрело значение «святости». Этот корень входит в состав слов не только европейских языков, но и тюркского, монгольского и семитских языков. А значит, его происхождение, вообще, теряется в глубине веков. В этом корне перед согласным «л» и после него были очень сложные для современного произношения гласные звуки, которые и дали многочисленные перегласовки этого корня. В заключение, так сказать «навскидку», еще два слова с древнейшим корнем: полоз – желтобрюхая змея, пол (в жилище)- в древности глинобитный с соответствующим цветом. И таких слов очень много. Жаль, что им или пытаются приписать неясную этимологию, или же их этимология в корне неверна, как, например, этимология названия города Палех, которое, в основном, объясняют пожарами от татаро-монгольских набегов или же выводят из финно-угорского языка. А ведь это поселение возникло среди густых топких лесов и болот, где, вполне возможно, добывали железную руду, из которой там же выплавляли железо и обрабатывали его,- отсюда и название, например, от света плавильных костров.
Послесловие. Нет никакой разницы в толковании антропонимов « Олег» и «Ольга», предлагаемой норманистами(святой) и нами(светлый, защитник, знающий, избранный,- а также владетель территории). Принципиальное различие - в происхождении этих слов. Если толкование имен «хельги» и «хельга», действительно, древнейшего происхождения( но тогда «хельги» не святой, а светлый), несмотря на все наши возражения, то и скандинавские и славянские имена возникли самостоятельно из общих корней в эпоху индоевропейского единства, - в противном случае это элементарная подгонка в политических целях, связанная с захватом Новгорода во времена смуты и попыткой доказать скандинавское происхождение русской аристократии с целю доказать исконное право Швеции на эту территорию. Но следует заметить, что христианство окончательно установилось в Скандинавии лишь в конце 11 века, а тот же язычник Олег умер, предположительно, в 912 году, поэтому его имя никак не могло иметь признаков христианской святости.