Мы жертвы плывущих акул

Вероника Стародумова
Рецензия на детективный роман Александра Бондаря "Жертвы «мелодий секса»"

Один из самых популярных в наше время жанров нашёл отражение в книге «Жертвы «мелодий секса»». Название интригующее, броское, соответствует содержанию: убийство роковой женщины Софьи Анте, под подозрением одиннадцать её любовников. Линия расследования раздваивается, первая ведёт к поиску преступника среди метателей ножей из клуба «Ущелье алмазов», другая – среди мелодий, которые слышала в каждом своём любовнике Анте. Роман написан по мотивам реальной похожей истории, имевшей место в милицейской практике автора романа, как написано в «Послесловии автора».
 Сюжет романа достаточно сложен, практически всегда динамичен, но есть моменты, не работающие на сюжет. Подробно рассмотрим его строение. Экспозиция (Пролог и начало главы 1). В прологе автор в стиле фэнтези описывает обряд посвящения Софьи в колдуньи, далее эта информация не встраивается в сюжет романа, кроме объяснения власти Софьи Анте над мужчинами. Подобные небрежности создают впечатление разорванности между частями книги. Завязка начинается с появления Ветрова и протягивается до середины второй части романа, где появляются несколько версий убийства (кульминация). Развязка наступает в последней главе, где читатель узнаёт, кто убил Анте. Сюжет классический и соответствует жанру детектива.
Некоторые сюжетные линии и эпизоды расписаны очень подробно, даже излишне, а некоторые, казалось бы, важные – оборваны. Очень подробно описываются истории жизни музыкантов, часть информации полезна для расследования, но много описаний и совершенно излишних (история Линды Хопкинс и т.п.). Резко и без объяснений обрываются линии Ксении и Людмилы. Отсутствие целостности повествования книги создаёт неприятное впечатление небрежности работы автора.
Присутствуют в книге фактологические ошибки. Второй в списке Котта любовник Софьи художник Вострецов ассоциировался у Анте с мюзиклом Веббера «Призрак оперы», и следователь, чтобы глубже понять музыку,  читает первоисточник – роман Гастона Леру. Автор пересказывает нам содержание якобы книги, но на самом деле мюзикла, так как сюжеты книги и мюзикла очень отличаются, особенно финалы (в финале книги Призрак не прощает Кристину и погибает, погребённый под обломками Гранд Опера, а Кристина по счастливой случайности спасается). Таким образом, мы пришли к выводу, что автор роман Гастона Леру сам не читал.
Главный герой – частный сыщик Тихон Котт, имя которого обыгрывает большинство героев на протяжении романа. Автор представляет его как профессионала, опытного сыщика, по прочтении книги же складывается впечатление, что это человек не достаточно компетентный, он часто отвлекается от расследования, позволяет разным, казалось бы, очевидным фактам сбивать себя с толку. Когда писатель Клейменов дарит сыщику книгу «Осколки ледяных зеркал», Котт запутывается в расследовании ещё больше, хотя сюжет этого романа наводит стрелки прямиком на Эльвиру.
Чтение романа затруднено из-за рваного повествования, о чём мы уже начинали говорить. Диалоги героев часто выстроены неправдоподобно и нелепо, их сложно назвать живыми людьми, характеры схематичны. Хотя иногда они и вызывают симпатию, но из-за неумения раскрыть характер, сделать его более живым создаётся впечатление «кукольности» героев.
Язык романа неоднороден. Много небрежностей, ляпов. Например, «удлинённая юбка с поясом из той же ткани, что и юбка…». Юмор, ирония героев не проработаны должным образом:
– Да, конечно, но сразу скажу, что и эти общества, и этих лиц и отработал. Можете время не тратить.
– Ох. Ну что ты… Для меня это только полдела, – съязвил Котт.
Неясно, с какой целью автор подробно описывает элементы одежды всех женщин в романе, это наводит на мысль о своеобразном личном пристрастии автора к подобным вещам, либо на своеобразный «ход» для завоевания признания женской аудитории (что сомнительно).
Таким образом, можно отметить, что автор романа совершает ошибки начинающих писателей. Книга детективного типа носит развлекательный характер, это несомненно, но всё же не стоит забывать о том, что к любому труду надо относиться уважительно и серьёзно: и к писательскому, и к читательскому. И отдавать на суд читателей следует работы выверенные во всех отношениях, и фактически, и стилистически.