80. В. Агошков. Ефратово-Тросна. Памятные места2

Василий Иванович Агошков
80. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь. Памятные места района, часть 2

*ОСТАНОВКА «МАРЬЯ АБРАМОВНА». Между Проворотским и Муравльским свёртками, на 444-м километре трассы Москва – Харьков, с правой стороны, находится место, где когда-то жила и до сих пор знаменитая на всю округу Марья Абрамовна. Ко-гда в 70-е годы я жил и работал в Гнилецкой школе, не раз слы-шал в автобусах: «А мне, пожалуйста, остановите у Марьи Абра-мовны!» Выходили из автобуса люди, а никаких домов у дороги не было. Как-то спросил завхоза школы В.В. Бувина, кто такая Марья Абрамовна. И он поведал мне такую историю.

В тридцатых годах стоял у дороги дом, вокруг которого был посажен фруктовый сад. Жила в нём Марья Абрамовна, у кото-рой всегда можно было переночевать, перекусить, накормить лошадей, переждать непогоду. Одним словом, был он вместо по-стоялого двора. Оставляли здесь и вещи. Потом, после пожара, одна дочь угорела, а хозяйка вскоре умерла. Уехали и остальные дочери, а куда – никто не ведает… Наверное, я бы и забыл об этой женщине – Марье Абрамовне, да года три назад в местной газете краевед Дмитрий Васильевич Шестаков напомнил о ней.

Он также интересовался у других, кто такая Марья Абра-мовна. Мать бывшего учителя Старо-Турьянской неполной сред-ней школы Н.Ф. Анпилогова – Ефросинья Афанасьевна Минаева была у Марьи Абрамовны до своего замужества нянькой. Ми-наева рассказывала, что дом Марьи Абрамовны горел два раза. Последний раз – перед образованием колхозов. Д.В. Шестаков обращался к читателям газеты рассказать подробнее о Марье Абрамовне. Наверное, трудно было рассчитывать на то, что кто-то помнит историю Марьи Абрамовны. Но, видно, столько она добра людям сделала, что навсегда осталась в их памяти.

Некто В.Свершко поведал о том, что была Марья Абра-мовна из приезжих, имела трёх дочерей: Мария и Александра были от первого мужа – Дмитрия, а Евдокия от второго мужа – Петра. Держала Марья Абрамовна большое хозяйство: дом, сад, пасека, винный подвал, была и рабочая сила. Старожилы гово-рили, что происхождения она купеческого, а её строение служи-ло постоялым двором. У Марьи Абрамовны во все праздники и воскресные дни было многолюдно, шло веселье. Мужей её ни-кто из старожилов уже не помнил, потому что их в то время уже не было. Во время первого пожара задохнулась дочь Мария.

Муж дочери больше не женился и ушёл в монахи. Вторая дочь и сама Мария Абрамовна похоронены на кладбище в селе Малахова Слобода. Третья дочь стала учительницей, гордилась тем, что много выучила прекрасных врачей, учителей, инжене-ров. Скончалась она при эвакуации, во время войны, в дороге, около села Сомово. В то время она очень болела.

Вот так и закончилась грустно история семьи Марии Аб-рамовны, заканчивает В.Свершко. Кто скрывался за этой под-писью, сказать трудно, но не исключено, что кто-то из родствен-ников самой Марии Абрамовны: уж очень подробно знает автор все детали её жизни... Есть в Сибири станция Ермак Тимофее-вич, названная так в честь её покорителя Ермака. Марья Абра-мовна покорила сердца троснянцев и всех проезжавших здесь людей, которые отплатили ей гораздо большим: на целые века увековечили её имя.

* ЛОГ ВАНИ БЕЛОГО. Комитет по народному образованию Кромского района совместно с вашим корреспондентом прове-ли недавно среди учащихся школ района сочинения по краеве-дению. Ученица 9 класса Моховской неполной средней школы Наташа Борисенкова поведала такую историю, которая нам ка-жется чем-то сродни истории про Марью Абрамовну.

Это было в 1906 году, пишет Наташа. Тогда проходила по всей России «Столыпинская реформа». Один крестьянин Ваня Белый из деревни Зиновьево решил взять себе отруб и посе-литься вблизи хутора Панино, который ранее принадлежал роди-телям знаменитого русского писателя Н.С. Лескова. Семья Вани Белого была небольшая: он, жена, сын и невестка. Ваня Белый получил от государства лошадь, упряжь, корову и 70 десятин земли. Всё это давалось в кредит.

Семья работала на земле от зари до зари, но урожаи были низкие, так как зе’мли там не плодородные. Детей у сына не было, поэтому род их распался. Но осталось название места их проживания. И сейчас оно именуется Вани Белого лог.

Ноябрь, 1995г, газета «Орловская правда». 02.02.1996г.


(С) В.И. Агошков.