Вечер с Михаилом Светловым

Дина Иванова 2
Забежала в библиотеку полистать свежие журналы.
Взор остановился на небольшом объявлении:
«14-го апреля приглашаем на вечер стиха. У нас в гостях сотрудница Московской библиотеки им  М.Светлова. Читать его стихи могут все желающие».
Спросила у библиотекаря, часто ли они проводят такие вечера.

   - Часто. У нас хороший «Клуб любителей поэзии». Приходите, не пожалеете.

Звоню приятельнице, большой поклоннице Михаила Светлова.

   - Хочешь пообщаться с любимым Михаилом Светловым?

В двух словах информирую.

   - Шутишь, обязательно идём.
 
***

Небольшой зал. Гостей человек  двадцать-тридцать...
На столах организаторы выложили много книг, стихов Светлова и книг о нём.
Листаем сборник – «Неизвестный Светлов».- «Это книга – признание в любви самому светлому поэту – Михаилу Аркадьевичу Светлову».
С приятельницей смотрим друг на друга. Вот оно то, ради чего пришли.
Читаем -  «Тёплый, ироничный, искренний Светлов. Тонкий, благожелательный, внимательный…открытый, ясный…и очень закрытый. Трагическая фигура в ореоле революционной романтики. НЕИЗВЕСТНЫЙ СВЕТЛОВ».

Ни убрать, ни добавить. Таким  мы его приняли и полюбили. Понимая, как много скрывается за его юмором, острословием.
В зале много молодых девушек. Поклонницы, видимо, волнуются.  Готовятся читать его стихи.
Нам интересно, что же они выберут.
Ведущая представила гостью из Москвы – Марина Сергеевна.
Поднимается сравнительно молодая, очень приятная дама.  Из тех москвичек, которые мне очень нравятся. Интеллигентное лицо, скромный, но очень продуманный наряд. В руках томик – «Чтоб нам не расставаться. М. Светлов».
Так спокойно повела разговор.

   - Этот сборник  издан в 2003 , как воспоминание о первом издании, где было опубликовано  сорок стихов, отобранных самим поэтом к сорокалетию творческой деятельности. В этот сборник включены и воспоминания друзей, поэтов. Мы очень гордимся этим сборником. Я позволю себе зачитать  выдержку из вступительной статьи Риммы Казаковой. -  «Он в памяти,  в моём мироощущении…  Жива в сердце любовь к Светлову, к его стихам. Он помогает, поддерживает, ведёт…И сегодня его романтические, светлые, цепляющие, трогающие душу строки нужны. Он приносит людям счастье». –  Вы согласны с такой оценкой? – обратилась Марина Сергеевна к залу, - дружное – «ДА!». - У нас свободный микрофон, кто начнёт?

Выходит девушка, скорее всего студентка. И очень иронично читает.

Выдумкой моей пресыщена,
Ах,— над чем задумалась еще бы ты?!
Может, выдумать тебе слона,
Чтобы был он маленький, без хобота,
Чтобы он добычею степной
Боязливо вышел на дорогу,—
Я тогда предстану пред тобой
Сразу увеличенный намного!

Все улыбаются.

   - Можно ещё одно, коротенькое? - Зал громко скандируют – «Ещё! Ещё!».Так лукаво она продолжает.

Мы с тобою, родная,
Устали как будто,—
Отдохнем же минуту
Перед новой верстой.
Я уверен, родная:
В такую минуту
О таланте своем
Догадался Толстой….
Ты ведь помнишь его?
Сумасшедший старик!
Он ласкал тебя сморщенной,
Дряблой рукою.
Ты в немом сладострастье
Кусала язык
Перед старцем влюбленным,
Под лаской мужскою…
А теперь подо мною
Влюбленно и пылко
Ты качаешь боками,
Твой огонь не погас...
Так вперед же, вперед,
Дорогая кобылка,
Дорогая лошадка
Пегас!

Марина Сергеевна в восторге.

   - Это Он, это его нотки!

Из глубины зала, опираясь на палочку, выходит пожилой мужчина.

   - Здесь я точно аксакал, - улыбается, - у меня свой Светлов. Когда-то я загремел в Москве в онкологию. Там в своё время лежал и поэт. Из уст в уста передают его хохму…. «Звонит он своей приятельнице: - Принеси мне пива. Она удивлённо – пива? - Ну, да, рак у меня вроде уже есть». - А вот это, как вам? – «В наши дни порядочным человеком считается тот, кто делает гадости без удовольствия»... –  Вот такой наш поэт. Наш человек.
 
Уже направился оратор на своё место и вдруг притормозил.

   - Ещё одно наблюдение. У него есть такая шутка. В клубе некий поэт читает стихи. Дамы млеют. Одна барышня плачет навзрыд. Поэт спускается к ней, протягивает свой носовой платок: - Я уношу с собой слезу......и на ушко: и буду ждать тебя внизу». Проницательный поэт,- и сам  так хорошо засмеялся.

И как эхо хороший понимающий смех в зале. И я не могу остановиться. Точно, до слёз смеюсь сама.

Приятельница удивляется.

    - Что с тобой?

    - Вчера зашла на страницу к доброму приятелю и там споткнулась о «слёзы» одной рецензентки. – «Вы мой Герой! Моя мечта! Я вас обожаю! Целую…..целую»…-
Приятельница тоже закатывается в хохоте.
 
   –  И что он ответил?

    - Типа…..я уношу с собой слезу…,- громко смеёмся. На нас уже обращают внимании. - Понимаешь, весна……  адреналина требует.

Вдруг она резко поднимает руку и  к микрофону.

Вытерла заплаканное личико,
Ситцевое платьице взяла,
Вышла — и, как птичка-невеличка,
В басенку, как в башенку, пошла.
И теперь мне постоянно снится,
Будто ты из басенки ушла,
Будто я женат был на синице,
Что когда-то море подожгла.

Хорошо прозвучало. Умничка.
Ведущая еле остановила поток желающих выступить. Уборщица подгоняла.
Просто удивительно.
Какая свежая струя, какой бодрый настрой.
Марина Сергеевна не скрывала своего восторга. – «Какие вы замечательные! Как знаете и чувствуете стихи Михаила Светлова».

В заключение вечера она прочитала:

С первого пожатия руки…
Как переменилось все на свете!
Обручи катают старики,
Ревматизмом мучаются дети,

По Севану ходят поезда,
В светлый полдень зажигают свечи,
Рыбам опротивела вода...

Я люблю тебя, как сумасшедший.

Все поднялись.
Наш старый знакомый подошёл к ведущим, подарил им по тюльпану,  поцеловал ручки.

    - Ещё одна зацепочка от Светлова: - Как-то на литературном вечере после чтения стихов Светлов отвечал на записки. Несколько записок он оставил без ответа. – Почему вы отвечаете не на все вопросы? – раздался голос из зала.– Если бы я мог ответить на все вопросы, – сказал Светлов, – мне стало бы неинтересно жить.

Вот такие бывают вечера…