Зацикленность. Случай из практики

Евгений Нищенко
Мой знакомый после автокатастрофы с размочаленным бедром и коленом, с дефицитом бедренной кости 12 см (это очень много) год лежал в травматологическом отделении.  Когда рана очистилась и поджила, ему сделали пластическую операцию - взяли из голени костный фрагмент и вставили его в повреждённое бедро - для костной мозоли.

Чтобы не заковывать пациента в гипсовый панцирь от пятки до подмышек, конечность фиксировали аппаратом Илизарова с кольцами на голени и на бедре - это очень неприятная локализация металлоконструкций.

После надёжного сращения планировалось рассечь кость на здоровом участке и удлинить бедро до нормальной величины медленным растяжением аппарата - "дозированной дистракцией".

Кость срасталась крайне медленно - кровосабжение повреждённых тканей было нарушено. Клетчатка вокруг спиц воспалилась, бедро отекло, кольца врезались в ткани. Бледный от болей, с холодным потом, пациент поднимался и ходил на костылях  по коридору, чтобы не залёживаться.
Надеялся на аппаратное удлинение конечности.

Заведующий был на учёбе, лечащего врача услали в командировку - больной оказался "безнадзорным" - никто из временно ведущих его врачей не хотел брать на себя ответственность за дальнейшее ведение больного.

Я, врач данного отделения, приехал из Ростова, где проходил клиническую ординатуру, созвонился с заведующим, получил "добро", снял больному все "жуткие железки" и увез товарища домой. Помог его, негнущегося от долгого лежания, втиснуть боком в ванную и смыть годичные больничные "культурные наложения".

Но не это главное: приятель мой ещё около года бредил повторным наложением аппарата  для постепенного удлинения конечности (по имевшей тогда хождение методике знаменитого в то время Г. А. Илизарова). Все разговоры о больной ноге сводились к необходимости лечь на повторную операцию. Я шутя наорал на него, а его его постоянному лечащему врачу, с которым был на короткой ноге, "на правах родственника" заявил об отказе от всех дальнейших операций и прекратил всякие разговоры на эту тему.

Тему я знал, поскольку сам был "железячником" - занимался этими самыми аппаратами. По научному это называлось "Внеочаговый компрессионно-дистракционный остеосинтез по..." - но кому это интересно!

Главное, я знал бесперспективность метода в данном случае. Кость, окружённая сплошь рубцовыми тканями, лишённая нормального кровоснабжения - неблагодарный материал для пластических операций. Знали и практические врачи и дело ограничилось бы только разговорами.

Саша, так звали нашего пациента, со временем стал гнуться в позвоночнике, ходил с палочкой, сделал себе высокий каблук на укороченную ногу и ездил на "Запоре" без ручного управления. Занялся коммерцией, пересел на "Оку", потом на "Жигуль".

Бедро срослось "кое-как", но крепко.

1988 г

Фото из Нета