Морские авиаполки ТОФ в Корейской Забытой войне. 1

Александр Семёнов 7
 Морские авиаполки ТОФ в Корейской Забытой войне.
(1 часть)
Как мало мы об ушедших знаем
И почему-же в праздники лишь вспоминаем?
Их надо чаще вспоминать
Они ведь нас и НАШЕ НЕБО сумели отстоять!

    Данная серия рассказов, не претендует мною на исключительное авторство и исключительную точность повествований фактов (возможны исправления), ибо в ней сведены воедино имеющиеся факты из книг, статей газет, журналов и сайтов интернета, указанных в конце в списке использованных материалов. Автор являясь сыном морского пилота, участника указанных событий, с большим желанием выполнил эту работу для всех читателей ПРОЗА. РУ, и именно кому интересна история нашей авиации, особенно морской дальневосточной. Автор благодарит следующих авторов: Сейдова И.А, Левшова П.В, Почтарева А. и сына пилота 781ИАП -  Каменщикова В.В, которые помогли данными этих событий и фотографиями.         

    В заключительных годах (1952-1953г) Забытой Корейской войны (которая проходила в 1550 – 1953гг) боевую практику в составе 64-го ИАК (истребительного авиакорпуса) получили 578-й и 781-й истребительные авиационные полки (ИАП) военно-воздушных сил 5-го ВМФ (ТОФ) (хотя в некоторых повествованиях есть данные и других авиаполков ТОФ, но дальнейших сведений о них нет, они или были переведены в ПВО или расформированы, или вошли в состав других полков). В ответ на ходатайство (25.07.1952г) Военно-морского министра адмирала Н.Г.Кузнецова Совет Министров СССР поручил Бюро по военно-промышленным вопросам рассмотреть предложение о включении в авиасоединение группы Лобова (64-ИАКорпуса) летного состава истребительного авиаполка ВМФ. Вопрос был решен оперативно, и уже 5-го августа в состав 64-го корпуса в Маньчжурию отправился 578-й ИАП 7-й ИАД ВВС 5-го ВМФ (ТОФ), базировавшийся в Приморском крае под Владивостоком. Из состава полка было выделено 12 руководителей и 40 летчиков, и затем из-за нехватки офицеров были добавлены 13 летчиков из 165-й ИАД (дивизии) ВВС 5-го ВМФ (ТОФ).
 
        В итоге в воздушных боях за 7 месяцев (с августа 1952 по февраль 1953) пилотами 578-го ИАП было сбито только 4 истребителя Ф-86 и 2 подбито. При этом полк потерял двоих летчиков и 10 самолетов МиГ-15бис. Соотношения сбитых самолетов противника к собственным 1:2,5 в пользу противника.

Вот возможный Лётный состав 578-го ИАП ТОФ (из письма Сейдова И.А)
Руководящий состав АП:
1) Добров В.Т. – п/п-к, командир АП;
2) Ободников М.Н.- майор, штурман АП;
3) Чернов В. – майор, помощник командира АП по ВСС;
4) Кокора Г.Т. – капитан, штурман АП;

   1-я АЭ:
1) Марченко М. – майор, командир АЭ;
2) Кантемиров А. - ст. лейтенант, зам. командира АЭ;
3) Демьянов Б. - ст. лейтенант;
4) Иванченко - ст. лейтенант;
5) Постников И.И. - лейтенант;
6) Гудков Н. - ст. лейтенант;
7) Милютин К.К. - ст. лейтенант;
8) Стефаницкий - ст. лейтенант;

   2-я АЭ:
1) Шевцов М.П. (возможно Швецов; из других источников) – капитан, командир АЭ;
2) Коктынь В.И. – капитан, зам. командира АЭ по политчасти;
3) Дорошенко - ст. лейтенант;
4) Смирнов - ст. лейтенант, к-р звена;
5) Земцов - ст. лейтенант;
6) Ковшов А. - ст. лейтенант;
7) Сергаков - ст. лейтенант;
8) Мещеряков А.А. - ст. лейтенант;
 
   3-я АЭ:
1) Андрющенко В.Д. – капитан, командир АЭ;
2) Царьков А. – капитан, зам. командира АЭ;
3) Капранов – капитан, зам. командира АЭ;
4) Зубченко И. – ст. лейтенант;
5) Никитин - ст. лейтенант;
6) Михайлов Е. - ст. лейтенант;
7) Червоный В.А. - ст. лейтенант;
8) Кравцов Е.Г. - ст. лейтенант;

- В сентябре 1952г. в в/бою погиб лётчик полка ст. лейтенант Мещеряков А.А. (29.09.52г.);
- В октябре 1952г. в в/бою погиб лётчик полка лейтенант Постников И.И. (11.10.52г.).

    Пока известны фамилии только 28 лётчиков данного полка, но их было больше (по другим данным около 40 человек), т.е. в составе полка были запасные лётчики, так что летали на задание попеременно. Отсюда и отсутствие пополнения в состав данного полка. Кроме двух погибших пилотов, были и ещё лётчики, которые раньше срока убыли в Союз по разным причинам, но этих точных данных пока (к сожалению) нет.
Эпизоды боевых вылетов 578ИАП ТОФ (из статьи «Поединки в небе Кореи» Почтарев А. Морской сборник №10-1998г, стр.72-75):
Наиболее характерными воздушными боями проведенными летчиками полка в небе Китая и Кореи, были: бой 15 сентября 1952г эскадрильи в составе 8 МиГ-15 под командованием капитана В.Д. Андрющенко во взаимодействии с 3-ей эскадрильей 726-го ИАП 133-й ИАД против восьмерки американских Ф-86 в районе аэродрома Аньдун и 10 декабря 1952г. – 8МиГ-15 2-й АЭ под командованием капитана М.П.Швецова против четверки Ф-86в районе Дээгуадонга. Воздушные бои с истребителями противника велись на высотах от 6 тыс. до 14 тыс.м с ведением огня с дистанций от 400 до 700м. В результате в первом бою капитан В.Д.Андрющенко и старший лейтенант Е.Г.Кравцов подбил 2 самолета американцев, потеряв при этом 2 своих МиГ-15. Во втором случае отличились майор М.Н.Ободников и капитан Г.Т.Кокора, сбившие по одному Ф-86.   

      Эпизоды боевых вылетов морячков (из книги Сейдова И. А. «Красные дьяволы» в небе Кореи. Советская авиация в войне 1950-1953гг. Хроника воздушных сражений. М. «Яуза». «Эксмо». 2007):
15 сентября (1952г) было знаменательно тем, что впервые в небо Кореи на боевое задание ушли морские летчики ТОФ, недавно прибывшие в состав 64-го иак. Командование авиации ВМФ решило провести боевую проверку своих летных кадров с целью приобретения ценного боевого опыта ведения современной войны, а также оценки уровня подготовки и мастерства пилотов ТОФ. Выбор пал на 7-ю иад ТОФ, которой командовал полковник Корешков. Из состава этой дивизии был отобран 578-й иап под командованием майора Доброва В.Т. 20 августа 1952 года с одного из приморских аэродромов вылетели два «Дугласа», которые взяли курс на аэродром Аньдун, в которых сидели 40 командиров и летчиков полка. Полк прибыл без материальной части, поэтому и без технического состава. Командованием корпуса было решено, что 578-й иап будет прикомандирован к 133-й иад и «морячки» будут сменять сроком на неделю или 10 дней один из полков дивизии, которому давался короткий отдых, а «морячки» летали в это время на самолетах данного полка, выполняя те же боевые задачи, что и летчики сменяемого полка.

     До середины сентября летчики 578-го иап знакомились с другими аэродромами корпуса (Мяогоу, Дапу, Мукден и пр.), облетали их поэскадрильно, изучали район боевых действий. Первыми совершили вылет на боевое задание летчики аэ капитана Андрющенко Василия Даниловича в составе 8 экипажей во взаимодействии с экипажами 3-й аэ 726-го иап. Вот как он описывает этот боевой вылет: «15 сентября 1952 года первый мой вылет на боевое задание. В этот день американцы решили нанести массированный удар по стратегическим объектам Северной Кореи. В налете участвовало несколько десятков штурмовиков и почти столько же «сейбров» прикрытия. Штурмовики шли группами под прикрытием «сейбров» на эшелонах 5000–12 000 м. Мы сидели в кабинах самолетов и хорошо видели, как со стороны залива на корейский берег черными волнами накатывались неприятельские самолеты. На отражение противника поднялись почти все наши истребительные полки.
     Пришло время вылета и нашей восьмерке. Вылетаю первым. Рядом со мной цепко держится в строю мой ведомый. За нами в воздух поднимается еще одна пара и еще... Убираю щитки-закрылки, шасси и направляю самолет курсом на железнодорожный мост в районе Сингисю. Теперь нашей восьмерке предстоит охранять этот важный стратегический объект.
    Один из моих летчиков вернулся на аэродром неисправным, не убираются шасси. Нас осталось семеро. Действовать будем двумя группами: пятерка впереди и пара сзади. Высота 6000 м, внизу под крылом светлая лента реки и мост через нее. Выполнив разворот вправо, увидел почти на траверзе восьмерку «сейбров». Она стремительно снижалась в сторону морского залива и пока не видела нас. Наверное, ее кто-то уже сильно напугал. Дал сигнал «Атакуем» и направил свой самолет в середину ведущего звена противника. Пока ловил в прицел, подвернувшийся «сейбр», сам оказался атакованным. Три короткие очереди из всех пушек, и неприятельский самолет задымил и рухнул вниз. Но и мое положение было критическим: подоспевшее звено «сейбров» уже вело по моему самолету прицельный огонь. Оглянулся на ведомых — никого рядом. Осталась одна надежда: оторваться от противника. Наши «миги» на вертикальных фигурах превосходили Ф-86. Это я хорошо знал от своих коллег. Этим и воспользовался. Американцы сопровождали меня огнем до высоты 15 500 м!
    Садился на запасном аэродроме. До своего я уже не мог дотянуть: кончилось топливо и остановился двигатель. Позже, проанализировав наши действия, я понял, что едва завязался воздушный бой с противником, наша пятерка не выдержала его стремительных ошеломляющих маневров и рассыпалась, как горох. Вот где сказалась наша недоученность резко маневрировать звеном и вести бой на огромных скоростях и запредельных перегрузках.
    В этом нашем первом бою мы потеряли два самолета: старший лейтенант Зубченко на пылающем истребителе произвел посадку вне аэродрома и чудом остался жив, старший лейтенант Никитин дотянул подбитым до аэродрома и посадил горящую машину на фюзеляж и получил травму». Так закончился первый бой для летчиков 578-го иап ТОФ, который они провели неудачно, потеряв две свои машины. Победа капитану Андрющенко В.Д. была засчитана как подбитый, так как «сейбр» упал в залив. Еще один «сейбр» в этом бою с 8-й Ф-86 удалось подбить старшему лейтенанту Кравцову Е.Г., но в целом бой был проведен неудачно и с неразумными потерями.

    В день (29 сентября) неудачным был боевой вылет «морячков» из 578-го иап ТОФ. Их группу атаковали «сейбры» из 51-го иакр и сбили два самолета. «Моряки» потеряли своего первого боевого товарища старшего лейтенанта Мещерякова Ивана Александровича. Второй летчик, старший лейтенант Червоный В.А., сумел спастись на парашюте. Их сбили подполковник Альберт Келли из 25-й аэ и 1-й лейтенант Джозеф Батлер из 39-й аэ, сбившие в этом сентябрьском последнем бою двух «мигов».
    В этот день американцы потеряли один Ф-86Е с № 50-0626 из состава 39-й аэ, в кабине которого погиб Томас Кассерли.

   В этот же день (11 октября) на боевое задание ушли 20 экипажей 578-го иап ТОФ, полк вел командир полка майор Добров ВТ. Но опять морских летчиков подвела слабая групповая слетанность на больших высотах и, скоростях. Ведущее командирское звено оторвалось от основной группы и было внезапно атаковано «сейбрами». Капитан Андрющенко В.Д. (командир 1-й аэ) бросил свою восьмерку на помощь и короткой залповой очередью сбил один «сейбр». Но рядом с падающим самолетом противника уже густо дымил и наш «миг». Это был самолет лейтенанта Постникова Ивана Ивановича, погибшего в этом бою.
    В итоге всех стычек с «сейбрами» за 11 октября корпус потерял 4 самолета и одного пилота, еще трое были ранены. В свой актив летчики корпуса записали два Ф-86. Сбитый майором Новоселовым К.В. Ф-86 не был засчитан, так как не обнаружены его обломки, видимо, он упал в залив.

    Наиболее серьезный бой состоялся 26 ноября 1952г, в нем участвовали летчики морского 578-го иап ТОФ. Но «морячки» вновь неудачно провели бой с «сейбрами», потеряв в бою две машины: были сбиты капитан Царьков А. и старший лейтенант Дорошенко, которые, к счастью, спаслись на парашютах. Дорошенко был ведомым в том вылете командира полка подполковника Доброва В.Т. и пострадал, прикрывая его в бою. Он был сбит на большой высоте и, катапультировавшись, чуть не замерз, спускаясь на парашюте с большой высоты, но все обошлось. Их сбили летчики 39-й аэ 51-го крыла майор Джеймс Линдсай (летчик-стажер из ВВС Канады) и 1-й лейтенант Гарольд Фишер. Слабым утешением для моряков была победа в этом бою старшего лейтенанта Червоного В.А., сбившего один «сейбр». Всего же до конца ноября (после 22 ноября) летчики корпуса сбили всего три Ф-86, потеряв две свои машины.
Первую потерю летчики корпуса (64ИАК) понесли только 8 декабря 1952г. В районе аэродрома была атакована на посадке пара командира АЭ (авиаэскадрильи) 578-го иап ТОФ майора Марченко Михаила. Атакой пары «сейбров» был подбит самолет ведущего, а сам летчик ранен. Пока были силы, Марченко с ходу пошел на посадку вне аэродрома, при посадке самолет разбился, а летчик остался жив, но получил множество травм и был отправлен в госпиталь. Сбили Марченко летчики 16-й аэ 51-го иакр майор Эдвин Хеллер и 1-й лейтенант Джейн Вудворт.

    А вот 16 декабря 1952г состоялось несколько ожесточенных боев летчиков 216-й иад и китайцев из ОВА с пилотами 4-го иакр в основном из 335-й аэ. Бои развернулись в районе населенных пунктов Ченьданьхэкоу, Бугдин, Кайсен, Хакусен, Тайсен и Сиодзио. Отличились в этот день летчики морского 578-го иап ТОФ (летчики полка майор Ободников М.Н. и капитан Кокора К.Т.), которые в бою с группой Ф-86 сбили в районе Дээгуандонг два «сейбра» без своих потерь. На боевое задание тогда вылетела восьмерка МиГ-15 из 2-й аэ полка под командованием капитана Швецова М.П., которая в районе Дээгуандонг встретила четыре Ф-86. Вот как об этом бое рассказывает его активный участник Ободников Михаил Николаевич: «Подлетая к границе на высоте 10–11 тысяч метров, мы сбрасывали ПТБ и выходили на территорию Кореи. Смирнов парой набирал 12 000 м и там ходил. На вопрос: «Где ты?» — отвечал, что сзади выше. Мы с Кокорой шли сзади четверки капитана Швецова, высота была приблизительно 10 000 метров. На развороте я немного отстал и при выводе из разворота чуть не столкнулся с «сейбром». Пара «охотников», не замечая нас, заходила в хвост звену Швецова. Я оказался как бы «ведомым» у ведомого «сейбра» на расстоянии 10–15 метров. Вот положение! Если бить ведомого, то ведущий «сейбр» собьет ведомого или даже двух наших из звена Швецова. Поэтому я открыл огонь по ведущему, который был в 50 метрах от меня, и сбил его. А затем длинной очередью из трех пушек прошил, и ведомый «сейбр». До земли сопровождать их не стал, а пошел к звену Швецова». Это был самый удачный и результативный бой морских летчиков из 578-го иап ТОФ в небе Кореи. Правда, командование морского полка решило одну победу отдать ведомому Ободникова капитану Кокора К.Т., но главное, что было сбито два самолета противника и без своих потерь.

    15 февраля 1953г. В этот день летчики-морячки из 578-го иап ТОФ провели один из своих удачных воздушных боев: эскадрилья в составе 8 «мигов» под командованием капитана Андрющенко В.Д. во взаимодействии с 3-й аэ 726-го иап в районе аэродрома Аньдун провела воздушный бой с восьмеркой Ф-86, в котором заместитель командира полка 578-го иап капитан Андрющенко и старший лейтенант Кравцов Е.Г. подбили два «сейбра» и без потерь вернулись на свой аэродром. Это был один из последних боев летчиков 578-го иап в небе Кореи, так как через несколько дней этот морской авиаполк убыл всем составом в Приморье на прежнее место своего базирования.

    Использованные материалы:
1. Сейдов И.А. «Красные дьяволы» в небе Кореи. Советская авиация в войне 1950-1953гг. Хроника воздушных сражений. М. «Яуза». «Эксмо». 2007.
2. Почтарев А. (полковник) «Поединки в небе Кореи». Статья/ Морской сборник. №10 - 1998г. (стр.72-75).
3. Левшов Павел Владимирович «Аварии и катастрофы, произошедшие в ВВС ВМФ в период с 1945 г. по 2007 г.».