Перед отъездом. Часть-8

Егоров Анатолий 3
    На улице начало светать. Первые восходящие солнечные лучи нежно тронули верхушки таежных сопок. В березовой роще подала свой голос кукушка. В низине вдоль болота еще стелился легкий туман. Я сладко потянулся,и только начал было одевать на ноги калоши, как вдруг из-за сарая,с полным ведром молока, вышла Маруся.-"С добрым утром, братишка !"- поприветствовала она меня. -" Что не спится ?"  -"С добрым утром, сестра !"- ответил я, а я было обрадовался, что первым проснулся.
-" Небось голова болит после вчерашнего-то ?"- спросила сестра. -" Там, в бутылке еще немного осталось, если хочешь выпей рюмочку, опохмелись ! А из буфета сала или помидорчик достань закусить". -" Спасибо,сестра ! Я не похмеляюсь"- ответил я.
-"Однако,пора мужиков будить. У меня уж и завтрак почти готов, только осталось вам сумку на дорожку собрать,и можно за стол садиться."- намекнула она, и приоткрыв дверцу печи швырнула туда дровишки.
Ополоснувшись прямо из бочки мягкой дождевой водичкой и вытеревшись полотенцем, я отправился будить мужиков. -" Отделение, подъем ! Сорок пять секунд !"- скомандовал я негромко. -"Что проспали ?"- спросил Николай приоткрыв один глаз и потирая пальцем другой. -" Пока еще нет, но пора вставать"- успокоил я его. Мужики,сладко позевывая и потягиваясь, неспеша стали одеваться. -"Там хоть осталось немного опохмелиться ?"- спросил Юра.-" Что-то немного голова побаливает"- пожаловался он.
-"Есть, мужики ! Есть !" -" Быстрее мойтесь да за стол !"- поторопил я их. -" Маруся успела уже и корову подоить,и завтрак приготовить". -"Она хоть ложилась спать или нет ?"- спросил Юра. Еще и шести-то нет,а она все уже сделала."  -"Да, Юра ! Это вам не в городе. В деревне Юра, так - не потопаешь, не палопаешь ! Она нам даже одежонку и сапоги приготовила."
   Позавтракав и натянув приготовленные сапоги,и прихватив сумку с едой, мы уселись в тележку,и въехав в березовую рощу покатили мимо кладбища в сторону Казанки. Через минут десять мы выехали из рощи на проселочную дорогу. Вот оно русское поле. -"Ишь ты, как овес вымахал !- подумал я. -" Хорош, тут ничего не скажешь. Не поле,а одно загляденье и чистое почти без сорняка, как в нашем Назаровском совхозе. Встретить такое поле нынче это редкость. Николай, оглядываясь на нас, широко улыбается. Приятно человеку асозновать, что и его маленькая частичка труда вложена в эту землю. Мне это чувство знакомо. А ведь когда-то на месте этих полей рос лес. Первыми эти места начали раскорчевывать наши земляки и родственники - казанцы.
Небольшая стайка тетеревов,перелетев поле, прочертила над лесом полудугу и плавно опустилась в редколесье. -"Смотри, Юра !Вон, за этими таежными сопками Солгонского кряжа, всего лишь в 25-ти километрах отсюда, находится моя малая Родина-родная деревня Московка. Летом 1947 года мой отец - Егоров Николай Ильич вернулся из Германии в Казанку. После гибели своего старшего брата Григория под Ленинградом в 1941 году, отец мой пошел на фронт добровольцем. Ему в 1942 году должно было исполниться восемнадцать лет. Вону закончил в Германии. Был удостоен 16-ти боевых правительственных наград, к примеру: Орденом Боевого Красного знамени, Орденом Отечественной войны, Орденом Красной Звезды, двумя медалями За Отвагу, За взятие Варшавы, За взятие Берлина и другими наградами. После Победы служил еще два года в акупационных частях на севере Германии, в городах Росток и Ной-Брандербург. Принимал участие в Подздамской конференции. После возвращения в родную деревню Казанку,он вскоре поехал к моему будущему деду, Жачеву Серапиону Николаевичу и бабушке, Анне Ефимовне, которые к этому времени переехали жить в деревню Московка, Назаровского района, и сосватал мою будущую мать,да так там и остался. А через год ,10 августа 1948 года на свет появился я. С тех пор они живут в Московке. Мать работает в деревне бухгалтером,а отец лесником.
    -"Ну, вот и приехали !"- кричу я Юре,а Николай,словно меня услышав,останавливается на краю знакомого мне с детства леса. Вижу заросшую высокой травой и еле приметную старую дорогу ведущую к клюквенному болоту. Сердце радостно бьется от знакомого трепетного чувства встречи с Казанкой. Вот он и Маврушкин лог. Здесь много лет назад были покосы моих дедов и прадедов,а посреди этого поля стоял полевой стан, где,после тяжелого труда по сбору урожая, селяне отдыхали. Может быть именно в тени той самой старой и корявой березы оставляли меня родители сидеть и играться совсем еще маленького во время покоса и уборки сена.Оставлять меня было не с кем, так как в такую страдную пору был дороги каждый день и каждая пара рук, поэтому брали с собой. Как-то мой старший двоюродный брат Саша Зайцев рассказал мне про это. Мне тогда было годика четыре. Когда мне надоедало сидеть под березой, я вставал и шел плача к работающим родителям, тем самым отрывая их от дела.
И тогда мой брат, пытаясь как-то меня отвлечь и занять чем-то, вырезал мне дудочку, и я сидел опять некоторое время тихо под березой и дудел в эту трубку. Рассказывал он мне, что я очень любил дудеть кому-нибудь в ухо,и если мне не подставляли ухо подудеть,я начинал плакать. Так меня приучили.
    -"А хотите посмотреть черную березу !"- спросил Николай. -"Ты,что шутишь что-ли ? Разве бывает черные березы ?" - Удивился Юра. -" Еще как бывает "- уверил нас Николай. -" Пойдемте покажу"- сказал он на полном серьезе. Интересно ! Мы последовали за ним. -"Наверное разыграть нас хочет"-подумал я. Заходим с дороги на край леса. Дурманящий запах цветов и разнотравья "кружит" наши головы. Красавицы - бабочки кружатся и перелетая с одной травинки на другую садятся почти рядом. В воздухе от стрекотания кузнечиков стоит непрерывающийся ни на минуту шум. -"Вот она, смотрите !"- говорит Николай, показывая будто на знакомое и будто незнакомое нам дерево. Мы останавливаемся не веря своим глазам. Действительно, перед нами стоит черная береза ! Трогаем руками, обследуем со всех сторон. Точно береза, только ствол и ветви ее черные,да и листочки меньше по размеру чем на обыкновенной. -" Ну,Николай и удивил же ты нас !"- сказал я ему. -"Спасибо что показал, бывают же чудеса на свете ! Теперь буду знать. Коля !" Пожелав нам приятного отдыха, Николай укатил в сторону Грузенки, а мы, спрятав сумку с едой и табличкой под корягой, зашагали по заросшей травой дороге к клюквенному болоту.
-" Как все-таки хорошо, что сапоги одели !"- сказал я. -" Спасибо сестре, позаботилась о нас. От росы наши ноги быстро бы промокли, и туфли наши уделали бы."  С краю дороги то и дело попадались заросли малины, возле которых мы останавливались и набрав полные свои ладони, отправляли ягоду в рот. Ох и много же будет ее нынче !"-удивлялся я.
    Минут через пять ходьбы, дорога повернула направо,и почти сразу начался медленный спуск к болоту. Дорога шла через сосновый лес, вскоре над нами появляется небольшая тучка таежного гнуса: комары, серые мухи-слепни и коварная мошка. На ходу обламываем сосновые ветки,и отмахиваясь от наседавшего на нас гнуса. дошли до края болота. Впереди нас, вдоль болота растут: ель, пихта, кедр,а на самом болоте карликовые березы и мелкий кустарник, местами ельник и лиственница. Много здесь и погибших, а то и вовсе засохших,торчащих как палки из мха деревьев.
И я вновь вспоминаю последний приезд сюда со своим отцом. Это было осенью 1983-го года. Тот раз мы прихватили с собою и ружьишко. Как раз в этом сосняке я подстрелил около шести рябчиков, а на болоте взял огромного глухаря. Помнится мы тогда собрались перекусить,и чтобы скипятить чай и отпугнуть гнус, развели с отцом небольшой костер. И только он разгорелся, мы нарвав зеленой травы бросили в костер. Вокруг нас все заволокло дымом,и постепенно гнус разлетелся и нас не так тревожил. Мы спокойно смогли перекусить, правда сами изрядно закоптились от дыма, но это было на даже на руку, так как гнус уже не так наседал как раньше. Так вот,тогда сидя у костра, отец рассказал мне один случай. Еще в детстве бегал он сюда на лыжах ставить силки на зайчишек,а когда подрос, и уже перед самой войной, он загнал по насту в это болото и подстрелил своего первого в жизни сохатого.
И вспомнилось мне,когда набрав клюквы мы направились домой. И когда мы проезжали мимо кладбища,я заметил как отец украдкой смахнул скатившуюся по щеке слезинку. Тогда я ему сказал: "Папка ! Давай заедем на кладбище, проведаем дедушку с бабушкой, он на это только махнул рукой. Голос его дрогнул и он сказал: "Не хочу сынок расстраиваться ! Заедем как-нибудь в другой раз". И кажется недавно это было,а уже восемь годков пролетело как отца уже нет на свете. Не получилось у нас в другой раз. Не получилось ... Вот такие Юра дела.
   Пробираясь по еле заметной тропинке идущей вдоль болота, мы вышли на небольшую полянку. А вот и знакомая береза, с которой я тогда сбил одним выстрелом приличный кусок гриба "Чаги" весом килограмм десять.  А вот под этой сосной что на косогоре, мы с отцом обедали, жгли костер и пили чай - тройник, который состоял из листьев и молоденьких веточек черной смородины, веточек брусники и белоголовника. Прелесть,а не чай.
-" Ну,что Юра ! Пойдем, посмотрим с тобой уродилась-ли в этом году клюква. Ежели уродилась,то приедете до снега с Леной и наберете,а дорогу сюда ты уже я надеюсь запомнил. Правда, бывает что иной раз ей не дают созреть как следует, выбирают еще полузрелой. Каждый хочет попасть сюда одними из первых. Вот народ пошел !"- возмущался я.-"Хорошо хоть что мало народу об этом месте знают". Со стороны болота потянуло сыростью и прохладой. Пройдя молоденький ельник мы сразу же наткнулись на большую полянку покрытую словно периной мхом. На бесчисленных небольших кочках, вокруг старых пеньков и кустарника было ее особенно много. Все вокруг было усыпано светло-белесыми бусинками. -" Уродилась родимая !"- сказал я удовлетворенно. К концу с сентября по октябрь можно будет уже собирать,а еще можно приехать за ней весною после схода снега."
Побродив по болоте словно по перине, мы наткнулись на тропы и лежки копытных. Они петляя среди уродливых маленьких березок и сосенок уходили далеко в глубь болота. -"А вот здесь медведь хозяйничал"- сказал я разглядывая место. -"А откуда ты знаешь ?"- удивился Юра.  -"Смотри Юра сюда ! Видишь на коре елки сколько следов от когтей, а вот валяются свежие обломанные ветки. Смотри сюда, вот тебе и следы, будто человек босиком прошелся. Должно быть мы его и спугнули. И вдруг,в это самое мгновение,из глубины болота донесся трубный голос зверя. -" Толя, медведь !"- вздрогнул испуганно Юра.
-" Нет Юра, это марал"- успокоил я его.-"Знакомый голос, уж я то знаю." -"А вдруг на нас медведь нападет "- забеспокоился он.  -"Нет Юра, медведя до самой зимы бояться не надо, потому как в это время он сытый. Он сам видать нас завидев сам дал скорее деру. Не было еще в наших местах случая чтобы он летом напал на человека. Приходилось самому несколько раз лицом к лицу встречаться с ним и ничего как видишь до сих пор живой.Сейчас самое время когда он на зиму жиром запасается. Тут ему и малина, и смородина,и кедровый орех скоро на походе,да и разного зверя ему хватает. Сам видел сколько тут троп. Именно, такие болотистые места и любят лоси.Видать он тут кого-то и караулил, только мы ему помешали с тобой"-заключил я уверенно.