Сказка о золотой жар-птице и каменной царевне

Елена Глызь
Где море плещет громко
В лазуревой дали,
Поют русалки звонко.
Плывут там корабли.
Там звезды золотые
Смеются в небесах,
Там витязи младые.
Живут там чудеса.
Там братья-ветры старые
Меж серых гор живут,
И чудо-гномы малые
Богатства стерегут.
Живет там сказка чудная,
О дивных волшебствах,
Об испытаньях трудных,
О светлых временах.

Сказка о золотой жар-птице и каменной царевне.
1
Жил да был когда-то царь.
Старый, мудрый государь.
Правиль он своей страною
Справедливо, и с любовью.
И была держава та
И прекрасна, и сильна.
Славилась земля садами,
Златоглавыми церквями,
И гуляли средь морей
Караваны кораблей.
Всем казна была богата:
Чистым серебром и златом,
И рубинов, жемчугов
Сотня сотен сундуков.
У царя был сын единый,
Всеми трепетно любимый,
Рос царевич молодой
Смелый, сильный, удалой.
Вот, пришла пора ему
Выбрать девицу, жену.
-Ты, царевич молодой,
Царство приймешь вслед за мной.
Я устал державой править.
Уж пора мне трон оставить,
Потому приходит срок
Стать царем тебе, сынок.
Ты найди красу-девицу,
Настоящую царицу,
Чтоб тебе была женой,
Мне же дочерью родной.
-Где ж мне девицу искать?
Где красавицу достать?
Отвечает царь лукаво:
-В этом ли все дело, право?
Нынче в лес, сынок, поди,
По тропинкам поброди,
Может чудо и случится,
И найдешь красу-девицу,
И откроется тебе
Леса нашего секрет.
И царевич говорит:
-Ты меня благослови,
Коли так угодно Богу,
То отправлюсь я в дорогу,
Ждет меня судьба моя.
Нынче ж в путь отправлюсь я.
Царь сынка благословил,
В путь-дорогу отпустил,
Сам стал царством управлять,
Сына с суженою ждать.
2
День и ночь царевич бродит,
Лес заветный он находит,
Там, на древах вековых
Видно эльфов молодых.
Изумрудными цветами
Все украшего вокруг,
Солнца ясными лучами
Обогрет зеленый луг.
Сладко там вздыхают птицы,
Манит небо синевой,
Томно голова кружится,
Восхитясь той красотой.
И царевич наш ступает
По заветным тем местам,
Тихо день усталый тает,
В небе светится звезда.
Появился месяц ясный,
Позолоченый рожок,
Как жених меж дев прекрасных
Он красуется, дружок.
И чарует звезд свеченье,
Витязь наш от восхищенья
Слова вымолвить не мог.
Он на травушку прилег,
Стал напевы леса слушать,
Сон в свою впуская душу.
Вдруг, березка озарилась,
Дивным светом осветилась,
Стала ночка дня светлей,
Меж дрожащих тех ветвей
Птица чудная порхает,
Будто бы огнем сверкает,
Наш царевич не сробел,
Чудо-птицу разглядел,
Он за хвост ее хватает,
Птица ж к юноше взывает:
-Ты, царевич, не губи,
Ты на волю отпусти.
Я тебе уж сослужу,
Дивным даром награжу.
-Что ж, изволь,-ответ был ей,-
В небеса лети смелей.
Мне ж обратно в путь пора,
Вот, и зорька уж видна.
-Ты постой, царевич мой,
Там, за лесом, под горой
Чудо-статуя стоит.
Гром над нею не гремит,
Зверь тропою той не ходит,
Лишь колдун в краях тех бродит,
Ту царевну стережет.
В камень превратил ее.
Вот тебе перо златое,
Знай, перо то не простое,
Девы лишь перо коснется,
Вмиг царевна та проснется,
Разобьется колдовство,
И растает волшебство.
Так жар-птица говорила,
И перо вдруг обронила.
С первой утренней зарей
Лес оставила родной.
Ей царевич поклонился,
Взял перо, и в путь пустился,
За красавицей лесной,
За царевной молодой.
3
Долго он по лесу бродит,
Но, царевны не находит.
Нет нигде ни чьих следов
В тихой зелени цветов,
Не видать царевны милой.
Держит ее злая сила,
Потешается над ней,
Прячет меж лесных теней.
Вечер звезды зажигает,
Только витязь все блуждает,
Хочет девушку найти,
И от чар ее спасти.
Вдруг, томясь и зло вздыхая,
Налетела буря злая,
Клонит долу дерева,
Полегла к земле трава,
Ель высокая упала,
Ветер тотчас и прижала.
И раздался ветра стон,
В небеса все рвется он.
Власы седые древом сильным
Привалены. Но рвется он
На волю. Там, где в небе синем
Светло при месяце златом.
И тяжек плен ему земли.
-Мой добрый витязь! Помоги!,-
Взмолился ветер:-Над землею
Взлететь мне хочется. С тобою
Уж как-то разочтемся мы...
И средь лесной той тишины
Царевич ветру молвит вдруг:
-Тебе я рад помочь, мой друг!
Он древо тут приподнимает,
И ветер в небо отпускает.
Тотчас и буря улеглась.
И молвит ветер наш, смеясь:
-Дышать как будто легче стало!
Спасибо, богатырь, тебе!
Но ты, мой друг, ответь сначала:
Что ищешь в этой стороне?
-Ищу царевну я лесную...
-Слыхал я про красу такую,-
Подумав, ветер говорит,-
Она вся в камне, крепко спит.
Прекрасных глаз не открывает,
И днем, и ночью почивает,
Уже давно царевна та
В объятьях колдовского сна.
Над ней поют лесные птицы,
У ног ковер весны цветет,
Но зря...Красавица-девица
Знать, никогда не оживет...
И злой колдун в краях тех бродит,
С девицы той очей не сводит,
Кто к ней лишь только подойдет,
Погибель там свою найдет.
-Не страшен мне колдун жестокий,
Мне тяжек жребий одинокий,-
Был храбреца того ответ.-
Мне без царевны жизни нет.
-Ну, если так, то в чем же дело?!
Держись за бороду ты смело,
Тебя я вмиг один домчу!
Стрелой к царевне полечу!
Царевич сильною рукою
За ветер держится. Стрелою
Чрез лес по небу он летит.
Судьбе на встречу он спешит.
4
Ветер вновь над лесом взвился,
Да за лесом очутился,
На царевича глядит,
И ему он говорит:
-Далее сам ступай ты смело,
С колдуном сразись умело,
Мне же в небо вновь пора,
Недалече до утра.
Ты у солнышка спроси,
Да совета попроси,
Пусть оно тебе подскажет,
И к царевне путь укажет.
А пока, мой друг, ступай,
Солнце ясное встречай.
Ветер с юношей простился,
Восвояси удалился,
Стал царевич утра ждать,
Солнце красное встречать.
Вдруг, жар-птица промелькнула,
В небесах хвостом взмахнула,
Стала песню напевать,
Солнце в небо призывать.
И росой умылись травы,
Рощи, крепкие дубравы,
В теплом золоте поля,
Просыпается земля.
И царевич наш взмолился,
К солнцу тотчас обратился:
-Помоги мне, солнце красное,
Подскажи, светило ясное,
Где царевну мне найти?
Как девицу мне спасти?
Солнце витязю в ответ:
-Помогу тебе, мой свет.
Видишь, светит лучик мой?
Сделай ты клубок златой,
Брось его в сыру землицу,
Он тебя к твоей девице
Тотчас же и приведет.
Говорит царевич тот:
-Благодарствуй, солнце ясное.
Ты прощай, светило красное.
Лучик витязь отыскал,
И в клубок его смотал,
Бросил он его из рук,
Ожил тот клубочек вдруг.
По траве он покатился,
И сияньем озарился,
А царевич вслед за ним,
Будто чарами гоним.
Вот, поляна заискрилась,
Светом дивным озарилась,
И царевича манит.
Тут и статуя стоит.
Ветерок ее ласкает,
Травы ножки обнимают,
И березушка листвой
Девы стан обнимет той.
-Вот она, краса лесная,
Вот царевна молодая,-
Наш царевич говорит.
Прямо к девице он мчит.
Вдруг, колдун к нему спешит,
Грозным голосом кричит:
-Ты зачем сюда забрался?
Аль ты с разумом расстался?!
Вот уж я как погляжу,
Смертью лютой накажу!
Но царевич не боится
С лютым ворогом сразиться,
Наступает он смелей,
Доле покорясь своей.
Вдруг, опять над ним жар-птица
Вихрем золотым кружится,
И перо в руках горит,
Колдуна оно слепит.
В тот же миг его не стало,
Будто вовсе не бывало,
Сгинул навсегда злодей.
За царевною своей
Витязь тотчас наш спешит,
А перо, как жар горит.
Лишь оно чела коснулось,
Тотчас девица проснулась,
Огляделась вдруг она,
И очнулась ото сна.
И взялись они за руки,
Позабыв былые муки
Возвратилися домой.
Их встречает край родной.
Так, живет семья младая,
Бед и горестей не зная,
Спас девицу молодец,
Вот и сказке той конец.