Исследование желания

Серж Готье
Прежде чем начать исследование желания, мне бы хотелось более подробно остановиться на таком термине как "восприятие". Общаясь с людьми на различных форумах, я пришел к выводу, что далеко не все понимают, что это такое.
Восприятие это то, что невозможно уже ни на что разделить. Например, книгу можно разделить на главы, главы можно разделить на абзацы, абзацы можно разделить на предложения, предложения можно разделить на слова, слова можно разделить на слоги, слоги можно разделить на буквы... и всё. Буква уже не делится. Это самая основа письменной речи, так же как основой устной речи является отдельный звук. То же самое и с восприятием. Например, мысль. Это просто мысль, ее уже невозможно на что-то разделить, поэтому такую неделимую единицу назвали восприятием. Просто есть такое восприятие как мысль, как основа всего мыслительного процессса. Желание тоже является восприятием, то есть, существует в данный момент восприятие желания написать это исследование и есть восприятие желания реализовать это желание и оно реализуется.
Такое восприятие как желание привлекло мое внимание по следующей причине - я задался вопросом - почему все-таки так получается, что одни желания у человека осознанные или радостные, а другие механические или надуманные? Почему, собственно, человек, реализуя то или иное желание, внезапно приходит к осознанию того, что он это делать не хотел? Вот думал человек, что хочет стать инженером, пошел учиться и только на четвертом курсе вдруг осознает, что инженером он быть не хочет. Или еще проще. Возникло у молодого  человека желание пойти на дискотеку, он туда приходит и через полчаса осознает, что идти туда не хотел. У меня возникло сильное желание разобраться в том, КАК это происходит, желание разобрать до винтика этот механизм, чтобы наглядно посмотреть, почему в том или ином желании отсутствет осознанность. Таким образом и возникло желание провести это исследование.
Прежде всего я пришел к выводу, что человек что-то желает только по отношению к будущему. Всё, что касается прошлого, называется воспоминанием. Даже если же человек хочет вернуть то, что было в прошлом, все равно он желает это прошлое по отношению к своему будущему. Например, если кто-то переехал в другой город и, разочаровавшись в нем, желает вернуться обратно, то он желает вернуться в любом случае в будущем, ибо в прошлое (если опираться на прямолинейность времени) вернуться невозможно.
Теперь эти желания (которые как мы выяснили возникают только по отношению к будущему) можно разделить на два вида:
1) человек желает то, что он уже имел:  - желает поехать в то место, в котором он уже был, либо желает увидеть того, кого он уже видел и т.д.
2) человек желает то, что он никогда не имел: -  желает поехать в то место, в котором он ни разу не был, либо желает увидеть того, кого он никогда не видел и т.д.
На первом типе желаний я останавливаться не стал, ибо здесь все относительно ясно - человек желает что-то или кого-то увидеть, потому что он это уже видел, ему понравилось и он желает это увидеть еще один раз. Особый интерес у меня вызвал второй тип желаний, в частности возник вопрос, каким образом человек желает то, что он никогда не видел? Возможно ли такое? Неужели человек может желать то, что он никогда не видел? Может здесь какая-то ошибка и человек просто думает, что это никогда не видел, а на самом деле все-таки видел? Я решил в этом пункте провести исследование и в качестве подопытного кролика или объекта для исследования взял, как обычно, себя самого.
Однажды меня спросили, куда я хочу поехать отдыхать, и я почти автоматически ответил - на Ямайку. Когда я начал проводить это исследование, я вспомнил этот свой ответ и спросил себя, каким образом я могу желать поехать на Ямайку, если я там ни разу не был и в глаза эту Ямайку не видел? И тогда я начал копать. Почему я хочу поехать именно на Ямайку? Откуда вдруг такое желание? Я вспомнил, что однажды читал статью одного российского журналиста, который очень подробно и довольно красочно описал находящийся на Ямайке пансионат для нудистов. Таким образом, я прихожу к заключению, что я не на Ямайку хочу поехать, а посетить пансионат для нудистов. Но у меня тут же возникло возражение к самому себе — извини, но пансионат для нудистов я тоже никогда не видел, каким образом я могу желать то, что никогда не видел? Я начал копать еще глубже. Да, действительно, пансионат для нудистов я никогда не видел, но я в своей жизни видел такой объект как "пансионат" и видел такой объект как "обнаженный человек". Поскольку сейчас этих объектов у меня перед глазами нет, то они у меня остались в памяти как мыслеобразы. Таким образом, мое изначальное желание поехать отдыхать на Ямайку оказалось желанием соединить мыслеобраз "пансионат" с мыслеобразом "обнаженный человек". Снова возник вопрос - откуда взялось желание соединить эти два мыслеобраза? Ответ:
 1) в пансионате таких объектов как "обнаженный человек" много;
 2) объекты "обнаженный человек" в пансионате находятся продолжительное время ( в отличие от бани, где человек помылся и ушел).
Таким образом, мое желание поехать на Ямайку это желание как можно дольше находиться среди обнаженных людей.
Теперь проведем небольшое исследование на тему, почему в этом желании отсутствует осознанность. Причина заключается в том, что вследствие статьи российского журналиста, Ямайка стала ассоциироваться у меня с пансионатом для нудистов.
Представим себе такое развитие событий - мне предлагают съездить в командировку на выбор: либо на Ямайку, либо в Польшу. Я тут же выбираю Ямайку. Поскольку она находится за океаном, мне приходится раскошеливаться, но я иду на это, и только прилетев на Ямайку, я начинаю осознавать свою глупость. Столица Ямайки - город Кингстон, город крупный и по этому городу, разумеется, никто голышом не ходит. Поскольку я приехал в командировку, то проторчав за работой в этом Кингстоне целый месяц, я разочарованный и раздосадованный улетаю домой, наконец осознав, что все что я хотел, это побывать в пансионате для нудистов.
Теперь возьмем для примера случай со студентом, который думал, что хочет стать инженером, поступил в институт, четыре года пыхтел и в конце концов понял, что инженером быть совсем не хочет. Вариант возможно такой. Инженером был его дядя, который всегда приезжал к его папе на "Мерседесе". Таким образом, у парня слово "инженер" стало ассоциироваться с крутой иномаркой, и только когда он домучал четвертый курс, он вдруг понял, что на самом деле хотел ездить на "Мерседесе", ибо то, чем занимается его дядя инженер на производстве, он, разумеется, не знал.
Если человек хочет то, что он никогда не видел (Ямайка) или желает то, о чем ничего не знает (инженер), то если спросить его, почему он это желает, он неизбежно найдет ассоциацию с тем или иным мыслеобразом, который в его арсенале уже есть и который он просто соединяет с другим мыслеобразом. Таким образом, люди словно карты в колоде тасуют свои мыслеобразы или объекты, которые они уже безусловно видели и их подлинное осознанное желание искажается в этой массе мыслеобразов, приводя человека к неизбежному ложному заключению и реализации совсем не того желания, которое он на самом деле хотел. Учитывая то, что любой мыслеобраз это объект, который мы уже видели и который отложился у нас в памяти, то мы в любом случае ВСЕГДА желаем то, что уже видели, таким образом, рисуя себе будущее, которое, если разобрать его на мыслеобразы, явлется нашим прошлым.
Какой из этого следует вывод? Для того, чтобы не приходить к ложным умозаключениям, которые неизбежно приводят нас к тому, что мы делаем совсем не то, что на самом деле хотим, необходимо быть предельно искренними с самими собой. На примере этого исследования искренность означает, что я с самого начала должен был отдавать себе отчет, что меня интересует не Ямайка, а нечто совсем другое.