Мартышка и кубик Рубика. Мысли о тестировании

Фима Жиганец
 

Наше общество сегодня переживает пандемию повальной увлечённости всевозможными тестами. Уровень интеллекта, профпригодность, знание школьных предметов, тайные склонности (особливо порочные), психическое здоровье-нездоровье – всё подвергается тестированию. Впору перелицевать известный стишок Маршака:
 
Для теста есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы…

И, как водится, «просто тесты – без причин». Всё это выдаётся за последнее слово науки, способной отличить зёрна от плевел. Но верится почему-то слабо…

Осторожнее с кляксами!
Для начала попытаемся понять, о чём речь. Итак, тестирование – это психологическая диагностика с использованием определённого набора вопросов и задач. Как утверждают учёные мужи, тесты нужны «для стандартизированного измерения индивидуальных различий». То есть человек выступает как механизм, индивидуальность которого определяется набором стандартных черт характера, знаний,  умений и проч. При этом нас убеждают, что по результатам тестов можно судить о ЛИЧНОСТНЫХ характеристиках! Но так ли это?

Понятно, что в определённых областях профессиональной деятельности подобное тестирование имеет смысл. Скажем, тесты на психологическую совместимость, психическую уравновешенность и прочее. Однако специалисты предостерегают против АБСОЛЮТИЗАЦИИ подобных методов и советуют не преувеличивать результатов тестирования даже на основе «выверенных» методик.

К таковым многие относят тест Германа Роршаха. Человеку показывают попеременно десять чернильных клякс разной формы, а он рассказывает о возникающих ассоциациях. Предполагается, что толкование таких ассоциаций специалистами может многое рассказать о личности и «тайных уголках души» испытуемого. Рациональное зерно в этом есть. Если не забывать том, что швейцарский психолог шлифовал свой метод… на душевнобольных. К тому же за почти сто лет с момента создания теста появилось уже ШЕСТЬ ВАРИАЦИЙ толкования полученных результатов! Не многовато ли?

Нас успокаивают: дескать, в России тест Роршаха используется преимущественно в клинико-психологических исследованиях. Однако хохму с кляксами многие «продвинутые» фирмы активно применяют при отборе претендентов на службу. Ведь сторонники швейцарского Кляксича считают, что его тест способен выявить уровень интеллекта, технической и литературной одарённости, оригинальности или банальности мышления, способности к критике, склонности к неврозам и психопатиям и т.д.

Но, во-первых, не стоит забывать: что русскому здорОво, то немцу – смерть. То есть тесты для душевнобольных далеко не всегда подходят для психически здоровых людей. Во-вторых, на создание эффективного теста порою уходят десятки лет работы авторских коллективов. Что касается нашего Отечества, здесь вообще катастрофически мало тестов, прошедших адаптацию к российской действительности. Психолог Ольга Волгина утверждает, что сегодня «сложилась ситуация, в которой существующий пул инструментов перестал соответствовать современным требованиям по всем ключевым параметрам:
 
юридическому - абсолютное большинство тестов и опросников были и остаются попросту ворованными;
 этическому - низкое качество переводов и грубые ошибки при интерпретировании результатов;
 содержательному - несоответствие тестов по отношению к тестируемым компетенциям».

Но «быть в тренде» так хочется…

Эх, хвост-чешуя!
Хотя дело не только в том, насколько «валидны», то есть правильны и корректны результаты тестов. Современные опросники способны повергнуть в отчаяние даже человека, который долгие годы умело притворялся нормальным. Чисто по-человечески можно понять бухгалтера, в бешенстве рвущего анкету, где у него спрашивают не о дебете и кредите, а о любимой позе в тантрическом сексе. Однако куда опаснее другое: тестирование само по себе может привести (и зачастую приводит) к глубоким внутренним психологическим травмам «подопытных».

Во многих штатах США определение способностей человека на основании тестирования вообще категорически запрещено законом - поскольку приводит К СОЦИАЛЬНОЙ СЕЛЕКЦИИ ОБЩЕСТВА НА ОСНОВАНИИ СУБЪЕКТИВНЫХ И МАЛОВРАЗУМИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ. То есть происходит подавление и искусственное снижение личностного статуса человека: его ЗАСТАВЛЯЮТ поверить в собственную неполноценность, недоразвитость по тем или иным признакам. «Несчастные» приходят к выводу, что должны занимать определённую (низшую) социальную нишу и у них нет надежд для роста и развития. С наукой ведь не поспоришь…

Простой пример. У нас до сих пор необычайно популярны так называемые «тесты на IQ» - то есть на «уровень интеллекта». Их множество - самых разнообразных. Согласитесь: если ваш ай-кью уступает показателям людей из вашего окружения, вы поневоле чувствуете себя «глупее», «недоразвитее», в вас накапливается чувство самоунижения, раздражения…

Успокойтесь! В реальности все эти «тесты на IQ» не имеют прямой связи с уровнем интеллекта. Максимум что они могут показать - это уровень математических способностей.

То же самое – со многими другими «психологическими диагностиками». Специалисты предупреждают, что на результаты тестов следует полагаться с большой осторожностью. Их точность в лучшем случае равна 60–70 процентам. И то когда с человеком работают профессионалы высокого класса. К сожалению, я бы сегодня остерёгся давать подобную оценку многим людям, которые занимаются тестированием. Не стоит путать психоаналитика и третьесортного психотехника, как нельзя путать медсестру с хирургом. Человеку с клизмой скальпель лучше всё-таки не доверять.

Тем более нынче слишком много "психологов", которые окончили всевозможные заочные "академии" и "университеты" сомнительного свойства. Так называемое "образование по переписке". Всемирный Университет Психофизической Нейроэнергетики и Оккультной Парасенсорной Тантрологии. Или что-то в этом роде.
"Штудентам" присылают задания, они платят деньги и получают немыслимые дипломы, некоторые - чуть ли не с золотыми печатями...

А потом с такими знаниями тестируют нас на "нормальность".

А в России зачастую именно так и происходит. Глумлению подвергаются не только взрослые. В одном чрезвычайно «продвинутом» детском саду на уроке рисования Машенькам и Ванечкам предложили изобразить барашка в бутылке - персонажа «Маленького принца» Экзюпери. На основании каждого рисунка мудрый психолог поставил диагноз. Горлышко бутылки смотрит вверх – ребёнку не уделяют внимания. Вниз – у дитяти признаки ранних сексуальных отклонений. Вправо – папа любит сильно выпить. Влево – мама гуляет на стороне… Доброе слово нашлось для каждого. Причём, как говаривал старик Кант, «с позиций чистого разума».

Есть другая вариация барашка - тест «Несуществующее животное». Вас просят нарисовать зверушку, которой не существует в природе, и дать ей имя. В зависимости от того, в какую сторону смотрит намалёванное существо, есть ли у него зубы, клыки, крылья, чешуя и прочее, земноводное это, птица или рыба, исследователь способен проникнуть в глубины вашего подсознания и рассказать о вас такие мерзости, о которых вы и не подозревали.

Порою подобные психиатрические кунштюки ломают судьбу. Недавно человека отправили за «колючку» на основании как раз такой «экспертизы». Отчима обвиняли в развратных действиях по отношению к малолетней падчерице. Девочка этого не подтверждала, следов «вожделения» тоже не имелось, и пришлось прибегнуть к помощи знатных психоаналитиков. Малышке предложили изобразить белочку. А поскольку юная художница пририсовала зверушке излишне длинный и пушистый хвост, сомнений не осталось: виновен! Такую красоту… тьфу-тьфу! – пакость девочки просто так не нарисуют!

Цветик-восьмицветик
Я сознательно привожу самые известные, стандартные тесты. Так сказать, «прошедшие проверку временем». Именно эти «научные заморочки» наиболее популярны и авторитетны у отечественных психотехников. Например, тест Макса Люшера. Требуется несколько раз разложить цветные карточки в произвольном порядке. Это якобы отражает ваше внутреннее состояние, настроение, взгляд на мир – комплекс характеристик, способных повлиять на работоспособность, подход к делу, отношения с окружающими. Цветовой тест Люшера считается чуть ли не основополагающим в определении профессионализма, творческого потенциала, стрессоустойчивости и других важных качеств подопытного претендента.

Между тем сам учёный, побывав в России, возмутился тем, что его здешние последователи используют при тестировании лишь восемь карточек. А «полную характеристику» способен дать только оригинальный тест Люшера, в котором используется… 81 оттенок цвета и их 7 форм! То есть, выходит, на россиянах испытывают адаптацию, «рюски комикс»? Подобная проверка должна занимать как минимум несколько часов, а то и сутки!

Впрочем, многие вообще ставят под вопрос таинственные камлания швейцарского учёного. По их мнению, некорректно использовать методику, основанную на «клиническом материале», причём в значительной мере – на исследованиях больных шизофренией, склонных к непредсказуемому, парадоксальному мышлению. Сама мысль о том, что на основании простого ранжирования цветов можно провести глубокий анализ личности, кажется многим чем-то средним между буйной фантазией и мракобесием. Тем более до сих пор сколько-нибудь вменяемой теории цветопредпочтения вообще не существует.

Даже российская последовательница методики Люшера Людмила Собчик высказывает обоснованный скептицизм, когда речь заходит о текстовой интерпретации швейцарцем результатов его метода. Признавая художественную самоценность милых формулировок господина Макса, она замечает, что, к примеру, вывод «Томится по узам нежной и постоянной любви», возможно, изысканно звучит, но мало связан с современной психологией. А ведь есть ещё и покруче – «Жаждет разгула сладострастья»! И эти люди запрещают нам ковыряться в носу…

К тому же «цветоводы» порою по-разному трактуют результаты тестов. Та же Собчик утверждает: «Люшер считает, что синий - это цвет людей спокойных. Однако, судя по моей многолетней практике, его выбирают чрезвычайно ранимые, впечатлительные люди, нуждающиеся в покое. Согласитесь, это не одно и то же».

Наконец, житель Центральной Африки и Крайнего Севера могут по-разному подсознательно реагировать на один и тот же цвет. Так, у разных племён эскимосов существует от 30 до 200 слов для описания снега. Неужели непонятно, что белый цвет для них играет особую роль – в отличие от жителей других мест? Однако в теории Люшера этот фактор не имеет ни малейшего значения. Но нельзя не учитывать географические особенности и национальную психологию! Например, когда белые люди приплыли на остров Таити, они обнаружили, что у местного населения существовало более пятидесяти слов для обозначения любви... и ни одного слова для обозначения работы!

Цветовой тест швейцарского психиатра напомнил мне давнишнюю историю, когда одному шимпанзе дали поиграть кубиком Рубика. Бедное животное чуть с ума не сошло, не понимая, почему игрушку нельзя сломать, в какую сторону ни верти!

Мне кажется неразумным вручать свою судьбу в лапы шимпанзе – даже очень учёных.


Белый фаллос летит…
 Как-то посчастливилось мне побывать на симпозиуме психоаналитиков, посвящённом памяти Сабины Шпильрайн – ученицы Эрика Фромма и Зигмунда Фрейда. В особнячке на Пушкинской, где располагался Союз писателей, узрел я воочию светила и светильники мирового фрейдизма. Положа руку на сердце, столько галиматьи за один присест нормальному человеку переварить трудно. Нарисую всего лишь одну «картинку с выставки».

 Во время семинара «Психоанализ и русские сказки» один из докладчиков взялся растолковать народу сказку о Терёшечке. Помните, как в конце этого трагического повествования Терёшечка влез на берёзу и просил пролетающих лебедей взять его с собой, поскольку внизу баба Яга стахановским методом вгрызалась в тонкий ствол деревца?

 – Берёза – символ возбуждённого фаллоса, – объяснил мудрый лектор.

 Всем стало жаль несчастного Терёшечку: эк куда пацана занесло! Ну, авось лебеди спасут его от поругания…

 – Лебеди тоже олицетворяют фаллосы, – сурово растоптал наши надежды психоаналитик.

 Олицетворением того же гнусного предмета оказалась также лодочка с Терёшечкой и другие присутствовавшие в сказке аксессуары. К конце доклада стаи хищных предметов мужской гордости порхали по всей аудитории, и я счёл нужным срочно ретироваться. В целях личной безопасности.

 Конечно, в душе мне понятно стремление многих руководителей не отстать от прогресса. Но, с другой стороны, не стоит и бежать впереди него, как герой комедии Сухово-Кобылина Тарелкин. Не нарваться бы на пикирующий фаллос…

Голова – предмет тёмный…
Цель этой публикации – вовсе не полемика вокруг технологии составления тестов. Речь о другом. Повальное увлечение психологическими диагностиками любого рода, их массовое использование с целью какого-либо отбора ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРЬЁЗНУЮ ОПАСНОСТЬ для общества.

С тестами не следует путать обычные опросы и собеседования по существу дела. Это – совершенно естественная практика. Но, как правило, психологические тесты подразумевают обращение к «подсознательному» - тому, что невозможно определить при помощи бесед и обычных наблюдений. Часто эти практики берут начало в учении Зигмунда Фрейда о психоанализе. Наверное, в этом учении есть немало разумного. Хотя я разочаровался во Фрейде,  ознакомившись с его унылой статьёй «Остроумие и его отношение к бессознательному». Я пришёл к выводу, что у отца психоанализа полностью отсутствовало чувство юмора, а его голова буквально кишела мадагаскарскими тараканами.

Массовая система тестирования путём обращения к «подсознанию» изначально порочна. Психологическая диагностика допустима лишь в области клинических исследований – да и то с большими оговорками. Эта методика использует механистические схемы. Вырвавшись «на волю», она способна привести к чудовищным последствиям. Особенно если будет официально одобрена и принята «на вооружение». Подобные «диагностики» могут служить инструментарием для социальной сегрегации по туманным принципам, орудием психологического угнетения и подавления.

Массовое тестирование бессмысленно. Его прекрасно заменяют проверка реальных знаний и профессиональных навыков и непосредственное общение с испытуемым. Хороший руководитель без труда определит уровень претендента. А просчитать психологическую совместимость в коллективе неспособен ни один тест. Поведение человека корректируется в процессе общения. Даже в семье муж и жена годами притираются друг к другу, обучаясь совместному общению, терпимости, компромиссам. Человека невозможно оценить однолинейно. Это – сложное социальное существо.

Да, психологические диагностики способны приносить пользу в определённой среде. Чаще всего - в среде людей, для которых подсознательные процессы играют значительную роль, при проверке личностей определённого типа в соответствующих учреждениях – психиатрических клиниках и проч. Но выпускать процесс за эти рамки – значит, выпускать джинна из бутылки.

«Голова – предмет тёмный и исследованию не подлежит», - говаривал доктор из фильма «Формула любви». С персонажем Леонида Броневого можно поспорить. Но, глядя на вакханалию в области нынешнего психологического тестирования, я, пожалуй, воздержусь.