2-2 lmt джоуль энергия

Всеволод Архангельский
Это в физике, а в человеческом обществе?

    Прочитал статью о судьбах нейтрино в мартовском № 1 «Наука и Жизнь». Как понял, современная физика (и уже давно) твердо установила следующее : 1. Энергия не исчезает в процессе постоянно развивающегося мироздания. Единство пространства- времени и массы, в определенных соотношениях, и выражает количество  имеющейся энергии. Закон сохранения энергии 2. Сама «масса», материя одновременно может быть и дискретной, корпускулярной  и волновой, фактически и прерывной и непрерывной. 3 Самые мельчайшие частицы материи (мюоны, пионы, нейтрино и т..д.) существуют в двух самостоятельных видах, с различным зарядом- либо положительным, либо отрицательным , т.е. фактически как пары - частица и античастица.

 Что - эти моменты универсальны, распространяются и на человеческое общество или человек разумный с его сознанием, «свободой воли» что то «не от мира сего?» Но остановимся на конкретных вопросах.

   Итак, физики дали конкретную формулировку энергии и определили её единицы (ватты, джоули) в формуле LMT - метры, килограммы, секунды. Пространство, масса, время. Их определенное сочетание, (L квадрат, М-Т в минус третьей степени,) единство - порождает энергию. А чем эти величины измеряются? В мире физических тел - понятно!И как они могут быть в то же время различны!. Несколько цифр - от возникновения жизни на земле до первых людей прошло более ТРЕХ месяцев, если считать каждую секунду за 500 лет. А луна вращается вокруг Земли со скоростью 1 км. в секунду. Лампа,  потребляет энергии 1 ватт в секунду, а мощность урагана в 150.000 раз больше. И скорость и время неразрывно связаны с самим предметом - массой, телом. А в человеческом обществе? Ведь здесь мы встречаемся практически с теми же величинами_, МЕСТО, ЧЕЛОВЕК, ВРЕМЯ (и в той же взаимосвязью). Ведь странно бывает видеть в какой-нибудь современной постановке или кинофильме того же Хлестакова в современных джинсах и с мобильным телефоном или Гамлета, рассуждающего о современных проблемах секса или наркотиков. И в то же время у человеческого общества есть свои особенности. Современный крокодил не может родить допотопного ящура, а современный художник (или даже политик) рождают нечто подобное в своих произведениях и делах. Но всё же - об особенностях.

    И так. Пространства: миллиметры, метры, километры, парсеки. Масса (вес) -: грамм, килограмм, центнер, тонна. Мегатонна.
Время: секунда, час, сутки, год, столетие, 500 лет (как секунда). Тысячелетие. В обществе?. Жилплощадь(?), улица, город село), страна, Земля. Масса (вес) - один человек, коллектив (группа, семья), социальная группа, класс, нация, население страны, Земли.

Время: младенчество, детство, юность, зрелый возраст, старость.? А если говорить о коллективе или соцгруппе, тем более обществе, то «единицами времени» могут быть самые различные. Коллективы зависят от конкретных форм разделения труда и особенностей организации общественной деятельности, интересов в том числе. Социальные группы и классы - от соц.экон. условий и форм общественных отношений. И так далее. Здесь гораздо более всё условно, имея ввиду временные рамки общего пользования — час, год, столетие и т.д. поскольку зависит в первую очередь от двух факторов -   особенностей самой  личности (а они практически неповторимы) и особенностей социально-экономического строя и соответствующих идеологических взглядов и наконец от уровня достижений человеческой практики - в областях науки, техники и культуры. ( т.е. достижений человеческой деятельности, т.е. ОПЫТА, накопленного в знаниях и произведения, в формах организации)  Не говоря о природно-климатических особенностях проживания.
А как же в связи с этим понятие энергии? Сначала общее, потом особенное.
   Рискну использовать «физические понятия» -потенциальная и кинетическая энергия.  У человечества, ЧЕЛОВЕКА. Потенциальная - это возможно потенциальные способности человека. Потенциальные - т.к. они разные у людей, не сразу и полностью раскрываются , тем более по разному используются, применяются. Но главная способность - это способность логически мыслить и эмоционально воспринимать окружающий мир и эмоционально передавать выводы своего мышления.

Все другие способности и таланты имеют «прикладной» характер, но необходимый для реализации основной способности. «Кинетическая энергия» человека - это его передача своих знаний, опыта, способностей другим людям, так сказать в результате человеческой деятельности одна энергия данного человека, группы или общества другим людям, поколениям, коллективам или следующему обществу. Энергия не пропадает, не исчезает, она «преобразуется» или аккумулируется в достижениях науки, техники и т.п.! Поскольку мы затронули три компонента энергии - человек, коллектив, общество, то вполне понятно, что и мощность энергии у различных элементов социальной структуры общества будет «относительно» различная. Человек и сила слова, взгляда, поступка (движения), организаторские способности, способность успокоить, рассмешить, загипнотизировать.

Коллектив - как сила, способная не просто создавать новое, но и изменять, повлиять на человека, помочь ему себя проявить, раскрыть свои способности, вести корабль под парусами, даже против ветра, использовать силу воды, того же ветра и т.д. Общество - как источник более мощной энергии, энергии таящейся в недрах самого общества, недрах «атомного ядра» совершать революции. Не просто влиять, а изменять политику государства и само государство.  Поэтому и время использования соответствующей энергии отличается.  Человек может решительно действовать спонтанно-сознательно. Для массы  людей требуется большее времени для «осознания» и организованного действия. Даже для организации. Нужны ресурсы, потенциальные возможности и реальные далеко не одно и то же. Время - это ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, нарушение этой необходимости способно привести к отрицательным последствиям, нарушающим закономерный, поступательный процесс развития человеки, коллектива или общества. Условия должны «дозреть», энергия накопиться.
     Какие и в чем здесь могут быть особенности? Человек. Что человеческая личность индивидуальна, что коллективы могут быть самые различные,  всем понятно. Но вот общество со своими устоями? Оказывается и оно. Сейчас говорят о «современном этапе развития капиталистического общества - “неолиберального“. В России, как сейчас говорят, еще силен коллективизм. А в  Китае мол свои особенности. Коллективизм с плановой экономикой.  Но заметьте - во всех названных трех случаях берутся три вышеназванных элемента, составляющих общество - индивид, личность, коллектив и общество в целом. Выше крыши не прыгнешь!!! В чем она проявляется, особенности ее переноса, преобразования в первом случае личности, отдельного человека?

Ответа на эти вопросы ожидать от одного человека, уже по  логике вещей ,  нельзя. Но ведь жить без попытки в чем-то разобраться тоже невозможно. Ведь ты человек! Давно усвоено превращение   механической энергии в тепловую, электрическую. Мы говорим об энергии света, звука. В конце концов возникновение жизни - это тоже результат определенных процессов, и перехода одного вида энергии в другой  (своеобразное «перевоплощение») и  действия определенных тенденций и закономерностей поступательного развития вообще т.е пространственно-временного фактора. Как здесь увязывается в одно единое целое «среда», время и сам человек? Увязка через деятельность человека.  А любая деятельность предполагает затраты сил, энергию.  В чем сила человека и откуда он черпает силу,энергию для деятельности? Источник - сам человек и окружающая действительность, общество, коллектив. В чем сила самого человека, откуда у него столько энергии для деятельности?

Физические и духовные качества человека. Природа создала человека по своему подобию. Организм человека - единое целое с внутренними источниками преобразования энергии, получаемой человеком. Это с одной стороны - органы кровообращения, дыхания, пищеварения  дополняющие друг друга, а с другой органы чувств, нервная система и наконец мозг человека.  А результат- человек способен мыслить и выражать их в речи, словах.
Вырабатывается СПОСОБНОСТЬ к сознательной деятельности. И понимание своих интересов, сила воли к целенаправленной деятельности.  Чем эта сила, энергия может измеряться? Только её реализацией через практические поступки, деятельность, в том числе и эмоциональную. И слово. 
Это фактически означает - через выполнение своей РОЛИ в коллективе и обществе.  Возьмите электрическую лампочку в 100 ватт. Когда вы определите её мощность? Когда включите в электросеть.  То есть на практике. Так и с человеком.  Особенность только заключается в том, что результатом умственной (и последующей практической деятельности),могут быть ошибочные выводы в понимании поступающей информации (ощущений) и логике анализа этой информации, и конечно, в самом содержании получаемой информации о происходящем. Она может быть искаженной. Или даже фальсифицированной.  А для оценки всего этого необходим определенный уровень развития самой личности, её опыта  и внешних условий. 

Критерием истинности - «практика», деятельность в коллективе, а следовательно, и в оценке других личностей и коллектива.  В чем в этом отношении принципиальный недостаток современной модели «неолиберального капитализма»? В том, что он фактически пытается ограничить оценку происходящего в обществе только (или преимущественно) через роль отдельного человека личности «вождя» или «преступника». Обывателя, рассматривая вопросы с точки зрения его личной «свободы» и прав.  Роль, место коллектива и масс в обществе, их права и свободы, сводились к  «полю деятельности» отдельной  личности, не имеющих САМОСТОЯТЕЛЬНОГО значения.

Но это, конечно, самая приближенная оценка. Такой подход « неолибералов» фактически отрицает наличие наиболее общих, а следовательно, и определяющих закономерностей, присущих развитию человеческого общества в целом. (и как следствие - массовых выступлений людей, разгоняя их дубинками и слезоточивым газом на основе действующего законодательства).В то же время  выдвигает на первое место премьера, олигарха или экстрасенсов, колдунов и магов, «звезду» спорта или эстрады, а из событий - сенсации, скандалы, связанные с  личной жизнью или влияние «потусторонних сил», проклятий, сглазов и т.п. Ну, что то вроде врачей, лечащих не болезнь, причины её породившие, а отдельные её проявления. Стремятся, например, не ликвидировать причины, порождающие безработицу, а определить минимум пособия по безработице или что то вроде этого.  В лучшем случае сменят министра (или др начальника). Нет человека - нет проблемы !

 Человек не существует только в единственном числе - личности. Сама личность определяется ее особенностями по отношению к другим людям, тоже личностям. Где человек постоянно встречается с другими ? В КОЛЛЕКТИВАХ организациях, поскольку он и сам принадлежит к какому-то коллективу, или общественной организации, связанной с конкретным «разделением труда» и поэтому с особыми интересами, являясь в то же время и членом общества, жителем данной страны и частью человечества в целом.  Т.е. во многих «ипостасях» И всё это развивается, движется, переживает определенные этапы своего развития, как и каждая личность, а следовательно,  нуждается в ЭНЕРГИИ.. 

    Начнем с самого простого примера - с этапов жизни человека (пользуясь данными еще «Альфы и Омеги», изданных правда давным -давно,) можно выделить такие этапы) - первые три года жизни, кроме физического развития, развивается воображение, фантазия, и начинает становиться характер и воля человека. В последующие годы - детства, до-12 лет - возникает  потребность к серьёзной  деятельности, а следовательно и к общению людей. В конце этого периода переменный возраст, развиваются внутренние половые признаки, меняется голос, окостеневает череп. Но человеческая личность еще не полностью сформировалась.
Юность - продолжается созревать организм, нервная система. Человеческий мозг. Органы чувств созрели, а сам человек не набрался еще собственного опыта, имеется определенный уровень знаний, но нет умения их рационального использования. Не удивительно, что А.С. Пушкин назвал юность - «мятежной», а М. Горький, характеризуя студенчество, писал, что оно готово идти на самые различные действия, от которых потом отказывается. И действительно, отец рассказывал, что он будучи студентом участвовал в выступлениях студенчества своего университета, за что был исключен из университета.

Потом, правда, восстановлен, но никогда ни в каких либо политических действиях или организаций не участвовал. А в нашем 5 классе (выпускном) гимназии учредили «Суд над современным человеком», на котором мне довелось участвовать в качестве адвоката. Не удивительно, что в происходящих сейчас событиях на Украине, в Киеве, Харькове и т.д., активными участками является молодежь и студенчество, (подчас за 300 гривен) идущее на захват гос. учреждений и насильственные действия. Получается как бы два промежуточных этапа становления личности - первый - когда главным образом формируется человек физически и физиологически, набирается опыта жизни, и второй, когда этот опыт оценивается, проверяется, сопоставляется и формируются взгляды на жизнь в целом. Формируется мировоззрение. И оно проходит первую проверку «мятежной юности». Получает определенную возможность проявить себя и свои взгляды. Только после этого начинается действительно осознанная деятельность личности с определенными, устоявшимися взглядами на жизнь, свои интересы и возможности. Но это уже зрелость (пусть может быть и ранняя).  Два в одном - два полу-этапа в одном этапе.

   В разные времена общественные условия диктовали особенности этих этапов. Арина Родионовна и 10-12-ти летние мальчишки, работающие на Кренгольме по 10 часов в сутки. Жизнь заставила их как бы сжать два этапа в один, - семье нужны  заработки для существования. Арине Родионовне было 12 лет когда её выдали замуж.  Ей жизнь не позволила «проверять» свой жизненный опыт, совершенствовать свою личность, выявлять свои индивидуальные интересы. Так сказать «определиться» - кем стать, получив профессию и постоянную работу.  В 10-12 лет - желания, интересы, чувства - работают, а серьезного осмысливания происходящего недостаточно. Сила воли еще не сформировалась, сопротивляться существующему невозможно, только подчинение действительности. Человек поэтому неизбежно опирается главным образом на силу чувственного восприятия, а не логических выводов. В этих условиях исключительное значение приобретает роль лидера, хозяина, руководителя, родителей, организатора молодежи, уже определившего свое место в обществе, свои цели и методы действия.
Не удивительно, что за таким «вожаком» готова идти молодежь или рабски подчиняться ему. А с другой стороны - тот, кто заинтересован в таком подчинении, будет стараться помешать формированию объективного понимания действительности. Не удивительно, поэтому, и стремление «приручить» молодежь к наркотикам. Этим, выяснилось из рассказа очевидцев, пользовались и на Майдане в Киеве, подмешивая наркотики к бесплатно раздаваемой пище (чтобы стремление к неосознанным действиям не пропало). Эти данные получены частным путем от проживающих на Украине.

    Итак. Замеченная цикличность развития количества членов КПСС. (еще в 1970ые годы,) составлявшая 12,5 и 25 лет, оказалась схожей с этапами развития, становления личности человека и фактами использования особенностей этого этапа политическими силами. Т.е. существует что-то общее в развитии отдельного человека и коллектива (организации, в данном случае партии), что то объективное, далеко еще не осознанное человеком.

  Трудно сказать когда точно в конкретном случае начинается и завершается этап, ведь сами грани между этапами могут быть подвижны!  Даже сейчас трудно определить, когда начинается и кончается этап зрелости и начинается старость. Ученые  расходятся во мнениях.  Вот 16 го марта в передаче по каналу ТВЦ утверждалось, ссылаясь на работы ученого, что после 50 лет начинают нервные клетки мозга пропадать, (по 30 гр. в год), и тем самым большая нагрузка падает на оставшиеся. Как к этому отнестись? Очевидно такие факты установлены. НО! Если мозг по некоторым данным в среднем весит около 1.4 кг, то получается, что у меня возможности  мозга сократились чуть ли ни на 90%. Мне 92.5 лет . 42.5 х на 30 гр. = 1275гр..Наверное возможности влиять на работу физического организма и эмоции сократились почти до нуля, ослабла сила воли, работает только мышление?  А я  пишу и пишу различные статьи. Разобраться в этом - дело ученых — специалистов.

Безусловно с возрастом неизбежны не только потери физической силы, но и способностей реагировать  (во всяком случае во времени) на происходящее. Органы чувств уже не те, а , следовательно, и реакция всей нервной системы человека изменяется, а нагрузка на мозговую деятельность не ослабевает, поскольку с годами ОПЫТ возрастает. Опыт, необходимый не только ему самому. Не даром же говорят об «Аксакалах». Не удивительно, что многие ученые в возрасте старше 60 лет продолжают выдающуюся творческую деятельность. В «аксакалы» я не записываюсь.
 Но вернемся к молодому поколению. Где и как молодому человеку набраться силы и опыта, не просто знаний, а умения для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ активной деятельности? Той же энергии, не только силы стремления к новому, но и силы познания нового, силы умения использовать эти познания, силы воли и силы воздействия на людей, способности «зажечь сердца людей!». Для этого необходим собственный опыт общения с людьми. Опыт их организации. общения с другими.
А для этого служит КОЛЛЕКТИВ, как определенная необходимая организация в социальной структуре общества, выполняющая конкретные функции, задачи в общественном разделении труда, в том числе и для формирования и развития личности. Он необходим и для выявления и развития способностей, талантов человека и как полигон для определения прочности, границ этого таланта, а следовательно и будущности самой личности. Коллективы могут быть связанными и с этапом детства и юношества и с этапом уже зрелого возраста. Поэтому будут всегда особенности, но и общие черты. Остановимся все же на этапе зрелого возраста. Внутренняя энергия накопилась, прошли первичные проверки способностей человека. Он вступает в зрелую пору своей жизни, в которой необходимы для деятельности все источники человеческой энергии, как таящейся в нем самом, так и в окружающей действительности. Важнейшей единицей организации этой действительности выступает тот же коллектив.

    Но прежде чем перейти к вопросу о более высокой социальной ступени - от личности к коллективу, вывод из вышесказанного - когда говорим уже о человеке мы также как и физики прибегаем к ЧЕТЫРЕМ измерениям — пространства - времени - вопросам конкретных условий жизни человека - та же семья и времени - этапы в его жизни. Открытые учеными глобальные закономерности присущи не только «неживой природе», но и человеку. Но что бросается в глаза? Чем «мельче», единичнее является нами рассматриваемый объект, тем чаще мы встречаемся с проявлением более «простых» , «естественных» связей с закономерностями. В ОПРЕДЕЛЕННОМ ЗНАЧЕНИИ С «ВНЕШНИМИ» ФОРМАМИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕХ ИЛИ НЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.
Подчас даже ограничиваемся самым «поверхностным» чувственным описанием, основанным главным образом на ощущениях, но с «глобальными» выводами. Характерны в этом отношении передачи « Модного суда» по Первому каналу. Там постоянно подчеркивается - новое, модное платье, прическа как начало НОВОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!!! «Судьба» жизни, новый этап сводится к одежде! Конечно, на многих первоначально влияет «внешний вид». Не потому ли так часто семьи распадаются через несколько лет совместной жизни и «Платья» тут не помогают. (Правда Н. Бабкина иногда обращает внимание и на характер и поведение личности). Чтобы произвести впечатление? Привлечь к себе внимание? Но ведь существуют и другие «закономерности», связанные с другими социальными единицами или природными объектами.
Астрономы изучают процессы развития планетных систем, галактик и т.д. Одни, на основе этих изучений делают выводы о закономерностях изменения климата на Земле, другие и о месте и значении «черных дыр». и т.д.  Влияют ли эти открытия закономерностей на повседневную жизнь человека?  Что изменится на Земле от того - сегодня или в ближайшие 100 лет пришел к выводу, что энергия нашего солнца иссякнет через столько-то миллионов лет?  Эти знания могут иметь чисто «познавательное» значение, на практике не применимое в жизни отдельного человека, семьи или даже государства (разве что заинтересовать человека изучать закономерности мироздания или отвлечь от реальных событий).. Современное общество уже сотни лет знает, что Земля вращается вокруг Солнца. Ну и что?
Все равно Зимой одеваешься потеплее, а летом наоборот. Одежда другая, возможности обогреть квартиру другие. Да, техника ушла вперед. Человек многое познал и СДЕЛАЛ! Человечество все глубже познает и использует «тайны мироздания». И если когда-то можно было ограничиться арифметикой для описания происходящего, то теперь и интегрального исчисления подчас не хватает. Это в познании мира, природы, а в познании человеческих отношений? Как часто мы ограничиваемся элементарным исчислением 6 в 3 раза больше чем 2. Эти взгляды нас устраивают. Это + , а вот эти нет, это -. Что делать? Приравняем «минус» к «нулю». Ведь останется один «ПЛЮС»!
И в жизни может получится один «НОЛЬ». Пример: у нас в Эстонии - главной проблемой считалась «Интеграция» русского населения в эстонское общество, по сути дела для использования как подсобной рабочей силы. Прошло почти 25 лет, сменилось поколение. Израсходованы миллионы Евро. И что же?. Эстонские политики и НАТО разрабатывают планы размещения Натовских (США) войск в Нарве, где большинство населения - русских, из за боязни - вдруг как Крымчане потребуют присоединения Нарвы к России.. Значит как было «недоверие» так оно и осталось. Миллионы ЕВРО потрачены в пустую?. Конечно нет. Энергия и деньги так просто не исчезают. Их (её) прикарманивают! Сколько людей в эти годы «кормилось» за счет Евросоюза! От «физики» никуда не уйдешь. Так что жизнь сложнее арифметики. Вхождение Крыма в состав Российской Федерации одними оценивается как отрицательное явление, другими наоборот. Как говорится, можно до бесконечности говорить «халва, халва», но от этого во рту сладко не будет!. Важны дела, процессы и время! 150 лет говорят, что продажа Аляски США была сделка не в интересах России. НУ и что изменилось от того что говорят? У кого-нибудь сладость почувствовалась во рту?

   В физике проще - там под «делами» понимается «работа», создающая что то новое. В человеческом обществе «дела» могут иметь не созидающее, а разрушающее последствие.  Иногда прямо противоположное целям этих «дельцов».  Современные лозунги применения санкций против России привели, в частности, к таким результатом - Авторитет Путина - возрос, а Обамы упал, Россия создает независимый от доллара свой национальный банк, в ООН из 193 ее членов за резолюцию США голосует только 100, в Европе выявляется резкое противоречие между политиками и бизнесменами. Профашистских бендеровцев в Киеве приходится признавать «персонами нон грата» (правда, только на словах). Действие и противодействие «прямо противоположны». Общий вывод - существуют определенные наиболее общие тенденции развития, закономерности, и одновременно, существуют общественные, в данном случае, политические силы, стремящиеся свои интересы поставить выше более общих процессов, интересов общественного развития, общественного прогресса.

И если рассматривая вопросы отдельной личности это бывает не столь заметно, уже в силу того, что сами личности неповторимы, то на уровне социальных слоев, групп, а тем более народов и человечества в целом, это становится все более четким и определяющим. Невозможно в современных условиях сводить проблемы развития общества к вопросам «свободы» отдельной личности, тем более к «правам девиц, танцующих перед алтарем храма». Скажете - через частное проявляется общее? Да Но какое общее - падение нравов и человеческих ценностей?! На одном конкретном примере всегда будет возможность сфальшивить, подменить одно другим. А закономерности можно объявить просто наследием «проклятого прошлого». Местью Лермонтова (читай последний номер Комс. Правды о совпадении даты рождения Лермонтова с датой начала Первой мировой войны)
     
И так- коллектив. Это могут быть коллективы молодежные (детские и школьные в том числе) , профессиональные, «рабочие»,  и самодеятельные, художественные, спортивные, или даже политические, к которым можно отнести и партии и «массонские ложи» и «рыцарские ордена» и различные союзы всяческих прав и свобод. Что общего для всех них - наличие определенной цели, задачи и наличие соответствующей организации со своими правилами и требованиями (правами и  обязанностями, уставом). Важнейшими особенностями данной формы организации являются - с одной стороны - наличие людей, когда каждый человек, фактически определенный «уникум», личность подчас не познанная им самим.
А с другой стороны - подчиненность любого коллектива каким-то общим требованиям, определяемым вышестоящими организациями, определенным целям и задачам, какой то следовательно, зависимости от «вышестоящего», в том числе определенной форме разделения труда. Ведь у каждого коллектива есть «свое место в обществе», в государстве, в системе определенных общественно-политических отношений (и конечно экономических). Эти внешние условия являются для любого коллектива важнейшим источником средств существования (тех же денег).

Семья в этом отношении выступает и как коллектив (первичный) и как  «инвестор» деятельности молодежного (детского) коллектива.. Коллектив - деятельная организация и как таковая предполагает определенную внутреннюю структуру, где у каждого свое место, где существует определенная централизация (руководство) с лидером (официальным и неофициальным), с личными обязанностями и ответственностью. Коллектив - это не «Бурлаки», все как один делающие одно и то же, тянут просто лямку с баржей. Да и на картине они выглядели не копией друг друга, а людьми. Это коллектив людей, объединенных  общими задачами и интересами. В чем сила любого коллектива? Откуда она черпается?

     В понимании места самого коллектива в социальной структуре общества, его «общественных задач». В понимании единства интересов и целей этого коллектива и интересов, целей каждого из членов этого коллектива. В организованности коллектива и ответственности каждого члена за выполнение своих функций. В эффективном руководстве деятельностью коллектива со стороны его «лидера», руководителя, начальника. В создании необходимых внешних условий работы коллектива со стороны вышестоящих органов. Наконец, особенностях личного состава членов коллектива, их индивидуальных качеств, способностей, интересов, ориентации на те или иные ценности, возможность проявить себя, свое понимание задач коллектива и влиять на его деятельность.  Много факторов, определяющих силу любого коллектива. Остановлюсь на некоторых.
   Что определяет вступление человека в данный коллектив?. Оставим вопрос о безвыходном положении, когда человеку необходима работа чтобы получить минимальные средства существования. Он может «хвататься и за соломинку». Или он зависим и вынужден подчиняться. Зависимость неизбежно будет порождать либо «подкуп начальства» материальный, эмоциональный (лесть), либо просто обман и предательство. Честность здесь будет матерью «пороков».  Пример - события в Киеве в феврале - марте этого года. Возьмем только Киевскую Раду, парламент. С чем мы встречаемся? Определенные силы в единстве с бендеровцами рвутся к власти. Нарушают законы, заставляют членов Парламента действовать под их указку. Что делают Депутаты от разных фракций?

Парламент фактически уже не орган Государственной власти. Он штампует то, что его заставляют сделать. А это представители в своем большинстве Восточных районов Украины.
Обращаются ли они к своим избирателям для поддержки, идут ли к людям? Как правило продолжают сидеть в креслах Рады. А вот члены Учредительного собрания России в конце декабря, начале января 1918 года, когда Советы признали Учредилку распущенной, поехали в Саратов и создали там Временное Правительство России. Другие сделали то же в Томске, создав Сибирское правительство. Они действовали. Я не сторонник выступления белогвардейцев против Советской власти, но они ДЕЙСТВОВАЛИ. А Украинские парламентарии не организовывали своих сторонников, раболепствовали перед другой силой, предавая тем самым интересы своих избирателей, рядовых граждан. Но это еще не всё. Ведь они принадлежали к политической организации - ”партии регионов». Что же это за «партия со своими членами»? Судя по опыту современной Эстонии - политические партии фактически партиями не являются. В лучшем случае их члены - это мелкие частные «спонсоры, иногда платящие членские взносы». А депутаты? Жизнь эстонских парламентариев не заставляла действовать в экстремальных условиях. Но вот 1 го марта по телевидению показали мельком зал заседания Риигикогу. Абсолютное большинство мест пустовало, а спикер предоставил слово докладчику - министру, хорошо если из 101 депутата присутствовало десяток. Очевидно и депутатам были безразличны рассуждения министра, а министру безразличны мнения депутатов. Все довольны. Спикер поставил галочку - мероприятие проведено.. А ведь тоже КОЛЛЕКТИВ, да еще имеющий, как и министр, права ВЛАСТИ в стране, обеспеченный солидной пенсией до конца жизни. Какие интересы связывали депутатов Рады в Киеве или Парламента в Таллинне - одному «Богу известно»!

В газете Постимеес от 8 апреля дается оценка ЕВРОПАРЛАМЕНТУ. В нем 735 депутатов, но они ни за что не отвечая и фактически не решая, получают не только большую зарплату, но и пожизненную солидную пенсию. Тоже коллектив. Чем это обусловлено? Системой Европейской демократии, общественно-политическим устройством общества. А это зависит в первую очередь от социально-экономических основ самого общества. Почему оно существует, в чем его сила?. Фактически на власти денег, власти гос.бюрократического аппарата, опирающегося на силовые структуры - полиция, армия и т.п., и власти СМИ, которая сама зависит от власти денег. Слабость же самого  коллектива во многом обусловлена слабостью руководителя, личных его качеств.
     Мне пришлось проработать в Таллинском Политехническом институте с начала 1955 года по начало 1991 года. Более 35 лет лет преподавателем.
Об ученом Совете Института как коллективе. - Ко времени моего поступления на работу директором (ректором) был Людвиг Шмидт. Как человек очень скромный, открытый, демократичный. Каждый из желающих мог к нему попасть, он всех принимал, подчас чуть ли не одновременно. Но как организатор был слаб, а перед институтом стояли большие задачи. Даже будучи зав кафедрой он не всегда с её руководством справлялся. Ученый Совет даже забаллотировал его при переизбрании заведующего кафедрой.

В 1957 году был случай при выборе одного из зав. кафедрой общественных наук, когда директор отстаивал кандидатуру, предложенную ЦК КП Эстонии, а Ученый Совет выбрал другого кандидата на эту должность. Директор опять остался в меньшинстве. Но и Совет был в неловком положении. Все-таки рекомендация ЦК Компартии!. Как он поступил?
Конкурсная комиссия: решила проконсультироваться с Лидией Ламбакахар, исполнявшей обязанности зав. Кафедрой и знавшей обоих претендентов. На комиссии она высказалась не за рекомендованного КПЭ. Тогда другой (это был профессор) снял свою кандидатуру и Совет тайным голосованием избрал не рекомендованного. Придраться к конкурсной комиссии никто не мог и всё этим и закончилось.

В Тартуском Госуниверстете в 1951-52 годах местная организация выступила против посланных Всесоюзным министерством преподавателей для укрепления местных кадров общественных наук. Но повели эти люди себя как «господа», обвиняя всех и вся. Это возмутило членов коллектива. В результате удалось при помощи Республиканских и Московских органов освободиться от этих «укрепителей». Что помогло? Организация оказалась сплоченной, единой в своих позициях и республиканские власти вынуждены были прислушаться. Прибывший из Москвы представитель вынужден был с нами согласиться. Сила в сплоченности коллектива. И роль «местного авторитета» - лидера сыграла свое значение. От любого коллектива зависит выполнение общественных обязанностей данного коллектива, а следовательно, и его место в обществе. Но так бывало далеко не всегда. В особенности в 1980-ые годы ( но и раньше).
Что руководителю коллектива нужно? Руководству коллектива необходимо выглядеть перед своим начальством с положительной стороны. Но жизнь есть жизнь и упущения и недостатки всегда имеют место. Что делать? А ведь можно и умолчать о недостатках!, или их как-нибудь скрыть. Иначе дело может иметь плохие результаты для руководства коллективом. И такое в моей практике было не раз. Вывод?!. Подать «приукрашенные» отчеты.. Исследуя работу коллективов пром. предприятий Таллинна (Машзавод, Вольта, Ильмарине) обратил внимание на следующий факт: по итогам соц. соревнования (к 1 мая или 7 Октября) заводы выглядели весьма прилично - Все планы перевыполнялись. Но о чем говорила статистика? Примерно о том же, о чем говорит современная реклама о конкуренции как «двигателе прогресса».

Как поднять спрос на выпускаемую (и продаваемую) продукцию ? «Бешеное снижение цен на столько то процентов!»  Покупайте (примите наш отчет о работе)!!!. А что делается? Поднимается втихаря цена на выпускаемую продукцию процентов на 50, а то и больше (в некоторых случаях цена на продаваемый товар или услугу в несколько раз выше себестоимости , т.е. на сотни %), и в то же время реклама говорит о «снижении» цены % на 30-40. Нечто подобное делали и вышеназванные предприятия: снижали плановые задания на относительно большой % и таким образом, производя МЕНЬШЕ продукции ПЕРЕВЫПОЛНЯЛИ план производства (или план по производительности труда). В 1972 году группа студенческой самодеятельности ТПИ побывала в Грузии. Принимали центральные органы профсоюзов. Наметили ежедневные выступления нашей самодеятельности. Получалось , что с самой Грузией и познакомиться будет некогда. Нас успокоили - все сделаем, а этот отчет пошлем в Москву. Тоже липа! К сожалению часто встречавшаяся.

Но руководство коллективом бывает различным. Прямо противоположный случай, мне лично известный и знаю этих людей и сегодня. Все началось еще в гимназии в выпускном классе. Классному руководителю, преподавателю математики и астрономии удалось увлечь учащихся не только предметом, но и вопросами, стоящими перед выпускниками, вопросами жизни, отношениями людей, класс оказался очень сплоченным, единым и эти дружеские взаимоотношения поддерживаются до сих пор, хотя прошло уже 60 лет. Последние почти 50 лет (как мне известно) они встречаются ежегодно, хотя в жизни и занимаются (занимались) различной работой и имели далеко не всегда одинаковые взгляды по тем или иным конкретным вопросам. Многое может связывать людей на протяжении десятилетий, многие чувства сохраняются на всю жизнь! В данном случае чувства общности людей, чувства дружеских отношений. А ведь какие перемены произошли за эти годы в обществе!!!  Вывод один - сила любого коллектива в первую очередь в его сплоченности, в отношениях к важнейшим жизненным проблемам, к ценностям, а также в роли авторитета, влияющего на этот коллектив.
     Что произошло с коллективом членов партогранизации Таллинского Политехнического института в конце 1980-х , начале 90--х годов? Чему мне лично пришлось быть свидетелем. Общая тенденция партруководства страны сводилась к форсированному росту числа членов Компартии. (до 20 миллионов). Это уже число жителей немаленького государства. Масса людей с присущей любой массе закономерностями (об этом позже). А секретарем парторганизаци «при помощи» авторитетных членов партии стал человек - технарь, «защитивший кандидатскую диссертацию по вопросам истории (с помощью своего руководителя, ставшего после этого проректором Института). И вот события, связанные с распадом СССР. Руководство ЦК КП Эстонии принимает решение о выходе из состава КПСС (один из руководителей открыто заявлял о своем сознательном стремлении разрушить и партию и страну).

На местах проходят собрания - кто остается в КПСС, кто выходит из неё (неизвестно куда). Что делают почти все преподаватели Истории КПСС, Политэкономии социализма, философии марксизма во главе с секретарем парторганизации ? Прощаются с марксизмом и партией, к которой принадлежали и вроде бы идейно её поддерживали. Как же и что они преподавали? Форму предлагали одну, а содержание другое?

О чем это говорит ? О том, что для сплоченности коллектива нужны определенные идейные предпосылки. И вопрос не сводится к простой идеологии, а к МОРАЛИ- как ты связываешь свои дела, свои поступки со своими убеждениями, каковы твои ценностные ориентиры. А что сегодня мы наблюдаем на Украине? Верховная Рада то поддерживала Президента, то «смещала» его и выбирала нового. А Советы некоторых городов (избранные в них депутаты) то были за «партию регионов», то вообще смылись «заграницу» и даже не появляются на местах. Что это были (или есть) за коллективы, кто и как их выбирал? Ведь только один коллектив депутатов стал решать проблемы - это депутаты Крыма в Симферополе!
Как относишься к добру и злу и что считаешь справедливым! Моральные ценности сплачивают коллектив. Каковы они - таковы и поступки, отношения и  ко всем членам коллектива. Вот почему СИЛА коллектива неизмеримо больше, чем сумма сил отдельных людей, его составляющих. Сумма 1+2+3+4 = не 10, а гораздо большему.. И РЕПКУ вытянет и «референдум» проведет. А вот правительство создать бывает очень сложно, если даже невозможно при отсутствии данного условия. Придется идти на компромисс, а он может только укрепить одну сторону. И этой стороной может быть  сторонники  и «добра» и «зла». Компромиссная политика и Президента Украины и её Верховной рады (под воздействием внешних сил как Майдана, так и Заграницы), привели в конечном итоге к тому, что мы наблюдаем сегодня - к распаду страны на враждебные лагеря и к элементам гражданской войны. А ведь, если бы удалось предотвратить разгул бендеровцев и «правого сектора», то и Крым бы оставался частью Украины!

   Фактически мы уже подошли в вопросу о силе не просто коллектива, какой либо организации, но к силе общенародных движений, к силе массовых выступлений. Сначала общие замечания, потом конкретный пример.
 Уже говорилось, что важнейшими силами, влияющими на современное общество, построенное на господстве частной собственности и рыночной экономики, являются сила денежного мешка, сила политической власти с её бюрократическим чиновничьим аппаратом и влияние, сила, господствующих идеологий, и ценностей, пропагандируемых СМИ и силами законов, принимаемых правящими органами власти и находящимися у власти политическими партиями. «Род людской» продолжает «чтить кумир священный», «Люди гибнут за металл (золото)».
Понятно, что преступный мир охотится за деньгами. Но ведь и предприниматели стремятся в первую очередь получить «доход» со своего капитала. А террористические группировки кем-то ФИНАНСИРУЮТСЯ. Украина? Чем занимался президент Янукович ? Пытался сидеть на двух стульях и выторговать побольше. Сколько получил Майдан для своей «деятельности» в долларах и через какие каналы, может быть мир и узнает этак лет через 25-50. Но ведь без этих денег он не смог бы ничего организовать! Чем пока удерживает под своим крылышком Евросоюз различных своих «малых» членов? Дачей (взаймы!) миллиардов Евро (не без выгоды для себя, а не из-за альтруистических соображений. Получить побольше, отдать поменьше. Влияет ли всё это на поведение отдельной личности, коллектива и гражданского общества (не говорю о чиновниках, о них и так «всё сказано»!) Безусловно. Но может то же общество что-либо противопоставить власти денег, чиновников и «проповедников»? В этом суть вопроса!
      Возьмем простой пример - события, имевшие место на Украине в феврале - марте 2014 года, т.е. сейчас. Я не записывал по дням всю хронологию событий, поэтому могу быть несколько не точен. Но все же. Что же происходило за эти два месяцы?

 Итак. (1) Был поднят вопрос о вступлении Украины в Европейский Союз. Об этом говорили все как о вероятном событии, в том числе и Президент Украины Янукович. Наконец собрались представители и Украины и ЕС для окончательного обсуждения этого вопроса. Россия предупреждает, что это шаг может привести к отрицательным последствиям для самой Украины. И тут Президент Украины заявляет, что это вступление преждевременно. Сейчас он таковые документы не подпишет. А на Украине сторонники вхождения в ЕС уже ликовали. К чему в это время сводилась политика Януковича? Фактически он выступал как торгаш, пытаясь получить как можно больше и от России и от ЕС, США. Экономическое положение Украины было далеко не блестящим. Но это была СПЕКУЛЯТИВНАЯ торговля и она не могла не провалиться. На двух (расходящихся) стульях не усидишь. Да, от России получены (не сразу и не полностью) 15 млрд долларов, (частично торг удался). Но получилось, что Президент просто обманывал свой народ своей готовностью присоединиться к ЕС. Кто на Украине «мечтал» скорее оказаться в «Европе»? Сторонники базировались на Западно-Украинские области со Львовом во главе, а в идейно-политическом плане - на противников сближения с Россией, «с Москалями». Ядром этого движения были «Бендеровцы», выступавшие с оружием в руках против России и СССР еще в годы Второй мировой войны, известные своими профашистскими взглядами.. (2) Европейский Союз и США оказались перед дилеммой - продолжать свою политику использования Украины в своих экономических и геополитических целях или отказаться от них..
Но отказаться - означало бы признать свою СЛАБОСТЬ в мире. Сдачу своих позиций без боя!!! И это после инициатив Путина по регулированию проблемы в Сирии. Кто же на это пойдет? Выбран был путь поддержки «Майдана», тем самым и бендеровцев. Начались грозные события в Киеве, вплоть до столкновений, когда сторонники Майдана применяли ОГОНЬ, зажигательные смеси в борьбе с людьми (сторонниками существовавшей еще власти). Вопрос встал уже не о присоединении к ЕС, а о смене власти в стране - правительства, президента, подчинение Парламента ВОЛЕ Майдана.(3) Для подкрепления своих сил использовалась мощная организация, свозившая в Киев своих сторонников (сознательных или обманутых и подкупленных).

Выступающие против существующей власти стали захватывать государственные учреждения. А что этому противопоставили правительственные силы, Верховная Рада, правящая партия регионов, правительство, президент? Фактически НИЧЕГО поскольку в «торговлю» вступила и сама Рада с правящей партией. Делегаты от Компартии еще пытались что-то предпринять, но большинство депутатов пошла на сделку с Майданом. Правительство было смещено, перевыборы президента по датам были определены. На народные массы правительственные организации не опирались, их не организовывали, не привлекали для поддержки порядка в стране. Продолжалась политика лавирования, уступок. А народные массы и в Киеве и в восточных и южных областях Украины нуждались в организации и ВРЕМЕНИ для реагирования на происходящее в столице. Первое время эти события, как бы их не очень затрагивали, ведь политика Януковича и в целом положение на Украине требовало перемен. Все же Януковичу удалось, при частичной поддержке ЕС, конкретно представителей Франции, Германии и Польши, добиться необходимости и освобождения правительственных учреждений и роспуска вооруженных сил Майдана. Это было закреплено соответствующим соглашением, подписанным 22 февраля. Но какова была истинная цена этого соглашения?
      (4) Но уже на следующий день Майдан (и представители ЕС) нарушили соглашение. Арестованные были правительством освобождены, а т.н. « правый сектор», профашистски настроенные бендеровцы и не собирались разоружаться. Наоборот именно они «завершили» государственный переворот, создав свое правительство и исполняющего обязанности президента. А Президент вынужден был бежать из Киева, сначала в Крым, потом в Россию. И только после этого массы народа стали более отчетливо понимать - что в КИЕВЕ происходит и как это может отразиться на их судьбе.

В Крыму нашлись не только люди, но и организации, способные помочь массам осознать происходящее. Крымские местные власти не признали законным переворот в Киеве, провозгласили независимость Крыма от Киева и назначили дату референдума о будущности Крыма. На активное выступление масс против действий сил, захвативших власть в столице, отрезвляющие подействовала попытка подчинить органы власти в городах и областях Востока Украины политике Майдана. Опыт Крыма также помог. 16 го марта проголосовал за вхождение в состав Российской федерации.
Но четкой своей политики в других областях Украины мало наблюдалось. В первую очередь надеялись, что Россия поможет. Такой активной организации как в Крыму - не было. Уже говорилось, чти народные избранники в местные органы власти постарались быть в стороне от событий. В целом нарастал хаос на Украине. Разграбленное оружие воинских частей попадало в руки кого угодно. Этим воспользовались крайне «правые» , националистически, даже фашистски настроенные и открытые преступники. (5) А в апреле месяце, сейчас, возможна и гражданская война.

Как этот опыт, эта «практика» отразилась на всем происходящем? В конце концов - А) Крым стал частью России. Б) ЕС и США оказались вынужденными реагировать на фашистские поползновения части Майдана, Вернулись к договору от 22 февраля. В) В восточных регионах Украины массы стали понимать о необходимости не просто надеяться на помощь извне, а самим активно участвовать в перестройке жизни на Украине (выдвижение требований о конституционных реформах, гос. переустройстве, борьбе с бендеровцами. Наконец провозглашение Донецкой Народной Демократической республики.) Г) Но всей опасности, массы Восточных районов (создавшийся положения) очевидно еще не полностью понимают. Ведь в Харькове пресекли попытки представителей Киева сорвать происходящие процессы. Захватили молодчиков, но потом их освободили, а прежним милиционерам вернули и щиты и оружие. Люди надеяться на более мирные результаты происходящего. Но вряд ли отпущенные бендеровцы превратятся в мирных овечек. Что-то этому не верится. Трудные времена ожидает Украину, да и Европу с Россией. Какие же выводы из вышесказанного можно сделать о силе или слабости массовых движений?

 1. Когда в голове сумбур, на практике от этого выигрывают только негативные силы. Это касается и отдельной личности и группы, коллектива, организации. Лавирование, «торговля интересами» годна на рынке, когда у одного есть товар, а у другого деньги.  Поэтому - это не «тактика» борьбы, а отказ от борьбы за свои идеалы, интересы. А значит и за самого себя. Но как показал опыт событий на Украине, долго скрывать даже самые реакционные цели бывает невозможно. Добиваться «негативных» результатов «негативными» средствами обречено в конце концов на провал (но времени, когда он будет, можно и не дождаться). Поэтому сила человека всегда будет связана ( и коллектива и общества) с ясностью в голове, ясностью целей, интересов и возможностей и путей их достижения.  Нельзя просто надеяться  на Дядю Сэма, Евросоюз, или Россию, тем более на ООН или НАТО.  Была  когда-то поговорка - «Бог то Бог, да будь и сам не плох!»
   2. Процесс осознания происходящего в массах требует большего времени, чем у отдельного человека. Да и у отдельного человека неизбежны определенные этапы этого процесса, на протяжении которых и сила сознания и сила организации будет накапливаться, ведь нужен опыт, почувствовать на собственной шкуре происходящее. А для любой массы еще свойственна сила инерции и покоя и движения.  Человек и общество не могут быть все время в одном напряжении.  Ведь это затрата энергии, а значит надо ей и возобновлять и экономить. Надо набраться силой воли, осознать, определить момент, время её применения.

А сами действия, чтобы не впадать в анархию, нуждаются в орагнизации и лидерах, способных  и логично и эмоционально УБЕДИТЬ массы.  Неудивительно, что для понимания необходимости решительных действий на востоке Украины потребовалось ( после 22 февраля в Киеве) полтора месяца. И как и было сказано, далеко не все еще осознано ( хотя бы понимание вида помощи со стороны России в вхождение в состав РФ на правах типа Крыма . Не только условия и время другие, но и необходимость и возможность другие.  Выход для Украины и Донецкой республики в ИЗМЕНЕНИИ положения в стране. А здесь действуют силы международного масштаба, не подвластные Донбассу.
  3.Всё сказанное отражается в самих понятиях, терминах, а следовательно и лозунгах, употребляемых той или иной стороной. «Народ», «Свобода», «демократия», а сейчас еще «революция», самоопределение, даже понятие «опыт» (опыт Косово). В Киеве произошел вооруженный захват власти в столице государства. Что это - революция?  Не важно какая - «мирная», «оранжеавая» или еще какая - нибудь? Ведь до сих пор по Московскому Центральному телевидению дикторы используют этот термин, говоря и происходящем на Украине. Что - движение может быть только одно-направленое? Вперед!? Люди надеются, человек надеется на это. A каждая «новая» личность на небосклоне - это новая «звезда»? А может это осколок какой - нибудь развалившейся планеты, просто отражающий свет солнца или он перенакалился от скорости своего «движения»?  Его судьба может быть сравнена с «мыльным пузырем» сверкающим всеми переливами радуги, но с одной судьбой - ему суждено «лопнуть».
  4. Такие « пузыри» имеют свою «закономерность» начинать увеличиваться. Случайное ли это совпадение, что Киевские события проходят именно в 2014 году? Что это «проклятие Лермонтова»? Но ведь Французская революция началась в июле 1799 года, а Александр Первый въехал в побежденный Париж 31 марта 1814 года!, через 25 лет. 100 лет тому назад началась Первая мировая. Заметьте, что между началом Первой и Второй войн прошло тоже 25 лет. Уверен, что в жизни человеческого общества существуют процессы, закономерности как то связанные с периодами становления человеческой личности - ориентировочно в 25 лет, с поколениями.

Я себя считаю представителем поколения ХХ века, его середины в первую очередь 1939-1989 годов. Обществу нужно ВРЕМЯ для осознания происходящего и формирования способности действовать. Причем это не прямая линия, идущая от одной лестничной ступени вверх к следующей, как бы волнообразное движение с подъемами и спусками, ускорением и замедлением, раздражением и торможением, с соответствующими изменениями во всем окружающем, переживаемой эпохой. Двадцатый век был главным образом веком революционных потрясений. ХХ1 ( с конца ХХ- фактически с 1989 года, слома Берлинской стены, сепаратистскими движениями) -  периодом контрреволюций, гражданских войн, терроризмом, ростом правых, националистических сил, стремлением возродить фашистскую идеологию и организацию.

Но меняется поколение и я уверен, что 2014 год будет тоже переломным в мировых процессах. Нарождаются новые международные отношения. Те же события вокруг Украины тому свидетельствуют. Сменяются ПОКОЛЕНИЯ, человечество ПРОГРЕССИРУЕТ. Вряд ли является абсолютно случайным явлением, что человечество на практике чтит ЮБЛЕЙНЫЕ даты 25, 50, 75 и с100 лет. Ведь даже сама цифра 100 в русском языке означает и всю жизнь данного человека и 100. Век живи, век учись! Иногда век означает и бесконечность. Вечные времена. Что то вроде знака бесконечности в виде положенной на бок 8 -ки - два кольца, соединенные между собой в единое целое. Математика и физика у человека проявляется и в самой структуре организма. Выше мы вспоминали, что современная физика доказала парное существование элементарных частиц материи с отличающимися функциями, но составляющие единое целое.

А у человека?  Парность - это устойчивость двух  ног и взаимопомощь двух рук, и объемное зрение и слух (два глаза, два уха,) для определения положения в пространстве. Развитие природы, мира и человека - единый процесс. Человек ЧАСТЬ ПРИРОДЫ, а не исключение - с особенностями. А это значит, что и жизнь человека и общества связаны с наличием определенных тенденций, закономерностями, циклично развивающимися.  Везде есть свои этапы развития. Каковы эти закономерности развития отдельной личности, социального коллектива, той же нации, класса, народа, общества в целом! В лучшем случае ученые политологические мужи ломают головы над закономерностями политической жизни общества или его экономических основ. Сколько шума в СМИ поднимается по вопросам однополых браков и их прав. Принимаются законы - со скольки лет считать правом вступать в сексуальные отношения подросткам - с 10=12=14 лет?
Но ведь нет и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ по  проблемам усыновления детей людьми, вступившими в однополые браки, хотя бы уже потому, что не существует ОПЫТА ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ . А о поколениях детей даже говорить невозможно, поскольку их и быть то не может чисто физически. У таких семей. А ЗАКОНЫ принимают, противников шельмуют в открытую. Называют антидемократами. А что же тогда демократия - шельмование??? Что это? Деградация политической и умственной деятельности?!  Недоразвитость, «полураспад»?  Остались на уровне развития ребенка в 10-12 лет? От «тезиса» перешли к «антитезису», а от «синтеза» отказались?! Или интересы этих сил и людей не совпадают с обоснованными объективными закономерностями? Тогда что же это за интересы? Боятся ПРАВДЫ?!.  .

 5. Поколения! Люди разные, ежегодно рождается и умирает значительная часть населения Земли. Процессы ускоряются, но для формирования  личности человека  все  равно нужно ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ  ВРЕМЯ.
 По некоторым данным на Украине Майдан вербовал себе сторонников среди студенчества.  Это не 17 летние юнцы. Но и бесшабашный характер юности и денежные поощрения и ГЛАВНОЕ - еще не оформившееся, стабильное социальное положение молодежи (будущность при огромной безработице) затрудняют ей самостоятельно решать важнейшие жизненные проблемы.. Можете сказать не только молодежи это свойственно Да! Но по человечески это так!. А во многих, очень многих случаях - это результат определенной политики, осуществляющей давнишний принцип - РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!.  Чем больше будут «расцветать все цветы», тем меньше будет единства, и  больший простор для произрастания СОРНЯКОВ.

А пожалуй главное - распыление сил общества и того же студенчества. Студенчество везде и всегда активно участвовало в общественных процессах.  В том числе и в Советском Союзе. 1956 год. ХХ Съезд КПСС, доклад Хрущева и реакция части молодежи - на Урале студенческая молодежь устраивает демонстрации против решения Съезда компартии. Не спокойно было и у нас в Политехническом институте. И что же?. Осенью к нам нагрянула делегация финских студентов.  Правда никаких особых эксцессов не было, но как я потом узнал, среди 10- членов делегации был всего один студент.
  Помнится осенью 1940 года, прошло меньше месяца как Эстония была принята в состав СССР, наша молодая комсомольская организация посчитала  поскольку организации КП Эстонии в институте тогда еще не было, мы комсомольцы должны за все отвечать и выступили против избрания на должность руководителя студенческого профсоюза сына директора, считая это морально недопустимым. Хотя студент этот был не только отличник, но и вообще хороший товарищ. Нас тогда «подправили».
  И вопрос стоит не просто о поколении, а поколениях! Важнейшее богатство человечества - это накопленный опыт и знания, опыт и знания не одного поколения, по меньшей мере двух, а то и больше..  Потому что в «семье» не только родители и дети , но и внуки.  У Александра Сергеевича Пушкина Арина Родионовна была не случайно одной из его «героинь». Она прививала любовь к русскому фольклору, русским сказкам. Эмоциональные, нравственные, моральные ценности в значительной степени передаются молодежи именно более старшим поколением, умудренным опытом жизни.

Оно может уделить своим внука гораздо больше личного времени, чем те же родители.  Личные интересы у старшего поколения неизбежно уходят на второй и третий план. У родителей забот полон рот. О тех же своих детях.  Бабушки и дедушки готовы сидеть с внуками, чтобы как то помочь своим детям, родителям решать множество вопросов и проблем. А внуки? У меня сейчас сохранилось письмо моей племянницы из Петрограда, в котором она вспоминает свое пребывание в Таллинне и моих родителей., чаще своего дедушку. Тогда ей было 7 лет.  А мой внук (даже внуки), живущий в Будапеште стремится во время пребывания в Таллине не только вспомнить прошлое, но и побывать в Нымме, где проживал в детстве и где похоронены его бабушка, прадед , прабабушка и даже прапрабабушка. Это его родные места.

 6. Начал я свою статью с физики. Перешел на «лирику». А теперь возвращаюсь.  Человек все же только часть Природы , мира. Человечеству свойственны не только особенности «человека разумного», но и общее, характерное для мира в целом.  Что такое жизнь - это движение, это энергия, постоянное возникновение чего то нового и отмирание устаревшего, но не умирание, а продолжение в новых формах. Закон сохранения энергии продолжает существовать.  Продолжают существовать и  «античастицы» даже непримиримые.  В физике из них возникают новые формы материи.
В обществе сложнее, но «действие прямо противоположно противодействию». Попытка сил прошлого, нацизма в виде современных бендеровцев, повернуть колесо истории вспять, уже приводит к сплочению сил, олицетворяющих общественный прогресс. Даже тех же левых, коммунистических сил, (во всяком случае многих их идей) и ослаблению сил мировой реакции.  Ведь вынуждены страны ЕС признать необходимость предотвратить усиление профашистских сил  на Украине, а за принятие санкций против России на Генеральной Ассамблеи ООН проголосовало (и то под нажимом) 100 стран из 193-х, т.е. около 52% , немногим больше половины. Даже здесь надо стараться, чтобы протащить свое решение, имея НАТО за плечами.

   7. В чем же сила мирового общественного мнения (и действия, поступков). Каковы источники этой силы? Пока что приведенные факты о Украине показывают, что сила в оружии (НАТО), деньгах и политической власти определенных международных сил, но опирающихся фактически на одну страну. Наконец в социальной и идейной (ценностные ориентации) неоднородности самих масс. Так лет 30 тому назад было опубликовано социологическое исследование причин, побудивших людей приехать в Сибирь. Результаты были следующие - около 1/3 приехало по зову необходимости помочь решать проблемы развития Сибири, стройки и т.п.. Около 1/3 переехало будучи заинтересовано особенностями Сибири, возможностями как-то проявить себя, удовлетворить свои личные интересы. Наконец 1/3 - были люди, желавшие, используя неполадки, неорганизованность и т.п., просто нажиться любыми способами, поживиться за счет других. Очевидно, когда мы говорим о массах людей, аналогичные три группы часто присутствуют. Прибавьте еще различия в социальном отношении, особенности национального характера и традиций, и Вы поймете всю сложность массовых движений и сил в нем участвующих. Как было сказано, пока что сила оружия, денег и государственной власти (политики) доминирует. Но мир становится все более единым. Один интернет чего стоит, а движение против «глобализации»? Ведь это не против единства мира, а против господства над миром США и его ближайших союзников! Ежедневно в СМИ мы узнаем о массовых протестах и выступлениях, доходящих до столкновения с полицией в той или иной стране против чего? Коррупции, бюрократизма, нарушения прав широких слоев населения.

   В чем сила этих «противостоящих» движений? Как показывают  опросы общественного мнения - в противостоянии именно гражданского населения, даже в тех же ведущих странах НАТО. Другими словами в противостоянии народных масс правящей элите, бюрократии, финансовой олигархии. Примечательно, что Юлия Тимошенко, выставляя свою кандидатуру на пост Президента, считает своей целью уничтожение олигархов. Правда это или нет - покажет жизнь..
Далее. Сила народных масс. В единстве их интересов и интересами общественного прогресса, в том числе и экономического. В этом оказываются заинтересованы бывают и широкие круги предпринимателей, спонсоры многих правящих партий.
 Наконец, сила масс неизбежно возрастает с накоплением опыта в  противостоянии силам реакции. Помогает в этом отношении и современная техника. Прежняя неограниченная власть СМИ нарушается, «тайное» становится все более «явным». Опыт противостояния реакции заставляет массы учиться отстаивать свои права. Посмотрите - в Восточных районах Украины стали использовать методы, применявшиеся на Майдане в феврале этого года.. Но главное в опыте - это необходимость организовываться и иметь своих лидеров. А это одна из самых трудных задач массовых движений, поскольку массам свойственна инертность и движение по заведенному течению или инерции. Когда трудно остановиться, проверить себя, избрать лучшие пути и методы. Прежний мотор, двигатель себя уже отработал, надо переключаться, действуешь не по привычке. Инерции.

Так Днепропетровцы по примеру Крыма своим лозунгом избрали - вхождение в состав России, а Западная Еврорпа никак не может отвыкнуть от поддержки правого сектора, самими же призванного 22 февраля к необходимости распустить. Боязнь признаться в поражении своего плана, ориентации, а следовательно и своих способностей. Наверное потому и идут «напролом» как бык на красную тряпку. Но движение по инерции - это не прогресс, а признак неспособности логически поступать, когда необходимость этого требует.
А в антимайдановских выступлениях в Харькове и др. местах, проскальзывает «Надежда» на то, что представители «правого евромайдана» без борьбы откажутся от своих методов. Протащили униженными через толпу, а потом освободили.  Может на кого нибудь это подействует, но не на представителей неофашизма. Милосердие для них только поощрение к более активной деятельности.
Другими словами процессы на Украине только развиваются и конца, края не видно. В конечном же счете сила масс, населения, народа в том что они ЛЮДИ, а человеку СВОЙСТВЕННО именно ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ отношение, а не превращение человека во что то низкое, низменное или просто в нечеловека, «волка» с его повадками. «Человек - человеку» - не волк. Может быть ХУЖЕ волка. Современный «волк» призывает к Третьей мировой войне или нанимает киллеров, наемных карателей под маркой защиты прав человека, «защитников прогресса». Это не наемные хлопальщики, а скорее «ухлопольщики» даже не актеров, а зрителей, готовых идти на подлость, обман и предательство...
Но причины сохранения таких явлений сводятся к сохранению отношений между людьми, экономических и социальных, порождающих такие явления. Не случайно же многие политические партии называют себя социалистическими или социал-демократическими. А в странах Западной Европы несмотря на провозглашение коммунизма врагом человечества, местные органы и объединения называются КОММУНАМИ.

 Всеволод Архангельский Таллинн 9 апреля 2014 года.