Загробная речь Стаса. Диктофонная запись

Анатолий Яни
ЗАГРОБНАЯ РЕЧЬ СТАСА
(Диктофонная запись на поминках)

Сегодня тринадцатое апреля. Когда я проснулся и посмотрел на календарь, то понял, что сегодня - большой праздник: вход Господний в Иерусалим! И этот вход совершил Боря, которого я хорошо знал, как знаю и многих других Борей.
Борис Годунов,Борис Ельцын,Борис Полевой (настоящая фамилия - Кампов),поэты Борис Чичибабин (по паспорту - Полушин),Борис Корнилов,Борис Пастернак,Борис Слуцкий, лауреат двух Сталинских премий Борис Горбатов, лауреат Госпремии СССР Борис Олейник, недавно умерший автор повести "А зори здесь тихие" писатель Борис Васильев, пересказчик Винни Пуха Борис Заходер, актёры Борис Андреев, Борис Бабочкин и Борис Моисеев,его величество конферансье Борис Брунов, композитор-песенник Борис Мокроусов, боксёр Борис Лагутин, художники Борис Кустодиев и Борис Ефимов, проживший, кстати, 108 лет, любивший мясо,рыбу и избегавший врачей, Немцов, Гребенщиков, Акунин, загадочно погибший в Лондоне Березовский...
Сегодня я пришёл на эту трапезу  и выступаю на этой сцене одесского морвокзала потому, что умер почётный гражданин Одессы. Когда об этом узнал,сразу написал стихотворение. Звычайно, як завжды, я цэ роблю украйинською мовою, но сегодня хочу говорить по-русски, потому что знаю Боречку как совершенно русского человека, как и его золотого ангела на доме,в котором он работал. Я говорю "работал" в прошедшем времени, потому что узнал, что его не стало... Но я помню его всегда. Когда я однажды пришёл к нему, он мне сказал:"Здравствуй, Стас!" А я говорю: "Боря, нам надо поговорить. Давай для этого поедем в Аркадию!" И мы поехали. Потом он мне промолвил: "Стас! Не надо было ехать в Аркадию, чтобы поговорить. Давай когда-нибудь для этого встретимся дома. Но мы так и не поговорили ни в Аркадии, ни дома, потому что он буквально в четверг десятого апреля умер. А до этого я его встретил и говорю ему: "Боря! Ты всего на один год без восьми дней старше меня". А он мне говорит:"Стас,ты не всегда прав. Ну зачем нам тащиться в Аркадию, чтобы о чём-то поговорить? Давай встретимся на квартире, в домашней обстановке, на Екатерининской площади или на Ильфа и Петрова. И вот его очередной квартирой неожиданно для меня стало стародавнее кладбище, где покоятся офтальмолог Владимир Филатов,актёр Михаил Водяной,тренер "Черноморца" Виктор Прокопенко и откуда мы, проводив его, главного благотворителя города и мецената, в последний путь, приехали сюда, на морской вокзал,где я сейчас, как вы видите, выступаю от имени себя - его близкого друга и выражаю свои братские чувства.
Среди многих замечательных Борисов - известные Борисы  Одессы: Деревянко, Нечерда,Литвак,которых объединяет то, что они погребены на втором, старинном христианском кладбище, которое можно назвать макетом нашего города. У каждого из усопших я выступал на похоронах. Повторяю,я ровно на один год без восьми дней младше Литвака. Он родился 11 марта 1930 года, а я,Стас, выпускник химико-технического факультета Одесского политехнического института(1955), поэт, член КПСС и действующий член Союза писателей с 1959 года - 3 марта 1931 года в селе Гайвороне в 254 километрах от Зиновьевска, ставшего в 1939 году Кировоградом. И вот о чём я сейчас невольно экспромтом подумал: "Когда я когда-нибудь рано или поздно отдам Богу душу, я уже не смогу, как сейчас, сказать несколько добрых и полноценно светлых слов о себе, о встречах с самим собой, потому что, как это не парадоксально, онемею. Но сегодня я счастлив,что могу произносить свои фундаментальные речи на различных поминальных трапезах, в том числе и о великом одессите Литваке. Борис - это великое имя, и я могу ещё долго перечислять великих Борисов, но сегодня, когда нервы и фибры души напряжены до предела,я вспоминаю Борю Литвака как настоящего патриота,Героя Украины и золотого ангела. И я глубоко уверен, что, если бы Боря сейчас был жив, он непременно одобрил бы эту мою речь о нём и очень чётко и уверенно сказал бы: "Стас, ты прав!" И мы вспомнили бы фразу, произнесённую членом политбюро ЦК КПСС Егором Кузьмичом Лигачёвым в июне 1988 года на XIX партконференции: "Ты, Борис, не прав. Мы расходимся с тобой уже не только в тактике. Борис, ты обладаешь огромной энергией, но эта энергия не созидательная, а разрушительная!" Однако я счастлив тем, что никто никогда (и я в том числе) не сказал что-либо похожее Боре Литваку, потому что он, Боря Литвак, кавалер ордена "За заслуги" третьей степени, всегда полностью прав. Земля ему пухом! Слава Украине и слава Борису Литваку!