Любовь против гордости

Вячеслав Абрамов
«Гордость – это недостаток любви к людям … Наивысшей из страстей – гордости противостоит высшая добродетель – любовь. Человек гордый, эгоистичный любит себя, а не людей. Признаком гордости является осуждение, а также обидчивость, которая тоже происходит от самолюбия. Для гордого человека свойственно осуждать всех вокруг…» (протоиерей Павел Гумеров).

Приближаясь ко мне, Господь меняет меня внутри меня настолько сильно, что я понимаю: слова, и уж тем более любые представляемые мною чувства и образы о Боге и о Путях к Богу – это только лишь растопка печки моей души...

Образы и чувства человека не нужны Богу… И как бы кто не желал обратного, но Бог не примет их: ни на земле, ни в вечности. Бог принимает в людях только лишь то, что соответствует свойствам любви и милости.

Бог действует в сокровенной области души без слов.
Область же действия сатаны – падший либо больной рассудок.
И тогда злом становятся мои «правильные» представления о чём бы-то ни было, которые есть иллюзии и ложь…

Если по самолюбию и гордости, вольно или же невольно, ведомо или же неведомо для самого человека его рассудок попадает под власть представлений и мыслей сатаны, то спустя недолгое время подпадают под власть сатаны и его чувства…

Любовь – это когда внутри меня Бог, и нет нужды в земных словах. Слова ослабляют способность любить.
Мудрые праведные старцы боялись и остерегались мешать в себе всему Божиему, чтобы земные куцые и ложные представления и чувствования не искажали ощущение Бога. При том, что Бог настолько велик, что Он просто не вмещается в кургузые представления человека о Боге.

Но как только отвлекутся силы души, хоть на миг отвлекутся от любви, как лик гордыни, змеюка хитрейшая и быстро изменчивая, вылазит под видом «разумного», «полезного» и прочего самооправдания… После чего я обольщаюсь: думаю, мыслю, рассуждаю, предполагаю, смотрю на других и вообще на всё существующее, по-дьявольски – осуждающе, неприязненно, – а значит с гордыней.

А сжигает её потом Господь – страданиями и испытаниями, даёт увидеть и осознать ужасный лик в себе…

Но и когда человек думает, что он знает путь Божий, то это не просто обольщение – это гордыня.
Промысел Божий для нас тайна. Тогда и люди для меня тайна, и если я перестаю судить их, и душа получает силу любви от Бога.
Если перестаю не только осуждать ближних своих, но и осуждающе рассуждать, без рассуждения постоянно осуждая лишь себя самого – сила любви Божией меняет меня внутри так, что я это ощущаю!

Но… Если бы не было гордости, разве бы я, распознав и отвергнув её, подобное ощутил?! Выходит, что и моя гордость используется Господом как часть исправительной методики. Чтобы человек мог сам распознать признаки своей гордости. Так же, как сам должен устремиться душою в области Духа Божьего.

Кто бы что не утверждал, но гордость родилась в духовном мире и есть понятие духовное, – и даже не в мире людей, но в мире ангелов. И поэтому ищущему Бога придётся считаться с тем, что свою гордость человек не сможет вполне осознать и воздать ей по заслугам до тех пор, пока по своим свойствам не станет подобным ангелам в любви и служении.
Только уже принимающая дух служения душа может через свою внутреннюю ежедневную боль увидеть, как гордость закрывает путь к спасению.

С гордостью надо бороться внутри себя самого, при этом до времени оставив гордость других за пределами своего внимания.
Пока душа не обнаружит бревно гордыни, почему-то не ощущаемое в своём глазу, она не сможет увидеть и ощутить ничего духовного, тем более оценить по смыслу и достоинству, – «…вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь…».

Только видение себя Духом Бога позволит стать ненавистником своему рассудку. Отменить сей гнусный рассудок и прийти к Богу с молитвой, принести свои мысли и чувства во всесожжение Духом Его Любви.

Да будет благословенно всё то, что делает во мне Господь!

Как научить душу видеть в себе самой действия Бога и как уметь отличать Действия Бога в себе самом от игры своего разума и от бесчисленных фантазий внутри себя?
 «Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери?» (Пс 130).

Думаю, что только молитвенной просьбой – ибо лишь Сам Господь может вразумить и приблизить к любви Своей. Для спасения, для блаженства в Боге умные мысли и не нужны. И не обольщайся – не ты сам, но Бог станет убивать гордыню и самость по твоей молитве к Нему, и совсем необязательно, что это будет приятно тебе в твоих нынешних весьма низких свойствах.

Но цена приближения к Богу ВСЕГДА ОДНА – отмена себя, сознательная отдача себя на суд Божий.
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» (Ин 12:24-25).
А как отдать себя, если сам не могу, да и не умею отдавать? Да опять же в молитвенной просьбе к Тому, Кто ждёт твоего устремления к Нему! Если душа в Боге, нужна только любовь, которая у Бога и Им даётся!