Страдания по Клаве

Виталий Хватов
    Задумал Петрович на склоне лет овладеть основами компьютерной грамоты и освоить компьютер со всеми вытекающими последствиями. Очень обидно показалось ему на обочине прогресса сидеть, когда все вперед идут. Вон у соседки трехлетний  карапуз ухитряется своего папу-гастарбайтера каким-то образом  вызывать по Скайпу, очень этому радуется и лепечет восторженно. Про его папу этого не скажешь, но торжество техники налицо!
   
    Ну, это хорошо думать и мечтать, а как до дела… Труба дело. Сначала этот компьютер нужно правильно выбрать и купить, потом как-то и куда-то подсоединить, а потом платить, за эксплуатацию так сказать.               
    Вопрос денег - это самое простое, есть деньги - в компьютерный салон идешь, нет денег - зарабатываешь. А вот дальше сплошной туман в седой голове, что купить, к кому подсоединиться, как? Одни термины чего стоят: провайдеры, серверы, планшеты, материнка, монитор, клава. Что всё это значит? Как всё запомнить? Кто всему научит?
    Сын позвонил и сказал, что Клаву нужно выбирать покрупнее, красивой формы. Петрович сразу не понял, что это он про шрифт клавиатуры и некоторое время думал, причем тут формы продавщицы, если компьютерами мальчики торгуют.
И почему её много топтать придётся...
 
    На образование Петровичу грех жаловаться. Хорошо учили в те времена, помнится, американцы даже завидовали. И сейчас ещё, пройдешь по рынку, в основном просвещенные люди, инженеры, филологи, педагоги, а то и с ученой степенью. Торгуют. 
 
    Из всего этого сделал Петрович вывод, что рассчитывать нужно только на себя, чтобы не отстать от прогресса и не позорить свои седины.   
  - Взялся за гуж, не говори, что не дюж, - укреплял он свой боевой дух фольклором.

    Как ни крути, поначалу концы с концами никак не сходились. Петрович уж и самоучитель купил с окрыляющим названием: «Компьютер? Это элементарно». А в жизни у него получалось ровно наоборот. Компьютер-то купили, подсоединили, наладили, а вот дальше…

    Днем он не покладая рук трудился, чтобы поддерживать благосостояние семьи на должном уровне, а вечером неизменно голубой свет экрана заслоняла спина.
    Как ни подойдет Петрович, в любой проекции его встречает Спина. Широкая и мощная, она принадлежала студенту колледжа, а по совместительству и внуку Петровича. Как его обеспокоишь, своя же кровинушка...
    Сделал дед несколько жалких попыток подсоединиться к магии компьютерного мира через него, но каждый раз чувствовал, что теряет остатки авторитета. Столь велика пропасть непонимания между поколениями.
    Уже стал подумывать, а не купить ли второй компьютер? «Но Боливар не выдержит двоих» - сделал он невеселый вывод после мрачных размышлений и подсчетов. А у Петровича уже даже молодежный сленг стал прорываться в разговоре: «Инфа, Комп, Инет и Клава».

    Внук уже почти взрослый, но намеков не понимал, и даже по спине было видно, что добровольно он от аппарата не уйдет, даже ночью. Иногда только взглянет пустым, потусторонним, отрешенным от мира сего взглядом на деда: «И ты, Брут?» - и дальше играет.
    Он к тому времени до утра уже просиживал. Утром в колледж, на занятия и, понятное дело, не учиться ходил, а чтобы где-то на задней парте выспаться всласть. Непорядок, меры нужно принимать!

    Петрович тогда заранее подготовился к воспитательной речи. Начал издалека, горячо и чувственно, почти взахлеб стал рассказывать в спину студента о том, что просиживать у экрана все свои лучшие годы жизни не что иное, как самообман, иллюзия. Реальная жизнь в это время мимо идет, по своим законам. Нельзя забивать свои мозги, чем ни попадя.
   - Вот нам, - вспоминал Петрович, - в моё время говорили: «Голова не помойная яма, в неё нельзя сваливать всё, что попало! На всё есть справочники». Это умнейший человек говорил, доцент Монаков, он нам сопромат преподавал.
    Студент безмолвствовал, находясь в виртуальном пространстве.

    - Пойми внук, знания нужны не вообще, а в систематизированном виде. И знания это не самоцель, а инструмент для достижения целей в жизни.
    Существует целая система приобретения знаний. В ней учитывается особенности человеческой памяти. Бывает память долговременная, а бывает краткосрочная. Если человек считает, что знания ему потребуются ещё не раз в течение жизни, подключается долговременная память. Поэтому человек что-то запоминает на всю жизнь, а что-то вылетает из головы сразу после экзамена!
 
    В этот момент спина дрогнула, встряхнулась, как собака после купания и из-за неё донёсся голос:
  - Да подожди ты, дед, я тут выиграл чертову кучу очков и ещё совсем чуть-чуть, как я перейду на высший восьмой уровень. Ты хоть представляешь, что это значит!?"

    Петрович теряется и уныло думает: «А это с кем я сейчас говорил?»
    Нет, восьмой уровень это, наверно, очень круто. Но сидеть до пяти утра, это уже девятый уровень. Перебор. Нужно принимать экстраординарные меры.

     Весь следующий день он провел в плетении интриги для обращения заблудшего студента в русло здорового образа жизни.
    - Ты понимаешь, - сказал он бархатным голосом в спину внуку, - всё на этом свете хорошо в разумном сочетании. И в человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело. Это раз. И при этом, в здоровом теле должен быть здоровый дух. Это два.
     Вот ты чуть не по десять часов сидишь в согбенном состоянии за этой «клавой», от того у тебя уже развиваются застойные явления. Это во всём твоём молодом и растущем организме. При этом ты не бываешь на воздухе, совсем не занимаешься спортом. В конце концов, тебя уже, похоже, девушки не интересуют!
     А вот я в твои годы, - понесло забывшегося Петровича, - бывало...

    Но тут полет мысли прервала супруга Петровича, тихо прошедшая через комнату.
  - Хватит уже, все спят давно, а вы тут митингуете - сонно сказала она. Петрович напрягся, но вздохнул облегченно, когда понял, что чуток не «спалился», а то супруга попросила бы этот момент биографии подробней осветить.
    Все планы его опять были загублены на корню. Спина студента не дрогнула и по прежнему безмолвствовала.
  - Лучше бы ты эротику смотрел, внучек - подумал  Петрович и обреченно побрел в спальню.

    А на дисплее компьютера в это время пылали ярким пламенем танки и броневики, проламывались стены, плавился в адском пламени железобетон. Стволы пушек хищно выискивали цели и мелодично стреляли, сея смерть и разрушение в несметные ряды врагов, разрывая в клочья «плохих парней». Внук был весь в этом процессе и вырвать его из горячки боя не было ну, никакой возможности!
    Парня нужно спасать, пока не погиб.

    Ещё пару-тройку дней Петрович провел в подготовке к предстоящему поединку. В результате которого внук должен был освободиться от компьютерной зависимости, а дед занять достойное место в рядах компьютерного братства.
    В затишье, перед решающей битвой,  Петрович пролистал учебник по психологии, материалы и инструкции по компьютерной технике. Главная ставка была сделана на военную хитрость. Если он меня не слышит, думал дед, пусть послушает своего кумира – компьютер.

   - Знаешь, мой дорогой студент, - сладкоречиво начал дед, пока компьютер ещё включался, - я тут несколько дней говорил тебе очень важные вещи.
     Спина вздрогнула и пошевелилась, внук впервые оглянулся, озадаченно и заинтересованно посмотрел на Петровича. По всему было видно, что он за несколько дней впервые слышит деда. А может и видит тоже.
   Компьютер ещё подключался.
    - Ты абсолютно прав, эта электроника наше всё сейчас и в будущем, - начал дед. Она определит нашу судьбу. Компьютерная техника нас сегодня образовывает, развивает, лечит и калечит одновременно. Но всякая вещь - это единство и борьба противоположностей. Вот ты, наверное, знаешь, какая это новая напасть для человека, компьютерная зависимость. Всё равно, что пьянство. Буквально изводит человека на нет!

     Глаза внука округлились, как у совёнка в ясный день, он даже моргнул.       
     Я, - пользуясь редким моментом просветления, продолжил Петрович, - знаю, что по этому вопросу там, в компьютере, есть все сведения и даже разработаны тесты на компьютерную зависимость. Веришь ли - это сейчас мировая проблема. Подумай!

    Тут дед резко свернул разговор, чтобы не впасть в назидательность и сделал вид, что его ждут неотложные государственные дела. Главное червячка наживить и подбросить в нужное время, в нужном месте. Комп уже разогрелся и зазывно подмигивал всеми огоньками и рекламами.

    В следующие дни спина студента была так же неподвижна и на: «Привет», снисходительно колыхнулась, из-за неё донеслось немногословное «Угу». Петрович краем глаза взглянул на экран и с удовлетворением отметил, что внук занят решением тестов на компьютерную зависимость.
 
  - Сработало! Уже вторые сутки и который тест по счету? – подумал дед. Всклоченные волосы и взмокшая спина наглядно демонстрировали серьёзность подхода испытуемого. И всякий раз компьютер беспристрастно высвечивал на мониторе: «У вас компьютерная зависимость». От чего обычно невозмутимый студент шумно вздыхал и заметно нервничал.

    Дед был в курсе принципов составления вопросов тестов и очередной раз, проходя мимо, ехидно подлил яду:
   - Чем больше силишься обмануть, тем больше запутываешься. Тут технике нужно говорить правду и только правду.
    По вечерам у компьютера в полутьме комнаты слышалось сопение, чертыхание, какие-то звуки, - словно в доме завелся домовой, - похоже, борьба продолжалась. На четвертые сутки, ближе к полночи, свет экрана вдруг погас и внук покорно прилег на диванчике. Прогресс небывалый!

    На следующий вечер, по наблюдениям Петровича, студент сходил пару раз за чаем, вытягивал ноги, разминался, вздыхал и, глядя на экран, шептал что-то себе под нос.
    Позже спина по обмякла, стала выражать уныние и покорность обстоятельствам.
    Ближе к полуночи студент опять тихо отключил компьютер и лёг спать.
    Злокозненный дед тихо радовался, но вида не подавал.

    На седьмой день, к вечеру, внук не выдержал, сорвался и закричал: «Нет, дед, я не могу так больше, ты мне весь кайф испортил! Я всё время только и думаю про эту дурацкую зависимость. Даже игра уже не идет!

   - Боже мой, ну кто бы мог подумать? - притворно заквохтал Петрович. - Я же говорил, что это проблема во всем мире. Хотя… может это всё и есть правильно? И делу время и потехе час.
   - Ты вот выспался, наконец?
   - Да, это точно и «хвосты» пересдал.
   - Ну вот, если всё так чудесным образом сошлось, может и на меня время найдется?
   - Да, похоже "приколол" ты меня дедуля... Садись, сейчас и начнем.

     И работа пошла. А то раньше учеба без компьютера и инструктора напоминала обучение плаванию по учебнику в бассейне без воды.

     Еще через несколько дней учитель облегченно вздохнул и сказал:
   - Вот дед, ты уже постиг все азы компьютерной науки. Остальное сам. Есть один великий способ освоения этой премудрости. Метод тыка, называется. Я пробовал. Работай дальше сам над собой.

     С той поры Петрович быстро освоился в компьютерном пространстве и перевел полученные знания в практическую плоскость. А в итоге получилось, что и овцы целы и волки сыты.

     Позже он набрёл как-то на сайт «Проза.ру». Но это уже другой вид компьютерной зависимости, только более изощрённый и тесты на эту зависимость ещё не подготовили.


                /Рисунок из интернета/