Портфолио новелла

Вячеслав Еремкин
КНУКиМ Киев

   Однажды после занятий по практике ко мне подошла студентка 4 курса. Я даже не помню ее фамилию и как звать. Тогда помнил, а сейчас забыл. Назову ее Мая. Подходит ко мне эта Мая в павильоне и говорит:
    - У меня к вам дело на сто тысяч...
 Я удивился и говорю привычно:
    - Я взятки не беру, особенно в крупных размерах.
 Она смутилась и говорит:
   - Это я так, к слову...  Я хочу вас попросить сделать для меня несколько снимков.
   -  А что , - спрашиваю у неё, - наши студенты-операторы уже снимать разучились?
 Она ещё больше смутилась и перешла на шепот:
   - Понимаете, тут такое дело... Мне эти снимки нужны для сайта знакомств...
 Я сделал вид, что не понял:
   - А в чем проблема?
   - Туда надо послать несколько планов: портрет, потом в платье по пояс, и в купальнике. Или еще лучше без...
    - А у тебя что, нет таких снимков?
    - Есть, но все - не то качество. Я бы хотела что-то такое... - она показала на стенд, где были развешаны студенческие работы по  цифровой обработке  изображения. Ну а там, конечно, мировые красавицы во всех видах и ракурсах в самой мыслимой и немыслимой обработке: под сепию, акварель, под масло.  Это ее , видимо, и привлекло. Потому что девушка была, хоть и фигуристая, но на личико - средней паршивости. На таких на улице не оглядываются.
   -Ну, не знаю, - говорю я, - справлюсь ли с твоим заказом... У меня времени не так много...
   - Вы не бойтесь, я вам заплачу...
   - Нет, - говорю ей, - мне денег не надо. А то еще на кафедре скажут, что я уже использую служебное положение ...
   А сам думаю: "А сколько же на этом можно заработать?" Никогда портфолио не снимал. А она меня уговаривает: "Я понимаю, что это все ваше время, вы же не обязаны... Мне легче вам заплатить, чем идти в фотоателье... Да и такие вот сложные вещи они не делают..."
   - Так это же , - говорю,  - наши студенты-операторы делали.
   - Ну, наверно же , - говорит она, если студенты такое делают, то наверно и вы умеете.
Мне стало стыдно. Еще подумает, что я не умею ...
   - Хорошо, - говорю - давай сделаем так: ты посмотришь на стенде. И то, что тебе понравится, покажешь мне. Если это мой снимок, значит  у меня есть исходники и я просто в исходники вставлю твое фото. Если не мой, то я тебя сведу с тем студентом, чья это курсовая работа...
 Она посмотрела на меня обиженно:
   - Знаете, я бы не хотела у студентов на "НЮ" сниматься. Разнесут на все общежитие...
   - Ну,  не все же такие... Есть и порядочные...
   - Знаем мы этих порядочных... Им только дай повод...
Договорились таким образом: она приходит в субботу после лекций и снимаем несколько исходных ее портретов, а потом вместе смотрим на стенд, и та обработка, которая ей понравится, ту и постараемся повторить...
   В субботу приходит после обеда вся расфуфыренная в пух и прах, и накрашенная так, что штукатурка сыплется. А я как раз чай пил. Чуть не поперхнулся.
   - Так, - говорю,- пока я обедаю, туалет напротив. Чтобы сейчас была умыта и переодета.
  Она сникла: "Я столько красилась и одевалась" Хотел сказать: "А в зеркало на себя смотрела?" но сдержался. Начал объяснять. "Понимаешь... Если для рекламы борделя, то такой макияж и прикид - в самый раз. Но ты же хочешь познакомиться с порядочным парнем... А порядочному парню нужна скромная и невинная студентка, а не заезжая "профура из провинции". Вроде, согласилась: "Только можно, я эту кофточку оставлю..." - "Да как хочешь: эту или вообще без оной в одном лифчике. Дело вкуса... Мне то что..."
   Пошла, умылась, прическу свою "чудернацьку" расчесала.
   - Ну и как я? - спрашивает. Я говорю:
   - Совсем другое дело... Ты теперь настоящий ребенок... Сколько тебе, девятнадцать? Уже двадцать один? Неужели. А на вид - совсем дитя...
   - Вы меня смущаете... Я, наоборот, хотела выглядеть постарше...
   - А зачем это тебе - выглядеть постарше. Женщины, наоборот, хотят выглядеть моложе...
  - Да, еще подумают, что я - малолетка...
  - Это же хорошо... Малолетка подрастет, а пожилой товар состарится… Кому нужна перезревшая матрона.
   - Ага. у нас в "общаге" все толстухи и матроны уже замуж вышли... И живут припеваючи... За хорошими людьми...
   - И ты выйдешь, но за любимого, а не просто за хорошего человека... Знаешь сколько у тебя будет претендентов?... Сто!
   - Что-то на горизонте не очень их густо...
   - Но и тебе же не 30...
    Решили начать с портрета. Села она на зеленом фоне, чтобы легче было фон вырезать в постобработке. Поставил я свет, камеру. Изображение с камеры вывел на телевизор. Она покрутилась перед камерой, как перед зеркалом, нашла приемлемый по ее соображениям ракурс и говорит: "Вот где-то так". Сделали несколько снимков. Я ей их на экране показал: "Видишь, - говорю, - снимки чем не хороши. Они не передают твоей личности. Как ты о себе думаешь: ты живая, улыбчивая, общительная? Она соглашается. А что мы видим на экране: сидит насупленная курочка и дуется на зрителя, как мышь на крупу."
   Она заинтересовалась:
 - И что надо делать? Как мне повернуться?"
 - Не повернуться надо, а расслабиться. И постараться забыть про камеру.
 - Но как же? Она все время перед мной. Я даже не могу куда-то посмотреть... Мне все время кажется, что она меня не так снимает.
 - А ты на кого учишься?
 - На тележурналиста.
 - А вам что не преподавали "сценическое мастерство"?
 - Преподавали. Но там мы сценки из всяких пьес разыгрывали. И камеры там не было.
 - А "мастерство телеведущего"?
 - Ну, там мы с автосуфлера все читали.
   То есть я понял, что на камеру она работать не умеет. Их просто этому не учили. Значит, решаю я, надо ее как-то отвлечь, чтобы она забыла о камере.
  - Давай, - предлагаю, - сделаем так: ты будешь мне что-нибудь рассказывать. А я в это время буду говорить: "Стоп!" - ты замрешь, и мы в это время снимаем...
   - А про что мне рассказывать?
   - Ну, про своих родителей.
   - А что о них рассказывать - колхозники...
   - Тогда о соседях.
   - Еще лучше - пьяницы.
   - Ну, тогда о подругах.
   - Ага вы запишите, и они не будут со мной разговаривать.
   - А ты говори о них только хорошее...
   - Было бы что говорить... Хорошего мало. Завидки одни...  Вот давайте, я расскажу про своего брата...
   - Если тебе интересно. Только не останавливайся. Мне же важна мимика, а не все остальное.
    И она начала рассказывать. Я не могу сейчас все воспроизвести. Но суть ее рассказа в том, что он - первый парень на селе, возит председателя,  у него есть гитара и все девки в селе его обожают. А он не смотрит ни на кого, на танцы не ходит, только дома вечером под гитару песни поет. Блатные.
   - А он что, у тебя - сидел?
   - Нет, он только из армии пришел. А песни он из телевизора выучил. У нас есть старый магнитофон. Он их на кассету записал. И поет.
   - А чего же он не женится?
   - Боится в селе застрять. Он хочет уехать в город. Там хоть какая-то перспектива... А у нас недавно даже клуб закрыли.
   - Ну, а ты как себе представляешь свою дальнейшую жизнь?
   - Закончу институт, пойду работать.
   - А куда?
   - Наверно, в газету.
   - Почему не на телевидение?
   - Ну, там очень тяжело пробиться...
   - Выйдешь замуж за какого-нибудь продюсера..
   - Не, куда мне... Мне бы за какого-то среднего бизнесмена...
   - А за олигарха не хочешь?
   - Не хочу, потому что их убивают. Частенько.
   - Ну. Тогда будешь богатой вдовой.
   - Ага. Это только в кино такие, как я, приезжают в Москву и выходят за красивого олигарха... Лучше я выйду за ма-ленького бизнесмена. И желательно, подальше за границу.
   - А чем тебе родина-то не угодила?
   - Надоело все. Что-нибудь купить - дорого. Устроиться  - невозможно. Везде нужен блат. Даже интервью берут по блату. А женить кого на себе - это надо рискнуть и залететь. Иначе никто не женится...
   - А за границей?
   - Там другое дело. Там, если мужчина женится, то он должен свою женщину содержать. А у нас что... - всеобщая нищета. Даже в ночном клубе посмотреть не на кого. Я была недавно в одном. За вход 10 долларов заплатила. И что? Девки - первый сорт, а ребята все обкуренные, пьяные и все предлагают тут-же отметиться у него на заднем сидении машины. На фиг мне это надо? Удовольствия - пять минут, а разнесут по городу "на всю ивановскую"... Мне тут у нас видится одна дорога - агентство и заграница... А для этого нужны качественные снимки. Я согласился. Только вот понятие о качестве у нас  с ней было разное.
     Я ее пересаживал несколько раз и менял свет, увеличивал контровое освещение, чтобы придать ее фигуре большую выразительность. Она критично смотрела на монитор и старалась, чтобы на мониторе не было ни одной складочки и ни одной тени на лице. А от этого оно становилось плоским и каким-то невыразительным. Она хотела "парадный портрет", а я - живую картинку...
 Я спросил:
   - Что же ты будешь делать, если заинтересуешь импортного "жениха", а он приедет к тебе и разочаруется?
 Она ни секунды не думая, говорит:
   - Он не разочаруется. Я ему не дам.– Она остановилась, подумала и уточнила:   - Разочароваться, в смысле…
   - Почему ты так думаешь? Ведь мы сейчас из тебя красотку слепим, а что потом? Ведь они там такие переборчивые...
   - Мужчины мало что понимают в женской красоте. Для них важно, чтобы вот здесь что-то было и тут. - И она показала, где должно что-то быть...
   - И где ты это возьмешь?
   - Ну, что вы, не знаете, откуда это берется?
    - Предположим, что Фотошоп что-то исправит... Но рано или поздно, ведь придется и раздеться...
   - Когда дойдет до этого, для него уже будет поздно... Думаете, девушки не показывают своих прелестей, потому что стесняются? Как бы не так! Они просто скрывают свои недостатки...
   А я-то, дурак, стараюсь сделать все как можно естественнее и натуральнее.   
   Пока мы разговаривали я сделал несколько снимков. Некоторые были неплохие, но большинство - какие-то смазанные. Я их даже показывать не стал, а просто стер из памяти аппарата.
   - Давай еще... Ты мне про брата хотела рассказать...
   - А что, я еще не все рассказала? Ну, он у меня в Чечне служил, приехал какой-то хмурый. Долго спать не мог: только задремает, ему кажется, что он на посту и к нему чеченцы подползают, зарезать его хотят. У них в части такие случаи часто бывали... Схватывается, и не может больше спать. А ведь он за рулем. Может потом и в кювет заехать. У него друг детства был. На грузовике ездил. Тот вроде бы и не пил, ну, как все. Однажды ехал утром рано, не выспался и свалился с дамбы в реку. А там глубина 4 метра и дверь заклинило. Вытащили только на следующий день. Зачем это ему нужно? Не покойнику, конечно, а брату...
    Сделал еще несколько снимков. В общей сложности - с десяток получилось. Поставили один на монитор. И начали прикидывать, к какой курсовой этот исходник ближе. Нашли один. Посмотрел на обороте: этот снимок обрабатывал парень, который уже давно институт кончил. Его теперь не найти.
    -  Давай искать другую обработку. А то я не знаю, как это он делал.Описания же нет. А без описания можно долбиться до посинения, и не добиться полного повторения. 
   И так большую часть исходников. Получилось так, что если исходники и приличные, то с обработкой надо много и долго возиться. А я к тому времени совсем потерял к этой стороне  всякий интерес.Одно дело - чужие снимки критиковать, а совсем другое - разгадывать, как  они обрабатывались, чтобы повторить...  Договорились, что в платье и в купальнике будем снимать её на следующую субботу. А всю постобработку делать уже потом... Я переписал ей все снимки на "флешку" и она пошла домой. Больше она ко мне не приходила. Может, ей уже не надо было. Передумала. Или какого-то симпатичного оператора для этого нашла. На фиг ей нужен я - толстый старичок, которого она не очень вдохновляет.
      На следующей неделе я делал уборку у себя в павильоне и на стуле возле вешалки нашел папку для бумаг. Не знаю чью. Там были какие-то выкройки,  рисунки и такое объявление:

            Вниманию девушек!  Замуж за 2 месяца.
       Практическая программа по успешному поиску достойного мужчины.
Единственная в своём роде. Протестированная и отточенная автором методики + её многочисленными подругами.  И подругами её подруг.
Своё счастье реально и всего за 60 дней обретают даже самые пухлые замухрышки. Вы чем-то хуже их?
       Я повесил эту папочку на видное место на вешалку. Но ее никто так и не забрал.