Русский фольклор. Наследники вечности

Алла Коркина
Фольклор – основа мироощущения и мировоззрения любого народа и каждого национально мыслящего писателя. Так всегда думала я, но последнее время фольклор подвергается пересмотру и учёные всего мира рассматривают мифы и сказки, как записи подлинных событий древности, ищут в них истоки древних культур и цивилизаций. Телеканал Рен-ТВ разворачивает фантастически потрясающие истории. Это иной взгляд.
Но мне с детства моя бабушка Ксения рассказывала русские мифы своим образным деревенским языком, даже сказки Крылова так, словно всё это происходило в её родной деревне Павино, откуда она родом.
Дважды я «сдавала» фольклор, как предмет. И вдруг однажды, спустя годы после Литинститута, меня словно что-то толкнуло в сердце, всё ожило.
Была зима. Я сидела на работе в Союзе писателей в дублёнке – новомодное отопление плохо грело – и читала книгу «Русский фольклор». И я написала книгу для детей «Зимний вечер у бабушки». Включила её в коллективный сборник для детей, под этим же названием. Были молодые писатели, которые писали для детей, и я решила, что я тоже в этом жанре начинающий автор и чтобы поддержать их, составила коллективный сборник. Талантливый Санша Акишин  учительствовал после Литинститута, так же прислал свою повесть. Ныне он уже живёт в Костроме.
Но тогда эта книга не вышла, хотя был выплачен даже гонорар. Началась перестройка, книги на русском языке перестали выходить.
Но порыв написать что-то для детей у меня не пропал. По-настоящему, каждый серьезный писатель проверяется именно на детской литературе. Если, конечно, готов рискнуть… И вот я тоже решилась...
Спустя пару лет мы с поэтом Дмитрием Николаевым обратились к русскому фольклору. Так родилась наша книга для детей «Волшебство под Рождество». В святки даже церковь допускает волшебство. Это от язычества. А весь фольклор – это язычество в чистом виде. Христианству 2000 лет, а фольклору – тысячи, может быть, 20 000. Эту рукопись я дала почитать двум кишиневским актрисам, и не только им.
Я волновалась, что получилось. Заслуженной артистке Молдовы Ларисе Хромовой и молодой талантливой актрисе  Марине Подолян. Они обе схватили этот текст и… поссорились со мной! Предательница! Отдала текст другой. Так подруги не поступают!..
Маленькая драма. Но обе упрямые и обе поставили свои спектакли по нашему «Волшебство под Рождество». Каждая по-своему. Лариса Хромова поставила ещё и наше «Золотое зёрнышко». Первый русский мюзикл для детей в Молдове, он занял I-е место – на русском языке! – на республиканском конкурсе детских театров. Это заслуга Ларисы Хромовой и молодого талантливого композитора Валерия Мотовильника.
Другим результатом нашего обращения к фольклору и сотрудничества было появление книги Дмитрия Николаева «Тайна очарованной царевны» о хронотопе русской волшебной сказки. На мой взгляд, лучшая его книга.
Прошло время, пришли другие заботы. Как-то я спешила на спектакль Ларисы Хромовой по стихотворениям Сергея Есенина в лицее им. Василе Лупу. Не помнила, где зал, а тут идут малыши на спектакль. Учительница остановила класс и сказала:
– Поприветствуем Аллу Аркадьевну, автора «Волшебство под Рождество», которое мы с вами учили.
Дети дружно закричали «Здравствуйте, Алла Аркадьевна!» Оказывается, наша с Дмитрием Николаевым книга – живёт. Учителя поняли, что это такое, и в младших классах изучают её.
Был такой толчок и в отношении русского фольклора в поэзии. В моей книге избранного «Любви несбыточной надежды» есть раздел «На милой родине моей» – он весь от очарования  родным русским фольклором, хотя, конечно, и от жизни.
Когда я училась в Литинституте, я читала книги Бориса Рыбакова «Язычество древней Руси» и «Язычество древних славян». Изучала. Но как один из предметов.
И вновь толчок – спустя много лет, это книга Валерия Юшина «Русь от патриархов до Апокалипсиса» русского учёного из Ташкента. Новый поворот в миропонимании, обращение снова к книгам Бориса Рыбакова, и роман «Наследники вечности». Вот что пишет об этом романе доктор филологии Вера Тудосе.


«НАСЛЕДНИКИ ВЕЧНОСТИ» АЛЛЫ КОРКИНОЙ

Любители русской словесности могут порадоваться: в издательстве Росзарубежцентра и Центра русской культуры вышла книга известного русского поэта в Молдове, члена Союза писателей СССР и Союза писателей Молдовы, маэстро литературы А.А. Коркиной «Наследники вечности». Это событие важное, потому что за последнее десятилетие немного опубликовано книг в Республике Молдова на русском языке, а тем более – произведений художественной литературы.
Историко-приключенческий роман Аллы Коркиной «Наследники вечности» обращён, в основном, к молодым читателям. Здесь описаны разные исторические эпохи и географические пространства, различные регионы Земли, основные же события происходят на территории Молдавии.
Жанр книги, на наш взгляд, – приключенческий роман с элементами фантастики, сочетающей в себе реальные факты истории с авторским художественным вымыслом. Читателю предлагается произведение в остросюжетном жанре повествования с элементами детективных отступлений. Роман увлекает с первых страниц легендами о гибели Атлантиды и появления жрицы Мут, и далее держит читателя в напряжении, связанным с сопереживанием главным героям: Славу, Прави, Деметру. Путешествие юных героев, которые пустились на поиски пропавшего сундучка, полно тайн и приключений.
Основная философская формула, авторский ключ к пониманию истории, как видно из текста романа, очевидны – мифы формируют народ, который стремится построить утопию…. Реальная история народа – пересечение мифологически осмысляемого прошлого и рационально постигаемой утопической картины будущего. Знание всегда таит в себе незнание, а в простом, очевидном, может таиться необыкновенное и важное.
В «Послесловии редактора» к роману Д. Николаев отмечает: «Всё говорит о неожиданном для поэта-лирика, каким мы знаем Аллу Коркину, глубоком и поразительном знании предмета романа – романтически воспринимаемого и принимаемого Мира. Автор словно стремится подсказать, что всё не так однозначно в этом лучшем из Миров. И что, в конечном счёте, всё решает отдельный, конкретный человек, а не безликая толпа, масса, класс…   Государства возникают и гибнут, цивилизации создаются и исчезают, но остаётся верность человека человеку, их любовь и преемственность чего-то из рода в род, из тысячелетия в тысячелетие.… Между людьми одной и различных эпох существуют какие-то необычные и невидимые связи, не всегда осознаваемые, но от того не менее значительные.… Без всяких связей нет чего-то цельного, истинного, вечного…».

Особое место в романе отводится описанию древних религиозных верований и различных наименований Богов: Сварога, Лады, Перуна, Стрибога, Посейдона…. Милые славянскому сердцу имена! А.А. Коркина с любовью пересказывает легенды, связанные с этим периодом жизни славянских народов.
Автор воссоздаёт не только прошлое, но и рисует настоящее, причём фантастические картины перемежаются с действительностью очень органично. В книге есть и мифологические герои, и реальные, связанные с нашим временем: параллельно нашли приют в романе Слав из прошлого и Славик (Вячеслав) из настоящего. Такого рода повествование позволяет открыть новое неизвестное, помогающее лучше понять и осмыслить историю заселения Придунайского региона, как считается, – прародины славян.
Как отмечает Д. Николаев, «Шесть исторических эпох затронул автор в романе, связал двенадцать тысяч лет неведомой нитью вечных тайн человеческой жизни. Начало и конец  некоего цикла сверхисторического бытия человечества, которое началось в какой-то исторический момент с осознания своей инаковости, отличия от обычных животных, от родового тотема, и заканчивается осознанием своей кровной, исторической принадлежности этой планете – Земле. Пусть для этого автор призвал нашествие инопланетян – потомков космических бродяг, некогда уже посещавших Землю. Но для того они и нужны, эти ориане, которых можно вычленить из древних мифов, чтобы  люди осознали своё единство, своё родство с иными чувствующими и страдающими существами во Вселенной, где также идёт непрерывная борьба света и тьмы…» (Д. Николаев, Другая литература…).
Яркие образы героев, интересная сюжетная линия, переход от исторического повествования к современности делают книгу привлекательной, помогают раскрытию главной темы, где действуют существовавшие в реальной жизни персонажи – Гильгамеш, Буребиста, Цезарь, Децебал, князь Владимир и другие. Автор не только констатирует их существование на земле, но и устанавливает тонкую нить связи между названными героями.
В романе использованы исследования по истории – издания давно прошедших лет и недавно появившиеся уже в XXI веке. Это книга Валерия Юшина «Русь от патриархов до Апокалипсиса»; монография В. Емельянова «Древний Шумер»; справочные материалы по старообрядчеству в Молдавии «Древность вечно живая»; Книги Д.Николаева «Тайна очарованной царевны», «Индоевропейский код: язык, культура, мышление» и другие.
Плутарх и Сенека помогли автору понять дух Древнего Рима, а монах Нестор и другие русские летописцы подсказали, как должно вестись повествование, если оно связано с историческими событиями на Руси. Автор, пользуясь результатами исследований учёных, умело реконструировал для читателей забытые исторические эпизоды родного народа. Читатель почерпнёт много сведений по истории государства Российского, познакомится со старообрядчеством на Руси – удивительным религиозным и нравственным движением, сохранившим  древнерусскую духовность до наших дней.
Известно, что без знания своей истории нельзя понять ни традиций, ни обычаев, ни самого духа народа, не своего языка – великого, самого главного наследия народа, который формировался как в разные времена, так и в разном пространстве. Однако «Наследники вечности» – это роман, художественное произведение, а значит, в нём происходит то, что сам автор усмотрел в истории своего народа.
А.А. Коркина убедительно доказывает, что жизнь сложна и многообразна, и история русского народа ведётся издавна, уходя своими корнями в глубину тысячелетий. А мы – наследники вечности – русский народ в истории имел разные наименования, но русский язык, как связующее звено, помог сохраниться этому народу, так как и поныне русские люди понимают без перевода письмена и книги, которые оставили им исчезнувшие их предки многие сотни лет назад
Язык романа прост и понятен, отличается выразительностью. В нём много пословиц, поговорок, присловий, известных русскому народу, например: надеяться на авось и, небось; как рукой сняло.
Разъясняется их значение и история их возникновения. Много афоризмов духовно-нравственного содержания: живи по совести и старайся возвыситься душой. Есть интересные образные сравнения: «Звёзды августа глядели как тысячи глаз Всевышнего…»
«Наследники вечности» – умная, познавательная книга. Она не только помогает нам скрасить свой досуг, но и обогащает новыми интересными сведениями из истории России и Молдовы, заставляет задуматься о бренной жизни нашей, и о том, что, же мы можем передать нашим потомкам – таким, же НАСЛЕДНИКАМ ВЕЧНОСТИ, как и мы….
Исторический роман требует изучения большого материала. Но не об этом речь. А о том, что какое-то новое обращение к язычеству, к фольклору открывает новое понимание истории, новую хронологию Руси, даже большее понимание самой себя. Кто ты? Какие твои истоки?»

***
Позже я написала футуристический роман «Ловушка для дураков». Но это уже другая история, хотя и назван он «Наследники вечности -2».
Советовать открывать для себя фольклор молодым писателям напрасно. И я шла мимо него долгие годы, читая, узнавая, вспоминая бабушкины басни Крылова и сказки, пересказанные, как деревенские истории. Мне это всё до поры, до времени было не очень интересно.
Но что-то происходит и всё открывается заново. Словно картина оживает. И толкает тебя нести дальше это тайное знание. Думаю, что так родились сказки у зрелого, уже все познавшего Пушкина. Представить Пушкина лицеиста, интересующегося сказками абсурдно.
У каждого народа свой фольклор – у большого и малого. Но иногда поэты, ища национальные корни, «мусолят» свой фольклор, не идут дальше пересказа.
Фольклор каждого народа – это осколок большой мировой мозаики – где наше место было вчера и где сегодня? С кем боролись наши предки? С кем соседствовали? С кем дружили? Что перенимали? Какой характер выработали за века? Ответы на многие вопросы содержат фольклор.