Сказки древнего Макарака

Странница Любовь
Со времен своей юности я не ездила в организованные туристические походы. Почему? Да, кто его знает? Хожу-брожу по нашим просторам в одиночестве. Созерцаю, когда душа требует, а не по команде «Посмотрите налево…посмотрите направо…»
А тут вдруг Алина, коллега по моржеванию, позвала меня в мартовские праздники на вылазку в глубинку нашего Кузбасса под названьем Макарак, а вернее Макаракское ущелье. Если посмотреть на карту Кемеровской области, то этот Макарак в самом верху в дальнем уголке, среди отрогов Кузнецкого Алатау, где места труднодоступные, а значит еще девственные… Согласилась.
К слову название Макарак, кто как объясняет. Вот, например:  Ма" на тюркском языке означает -  возьми или смотри, "Карак"- глаз. А есть и другая версия:  в начале XIX века здесь жил Макар и был у него домик-приют для рыбаков и охотников и назвали люди этот "одинокий дом" его именем, Макараком, потом заселяться эти места стали, а название так и осталось.
А какие легенды-были о здешних местах сказывают, заслушаешься. В горных районах  Кундат, Берчикуль, Центральный  есть древние каторжные золотые шахты.  Там же ещё до революции работали драги, привезённые из Америки. Так вот, не так давно, с большой глубины из угольных пластов был  поднят герметичный мраморный саркофаг, внутри которого лежала как живая, залитая розоватой жидкостью  женщина славянской наружности. Определили возраст находки в 800 миллионов лет! После  того, как  находку увезли вертолётом в Новосибирск,  все свидетели  события таинственным образом   быстро погибли   в разных ситуациях… Найти мне конечно что-нибудь этакое хотелось, но вот погибать в разных ситуациях не очень. И я себе строго настрого запретила делать сенсационные открытия в загадочном Макараке.
В назначенный срок восьмого марта собрались любители экстремального времяпровождения у городского туристического клуба. Стою, разглядываю тех, с кем я проведу три дня бок о бок. Впечатления приятные, народ веселый, чувствуется – бывалый. Ребята подошли, с баулами выше их самих. На вопрос «Что, на год в леса?» ответили «Нет, на два дня в горы» Представляете, сколько всего альпинистам надо? И чего это я лезу в горы без всех этих веревок, карабинов и прочей экипировки? Непорядок, однако! Но лезу ведь…
Пять часов езды пролетели незаметно, всю дорогу мы травили байки про свои путешествия.
Проводник и организатор этой вылазки Лена рассказала нам  про места, где мы ехали и куда мы ехали, да так рассказывала…заслушаешься.  И вот мы в поселке. Темно. Топим печ, отогревая туристический приют, состоящий из двух комнат, одна это спальня-игральня с нарами, другая – столовая-едальня, где народ уже поляну накрывает. Все за стол уселись, едят, выпивают, а мы Алиной у печки на нарах валяемся и на языки пламени завороженно смотрим. Красиво.
- Девчонки, идите к нам, праздновать.
- Не хочется на ночь праздник живота устраивать.
-А выпить винца легонького.
- Мы не пьем…
- Ну, хоть высуньтесь, мы за вас выпьем.
Высунулись. Встали у стола, как ребятня нашкодившая.
- За ваше здоровье! - выпил народ.
-Еще, поди, и мяса не едите?
- Не едим. Алина – сыроед, я – веган.
- Так нельзя! Это я вам как медик говорю! – выказался хирург-альпинист Митя, двухметровый великан.
- У каждого свои вкусовые пристрастия.
Поюморили по этому поводу. Мы с Алиной так и уснули глядя на языки пламени. А засыпая, виделся мне задорный танец огневушек-поскаушек.
Проснулась я, когда в окне чуть забрезжил рассвет. Все еще спали в спальниках лежа на нарах, плотненько так, один к одному, как шпротины в консерве. Мое освободившееся место сразу исчезло, под почувствовавшими простор, рядом лежащими телами. Я пошла на улицу. Наверное, многие из вас испытывали это чувство, когда едешь например на поезде. Ночь, темень. Выехал из знакомых тебе мест и вдруг… Рассвет приоткрывает завесу ночи и все вокруг иное, совсем не похожее на покинутые тобой места… Восторг открытия – этот момент так называю. Выйдя из домика-приюта я  вдруг попала в другой мир, в другую реальность… даже не решалась закрыть за собой дверь, а вдруг приют исчезнет и я не найду входа в мир обыденный?
Вы, когда ни будь, встречали рассвет среди дикой природы? А в ущелье? Если да, то вы понимаете мое состояние, когда сумрак постепенно отступает, шаг за шагом открывая  все новые и новые красоты, от которых дух захватывает.  Я словно очутилась в сказке Божова…  вглядываясь в причудливые, каменные глыбы, возвышающиеся среди леса за оградой туристического приюта, еще скрытые в сумерках, и  виделась мне  не каменная глыба, а замысловатый  каменный цветок Данилы Мастера, вдруг, среди деревьев, и Серебряное копытце будто бы промелькнуло…
-Эко – скажите - где твой Макарак? А где эти сказки Бажов писал?
А я отвечу вам, что сказке то не важно, в каком месте Земли в нее верят.
Когда окончательно расцвело, и солнце заиграло по верхушкам деревьев, Макарак предстал передо мной во всей своей красе. Поселок притулился,  на крутом склоне среди отрогов  Алатау в одноименном ущелье. А вокруг куда не кинешь взгляд, буйство природы: горы в обрамлении лесов, река Кия петляющая среди неприступных скал… За сотню лет здесь мало что изменилось, ну свет провели, телевизоры есть, сотовая связь, короче все цивилизованные прибамбасы можно на пальцах сосчитать.
Я вернулась в домик, ужиком протиснулась между спящих, кое как влезла  в свой спальник и погрузилась в совместное туристско-краеведческое  сновидение, и Серебряное копытце застучал своими ножками по горам…
Разбудил нас вкусный запах готовящейся каши. Лена уже вовсю хозяйничала на кухне. Народ доставал свои слежавшиеся тела из спальников, дома то мы на нарах и в спальниках не спим, вот и наши тела в недоумении похрумкивали и потрескивали при движении. Мы с Алинкой рванули на улицу поразмяться, бежали босиком по сонной улочке, хватали горстями снег, кидая его в свои лица. Организм от такого экстрима моментально группируется и приводится в боевую готовность. Попробуйте как-нибудь, уверенна, вам понравится и ваш организм вас зауважает.
Мы вернулись, когда народ уже уплетал кашу сидя за столом.
- А чего это вы не едите?
- Мы фруктиками перекусим.
- Сил не будет километры то мотать.
- Так мы еще и солнцееды, проголодаемся солнышком подкрепимся!
Конечно с солнцеединием мы приукрасили, но есть правда не хотелось.
И вот наша команда идет по стеклянному льду петляющей между гор реки Кия. Этот поход уже сам по себе сказочное путешествие: по хрустальной дороге среди седых гор навстречу солнцу. Идем мы кто в лыжах, кто без. Мы с Алиной без лыж пошли, не знаю, о чем думали? Ведь в охотничьих широких лыжах проходить места занесенные снегом значительно легче было. Но зато мы могли падать на лед и смотреть в его глубину. И виделись-чудились нам огромные рыбьи хвосты мелькающие в глубинах вод, а порой вдруг лицо из воды на нас с любопытством смотрело…скажите, что это мы свои лица в ледяном отражении видели? А я считаю, что в таком сказочном месте должны и русалки обитать. А почему бы и нет?
Как и сотни лет, назад в этом крае почти нет дорог и река здесь транспортная артерия, летом на лодках, зимой на лыжах. Говорю же мало, что здесь поменялось.
А мы все шли и шли, а горы вокруг становились все выше и выше, поражая своей величавостью. Вверх по склонам  поднимались стройные  пихты, и диву даешься, как они могут жить на почти голом камне, эти красавицы. То тут, то там родники, да ручьи в Кию впадают, и замёрзшая вода красивым стеклянным водопадом спадает вниз.
 Раньше в этих местах золото мыли-добывали, сейчас говорят, что нет золота. А я не верю… есть оно, но не для всех. Великий Полоз не каждому золото кажет. Об этом еще Бажов сказывал: «Это, значит, Полоз побывал тут и отвел золото. А то вот еще... Найдут старатели хорошее, россыпное золото, ну, и питаются. А контора вдруг объявит - уходите, мол, за казну это место берем, сами добывать будем. Навезут это машин, народу нагонят, а золота-то и нету. И вглубь бьют и во все стороны лезут - нету, будто вовсе не бывало. Это Полоз окружил все то место да пролежал так-то ночку, золото и стянулось все по его-то кольцу. Попробуй, найди, где он лежал. Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял. Ну, а если для себя стараются, тем ничего, поможет еще когда…» Еще Бажов сказывал , что Полоз этот после себя ходы оставляет в земле, в горах… А Макаракское ущелье славится своими дивными пещерами, даже говорят, что под Кией ходы-пещеры есть с одного берега до другого…   Но поиск золота не входил в наши планы, мы шли за красотой и экстримом, а этого вокруг было предостаточно.
И вот с реки свернул наш отряд  в горы, оставив свои лыжи на берегу реки.
Взбираться в горы оказалось куда сложнее, чем идти по хрустальной дороге реки, здесь на каждом шагу нас подстерегали ловушки: то оступишься и в снег по пояс провалишься, то корни под снегом подножки ставят, то по веревкам вверх, то на попе вниз… видно любят духи Алатау испытания для вторгающихся в их владения устраивать.  И вот мы в огромном  гроте,  посреди которого,  необычайная скульптурная композиция наледи. Бегом фотаться ринулись. Ну, как с такой красотой не сфотографироваться? А потом мы поднялись на смотровую площадку, с которой открывался потрясающий вид. Эта площадка, узкий уступ, нависший над рекой и с него окрестности видны как на ладони. Простор, горы и леса под тобой и вокруг, а над головой синее-синее небо… в таких местах надо созерцать мир… Тут же рядышком и замысловатая арка на вершине – вход в миры параллельные.  Вот тут-то я и пожалела, что не одна, что нет времени на созерцание этого сказочного мира…
Пока мы прогуливались, Лена развела костерок, вот  и кипяточек подоспел, пьём чаек, перекусываем. Уже и разговоры пошли про подземное царство и кто как в него попадал. Это значит, организм уже готовится начал к встрече с неизведанным. Перекусив,   прошлись по живописным гротам и небольшим пещеркам, полюбовались. Размялись перед сложным спуском. А спускаться  надо было по вертикальной шахте на глубину примерно десяти - двенадцати метров и последние метра три в пустоте  с потолка пещеры. Я лично впервые на такую глубину спускалась и даже немного волновалась.  Мы переоделись в более легкую и удобную одежду, одели специальное снаряжение и вот он вход в подземное царство. Жутковато. Ты смотришь в зияющую дыру, готовую поглотить тебя и кажется, что там бездонная пропасть…вход в иной мир…мир вечной темноты. Брр… Но спуск прошел нормально, даже я-тугодум легко поняла, как лететь вниз притормаживая всякими альпинистскими приспособлениями,  чтобы не впечататься на скорости в камни и не остаться трафаретом в этом каменном царстве.
Когда мои ноги ступили на пол пещеры, пришло осознание всей торжественности момента. Я нахожусь в царстве мглы! Сюда за тысячи лет, да что там тысячи, сотни тысячь, не проникало не разу вездесущее солнце! Луч фонаря выхватывал то причудливые стены, то арки, то выходы-входы…  Даже говорить хотелось только шёпотом, как в храме. Лена водила нас по разным ходам, то мы бежали вниз и луч фонаря не видел купола над головой, только черноту…то мы ползли по узким лазам, извозившись в жидкой глине, похожие на шоколадных человечков… в одном из залов мы уловили движение и тонкий писк…Летучие мыши! Их было сотни. Спящие мыши гроздьями свисали с потолка, а проснувшиеся метались по пещере. Интересно, почему люди так боятся летучих мышей? Они же такие беззащитные? А может они притворяются слепыми и беззащитными? Все пошли дальше, а я задержалась и выключила фонарь…темнота поглотила моментально меня, пещеру, каменные своды, оставив только звуки…сначала это была какофония шорохов, писков и ударов и вдруг…как будто дирижёр взмахнул своей палочкой и настраивающий инструменты оркестр замер…снова взмах…и  полилась мелодия жизни…все новые и новые звуки вплетались в тихую мелодию, унося  на волнах своих вибраций…тьма расступилась и разноцветные всполохи закружили вокруг, увлекая  в свое кружение… и миллионы лет слившись в одно чувство ворвались в меня одним словом – ВЕЧНОСТЬ!
Подъем из чрева древней пещеры был нелегким. Нужно было сначала вскарабкаться по импровизированной лестнице - двух тонких стволов, опутанных веревкой, с которой постоянно соскальзывали ноги, потом раскорячившись - растопырившись, подтягиваясь на маленьких полочках кончиками пальцев, подниматься по каменной шахте… все это я преодолела, не скажу что с легкостью, но быстренько и когда оставался какой то метр до поверхности, вышел облом… замерзшие пальцы перестали меня  слушаться, потеряв чувствительность. Впервые я почувствовала свою беспомощность! А ведь это не самое сложное, что приходилось мне преодолевать в своих путешествиях. Мое сознание и глаза видели, куда поставить ногу, за что зацепиться рукой…а тело неповиновалось! Оно устроило мне забастовку! Если б я была одна и некому было меня подстраховывать вряд ли оно так себя повело… а тут видя, что можно пофилонить оно напрочь отказалось вытаскивать себя. Меня вытащили ребята. Я шутила, смеялась, а слезы текли по щекам. Неминуемая старость все-таки нашла меня и продемонстрировала, что она уже рядом и караулит. Вечность вечностью, а старости не миновать… Ладно разберемся, кто кого. Обратная дорога всегда легче и мы снова радостно скакали - бежали по хрустальному льду…Усталость навалилась уже в приюте, но русская банька с пихтовым веничком, и прыганьем в сугроб, лучшее лекарство от всякого недуга, а уж тем более от усталости.
Ночью я провалилась в царство тьмы, повторяя и повторяя свои попытки самостоятельно выбраться из не отпускающей меня каменной темницы, а Великий Полоз заманивал  златом и серебром, обещая вечность в вечной темноте…
На следующий день мы с Алиной наученные горьким опытом, уже в лыжах бежали по Кие к водопадам. Ребята – альпинисты устроили для нас целое шоу. Как только они не взбирались по этим застывшим колоннам из воды! Потом был мастер-класс и мы неуклюже лезли вверх… нет, это я неуклюже,  Алина и остальные очень даже уклюже. А водопад жил своей жизнью. Внутри ледяного панциря шумела-бурлила  вода и казалось, что если чуть посильнее ударить по льду ледорубом, то вода прорвется и хлынет, наружу смывая все на своем пути.
Но все рано или поздно заканчивается, даже самое замечательное путешествие! И надо возвращаться в обыденность, к привычному, к работе. Закончилось  наша вылазка на Макарак, но в душе остался уголок, где растет каменный цветок среди отрогов Горного Алатау, где Великий Полоз прячет свои богатство от людей, где русалки разглядывают тебя из-под толщи льда… где реальность переходит в сказку, а сказка вдруг становится реальностью.
Я обязательно вернусь к тебе Макарак, чтоб снова прикоснуться к ВЕЧНОСТИ и СКАЗКЕ.