А что вместо скандала?

Наталья Петрова 4
Егор встал из-за компьютера  и плотно  закрыл дверь своей комнаты.  Но все равно из кухни отчетливо  доносилась  ссора родителей. Видимо, накал страстей нарастал...  Егору не раз приходилось слышать обидные слова отца и матери,  которые они в запале сердца бросали друг другу в лицо... Иногда в такие минуты ему хотелось, чтобы родители разошлись и не мучили себя и детей. В то же время он понимал, что отец и мать  хотят сохранить семью и поэтому стараются  быстро помириться. Егор помнит, что они не раз договаривались обходиться без ссор, но  как-то  у них это  не получается...
Вот и сейчас он слышал почти все.  Настроение упало до нуля.

- Ты, что думаешь, что я семижильная? - на высокой ноте   говорила  мама отцу.
- Ты - женщина, значит, от тебя зависит все, что делается в доме - доносился бас отца.
- А себе ты оставил только одну роль -  приносить  зарплату, а там хоть трава не расти?  Да?
- Да, я вырос в  доме, где мама отлично справлялась с хозяйством и не дергала отца по каждому поводу...
- Ну, так возвращайся к своей мамочке и наслаждайся покоем!

Егор   включил магнитофон на полную громкость. Любимая рэп-музыка заполнила  его небольшую комнату. Через минуту родители ворвались в комнату и почти одновременно выпали:
- Что ты  устроил  здесь сумашедший дом?  Сейчас же выключи этот кошмар!..
Егор убрал звук , он смотрел на родителей, на их злые лица и сердце его разрывалось на части...

- Папа, мама,  неожиданно для себя самого, сказал Егор -  хотите, я вам помогу?
- Помоги, сын, вон мусор со вчерашнего дня не выброшен...
- Хорошо, я  сейчас  выброшу мусор, но я о другом. Тут в интернете давно гуляет одна темка  - как можно обойтись в семье без ссор...
- Как это?   Жить молча, не замечая друг друга?
- Нет, мама,  просто предлагается  заменить ссору  спокойной  беседой, за так называемым, круглым столом.

- Во-во, научи, сынок,  маму,  как можно все перевести на мирные рельсы.
 Мама  вытерла руки о передник и  присела на  диван.
- Егор, наверное, мы достали тебя этими  скандалами? - спросила она уставшим голосом.
- Конечно! Главное, родители, что этому нет конца...  Ну, когда вы уже угомонитесь?!

- Слушай, сын, - перебил его отец, -  инициатива наказуема.  Давай, к этой субботе мы с тобой уберем квартиру, а мама испечет пирог и мы сядем  за  твой круглый стол...
- И бабушку с дедушкой пригласите, - подсказала Аленка, вышедшая из своей комнаты.
- О, устами младенца глаголит истина - подхватил брат.
- Я не младенец, мне уже 6 лет и ты не задавайся, если тебе 15 лет, то ты можешь тут командовать... Я тоже буду с вами!
- Та-а -а-к, мои дорогие, я вижу вы тут все против меня сговорились...  Ну, хорошо, хотите в доме устроить пресс-конференцию - пожалуйста!   Пирог я, конечно, испеку к такому событию.  Посмотрим, что из этого всего получится...


В субботний полдень  раздался звонок в дверь. Пришли бабушка с дедушкой и вручили пакет с домашней выпечкой.
- Ну, что, большая семья, - после объятий и поцелуев, обратился хозяин дома ко всем. Просим всех за наш круглый стол!
А стол действительно был круглый! Его обнаружили  на балконе,  где он годами стоял, заставленный вазонами с цветами. Все уселись за стол, посмотрели друг на друга и дружно  рассмеялись...
Хозяйка под шумок разливала чай, обращаясь к сыну:

- Ну, что, зачинщик нововведений? Почему не руководишь парадом?
- Так нет еще опыта... Ну, хорошо, беру бразды правления на себя.  Дело в том, что  в беседе за круглым столом  есть простые, но важные правила. Без их соблюдения нет смысла  что-то  начинать.
- Ну, так , давай, выдай нам эти правила! - предложил  дедушка.

- Значит так, - начал Егор. В круге все равны, мнения каждого важно, мы не критикуем  друг друга, не оскорбляем,  а только добавляем свое мнение.
- Ого! Сами правила обеспечивают благожелательную атмосферу. Интересно!  Давайте, начнем! - сказал отец.
- Подожди, - остановила его жена. И что же в итоге?
- А в итоге, мама, все вместе принимают приемлемое решение  после совместного обсуждения сложившейся ситуации. Понимаешь, все вместе несут ответственность за это решение!  Да, забыл сказать, ну, и тему нужно подобрать, - вспомнил Егор, а потом добавил:   
 - Может, просто поговорим о том, что вы с папой годами выясняете?

- Ага, хорошая тема,  очень кстати, - одобрила мама. Вот ваш папа предъявляет мне, работающей женщине, претензии, что я не справляюсь с финансами и  вообще плохо веду хозяйство...
- Понятно, - сказал дедушка.  Даете мне первому слово?
- Конечно, папа!

- Во-первых, дети и внуки, спасибо, что пригласили нас с бабушкой принять участие в такой важной семейной беседе. Начну с того, что сегодня только слепой не видит как  изменился мир.  30-40 лет назад, когда мы растили своих детей, люди были как-то ближе и роднее друг к другу что ли... А сейчас каждому нужна отдельная комната с персональным компьютером...  Мы перестали слушать и слышать друг друга.
- Верно, - добавила  бабушка, - каждый считает, что он прав и не хочет понять другого...
- Так вот, - продолжил дедушка. Я хочу сказать вам, что главное в доме - это мнение каждого члена семьи, даже самого маленького.
- Правильно! Аленка одобрила слова дедушки, - а то от  меня все отмахиваются...

- И постарайтесь вместе планировать ваши покупки - продолжал дедушка.
- О, здесь нам поможет бабушкин опыт, - Егор более активно  приступил к обязанностям ведущего.   Бабушка улыбнулась, было видно, что она довольна  оказанным вниманием.

-  Ну, что сказать, дети?  Когда я вышла замуж, то  решила, что постараюсь не одалживать денег и жить по средствам,  на нашу   зарплату.  Не скажу, что это было легко - мы были молоды и хотелось многого. Соблазны были на каждом шагу! Но здравый смысл побеждал, когда я говорила себе, что золотая цепочка, как у подруг, не показатель счастья...
- Мама, а  вы  не чувствовали себя ущемленной   без золотой цепочки? - спросила невестка.
- Было немного...  Но я старалась взвешивать ценность одного и другого. И перевес давала уверенность в жизни:  у нас было все необходимое, мы были здоровы, у детей было будущее.

- Бабушка, а вы ругались с дедушкой? - неожиданно для всех  спросила Аленка.  Бабушка ответила не сразу.
- Сказать, что не ругались,  будет неправдой. Хотя... это были не ссоры, а скорее, выяснение отношений. Мы это делали не в присутствии детей, а выбирали удобный момент. Спрашивали друг друга, почему у него именно такая реакция на  слова и поступки.
- И какие выводы вы делали после таких выяснений? - спросил  Егор.
- А  выводы такие были, внучек:  не стоит переделывать друг друга под себя. Лучше восполнять то, что отсутствует в другом.

- Очень мудро! - похвалила стариков хозяйка дома. А вот, у нас, к сожалению,  так не получается...
- Ничего, дочка, никогда не поздно начать  исправление - успокоил ее свекор.

- Ну, что же никто не  пьет чай,  остывает уже!  - напомнила хозяйка дома.
- Мать, так мы же делом заняты!  Егор и Аленка! Скажите,  вам нравится наш  семейный круглый стол? - спросил отец.
- Да, папа, - первая отозвалась Аленка. Мне нравится, что мы сидим вместе, никто никуда не спешит...  И что вы  слушаете меня! Все засмеялись.
- Ты права, дочка, погладил ее отец по голове. Каждый из нас - член семьи и каждый имеет право голоса.

- Папа, мама, не знаю, как вам, но мне такие беседы  кажутся вполне подходящими. Этот стол, действительно, заменитель скандалов. Ведь теперь мы можем вместе в мирной обстановке обсудить любую проблему нашей семьи.
- Спасибо, тебе,  сынок, - со слезами на глазах поблагодарила мама Егора. Я понимаю, как тебе трудно было годами слушать наши раздоры. Теперь, я думаю, наступят добрые перемены и на нашем дворе.

- Я тоже  "За!" - сказал отец. Вот сейчас впервые, когда мы спокойно сидим и смотрим в глаза друг другу, я понял, как многое зависит от каждого из нас. Вот, Егор, подсказал как можно обойтись без скандалов,  Аленка напомнила  нам, что она - личность и с этим нужно считаться. Мама  поняла  разницу между  душевным разговором и ссорой.  Наши дорогие бабушка с дедушкой серьезно отнеслись к предложению внука...

Егор тихонько вышел из-за стола и пошел в свою комнату. Вскоре оттуда зазвучала прекрасная музыка вальса. Внук подошел к бабушке и пригласил ее на танец.  Отец последовал примеру сына и закружился вместе с женой. Аленка, надув губки,  шепнула на ушко дедушке, что не умеет  танцевать  вальс. Дедушка обнял внучку и  сказал, что обязательно научит ее.

В этот вечер в дом пришли мир и согласие.  Пожелаем, чтобы навсегда!


Иллюстрация взята из ресурсов интернета