У меня есть Буру!

Екатерина Чусовитина
Она снова видела саванну. Большое, пыльное море, горчичного цвета, которое открывалось сразу, как только завернешь за дом тетушки Абангу и вынырнешь из кустов. Женщины ругали Имани за то, что она постоянно сбегала от матери. Они говорили, что девочкам нельзя выходить из деревни. Но, Имани была слишком мала чтобы понимать их трескотню.

У нее был друг Буру. Он улыбался и махал ей рукой, а у его ног лежала тигр.
-Если тебя кто-то посмеет обидеть, Имани, -говорил Буру. -Я натравлю на него свою тигрицу.
В деревне все дети смеялись над Буру, ведь никакой тигрицы у него не было.
-В детстве все выдумывают невесть что... -ворчал дед Абиг, когда Имани спросила его о тигрице.

-Эй! Эй ты! Девочка!
Имани потрясли за плечо и она проснулась. Большой белый человек протягивал ей банан.
-На, ешь, девочка!
Имани не понимала что он говорит, но банан взяла. Она очень хотела кушать. Она потеряла счет рассветам с тех пор, как они с Буру решили сбежать в савану, чтобы посмотреть на его тигрицу.

-Имани! - кричал Буру. -Осторожнее, если женщины заметят нас, то придется возвращаться домой.
Имани была осторожна. Ей очень хотелось посмотреть на тигрицу. Дети все еще крались от кустика к кустику, когда им показалось, что они уже очень далеко. Буру выскочил на открытое место, начал танцевать по пыльной земле и распевать песни. Имани смеялась над ним. Уж больно сильно он кривлялся. Но, никак не могла удержаться от того, чтобы не притопывать в такт.

Странное существо Буру заметил первым:
-Кто ты? Человек или зверь? - закричал он.
Существо было таким же, как и они с Буру, но только бледнокожее.
Теперь Имани решила, что это тоже люди, а тогда...
Тогда они побежали. Буру успел, а Имани упала и потеряла сознание от страха.
Буру видел, как непонятное существо подняло Имани за ноги, закинуло на плечо и унесло. Буру хотел догнать его, но не смог пошевелиться. Вечером его нашли мужчины и отнесли назад в деревню. В россказни пятилетнего мальчишки о белом существе никто не поверил. Мужчины решили, что на детей напал дикий зверь. Девочка погибла, а мальчишку парализовало от страха. Буру так и не смог никогда больше ходить, но об этом Имани не знала.

В голове у нее пела савана. Шумел ветер, качал, окружая теплом. Откуда-то издалека доносилась песня тетушки Абангу, тянулась, тянулась пока Имани спала, словно не хотела отпускать девочку из родных мест, привязывала, успокаивала.

Имани очнулась в железном ящике. Ящик стоял среди таких же ящиков внутри большого помещения, которое почему-то качалось. Временами, Имани казалось, что кругом вода, а в соседних ящиках сидят обезьянки. Ночами, чтобы не бояться, Имани тихонько пела ту самую песню. Песню, что пели женщины в их деревне, что пела мама. Песню про мужчин и добытых животных, жаркий костер и сытный ужин для всех. Ее тонкий голосок ломался о стены ящика, но некоторые звуки попадали наружу и обезьянки начинали переговариваться между собой. Имани закрывала глаза и оказывалась дома.

-Имани! Буру! Бегите скорее ужинать! -кричали женщины и на деревьях всей округи поднимался обезьяний гвалт. Женщины смеялись, передразнивая обезьян, и смотря, как дети возвращаются домой.

-Девочка!
Имани вытряхнули из ящика на землю. Кругом, насколько хватало глаз, был деревянный забор, выше роста Имани. Лежа на боку, упираясь ладошкой в землю, она боялась встать. Она, кажется, уже совсем забыла как это делается. Белый человек стоял рядом. Его ступни были упрятаны в кожаную обувь, скрывавшую их полностью. Мужчины из деревни Имани не носили ничего на своих ступнях. Люди из рода Имани хотели иметь контакт с землей, чтобы она поддержала их и дала им сил и удачи в охоте.
"Наверное, он не охотится и не нуждается в силе. Наверное, он ближе к Богу." - подумала Имани, и тут же взлетела в воздух на руках Белого человека. Тот встряхнул ее и снова что-то сказал. Имани научилась различать его интонацию. Он злился.
Кто он? Зачем забрал Имани из дома?

-Вставай же! -Аллан топнул ногой рядом с детской головой. -Пол, мы завтра открываемся, а девченка не встает. Что нам с ней делать? Неужели все прахом?
Пол, тот самый Белый человек, что унес Имани на своем плече. Коренастый, одетый в серые штаны с подтяжками и синюю рубаху, тяжелый на слова, вздохнул:
-Ты не забывал ее кормить?
-Нет! - почти взвизгнул Аллан.
-Хорошо. Пусть полежит так до завтрашнего утра, а там решим, что делать. -буркнул Пол и пошел к выходу из вольера.
Аллан еще немного посидел около Имани, пожал плечами, и пошаркал ботинками вслед за Полом.

Ушли.
 Имани погладила землю.
-Матушка Земля, - проошептала она. -Дай мне сил.
Закрыла глаза и уснула. Ей снилась деревня в которой все дома каменные и высокие. Между домами медленно идут белые люди. Много белых, бесцветных людей.
"Земля обидела их и потому они такие грустные и закутаны в тряпки." - подумала Имани во сне. - "Земля не дала им ничего. Земля забрала цвет их кожи, а затем забрала Солнце, чтобы белые люди навсегда остались белыми. Земля обиделась на белых людей."
-И белые люди уничтожат Землю! - прошептал ей в ухо дедушка Абиг.
-Дед! - закричала Имани и вскочила с земли.
Над головой висела Луна. Такой огромной Луны Имани никогда еще не видела.

-Эй! Эй ты! Девочка!
Имани потрясли за плечо и она проснулась. Большой белый человек протягивал ей банан.
-На, ешь, девочка!
Имани не понимала что он говорит, но банан взяла. Она очень хотела кушать.
Со всех сторон на нее смотрели белые люди, они протягивали через изгородь руки, они тянулись к Имани, они все говорили что-то, смеялись. Имани одели в одежду, как у белых людей, ступни ее были закрыты кожаной обувью. Она робко улыбнулась им всем. Они так похожи на обезьян, толкающихся на ветке, ровно над твоей головой, когда ты что-нибудь ешь.

-У меня есть друг Буру! -сказала Имани белым людям. -Если вы обидите меня, то он натравит на вас свою тигрицу!


**Во второй половине 19 века в Европе и Северной Америке началось бурное развитие зоопарков.
Помимо животных, владельцы зоопарков охотно размещали в вольерах людей. Нередко отдельных негров помещали в павильон с обезьянами, представляя их как переходное звено от животных к цивилизованному белому человеку.