Киев. Первая мужская гимназия. История создания

Влад Каганов
         В первом десятилетии ХХ века Киев являлся одним из наиболее передовых городов России. Именно здесь был пущен первый в России электрический трамвай, построено самое высокое, на то время, в Российской империи здание, и по многим другим показателям Киев нисколько не уступал Петербургу и Москве.
Этому, в немалой степени, способствовала, сложившаяся в городе система образования.

        Сегодня наш рассказ о Первой киевской мужской гимназии, или как она тогда называлась - Императорской Александровской Первой Гимназией.
Неправда ли, редкий случай, чтобы школе, пускай даже гимназии, посвящали множество статей, воспоминаний и даже научных работ! И это не случайно. Ведь за почти сто лет существования Первой гимназии в ней преподавало и училось так много выдающихся деятелей, что только их перечисление вполне могло бы составить славу любому университету.

Впрочем, не менее любопытна и сама история её создания.

СОЗДАНИЕ

          Начало XIX века в Российской империи было ознаменовано некоторыми реформами, в том числе, и в области образования. В частности, немалые усилия по укреплению Киева, как духовного центра, предприняли: министр внутренних дел России  (1802—1807, 1819—1821),  выходец из Украины - граф ВИКТОР ПАВЛОВИЧ КОЧУБЕЙ (1768 - 1834) ; военный генерал-губернатор Киева МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ (1745-1813), тот самый, что вошел в историю как победитель Наполеона; граф МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ МИЛОРАДОВИЧ (1771-1825), сменивший в апреле 1810 года Кутузова на посту генерал-губернатора, больше известный, как герой Отечественной войны 1812 года и генерал-губернатор Санкт-Петербурга и многие другие передовые деятели.
      
          В этом ряду особо следует отметить замечательного польского историка и экономиста, просветителя, инспектора трех губерний: Волынской, Подольской, Киевской- графа ТАДЕУША (ФАДДЕЯ) ФЕЛИКСОВИЧА ЧАЦКОГО(1765-1813), организовавшего сбор денег для открытия гимназии.
Граф Чацкий - был для того времени человеком энциклопедических знаний. В круг его интересов входили статистика, минералогия, история и прав, но особое внимание он уделял польской истории и культуре.
Чацкий основал Кременецкую гимназию, в 1819 году переименованную в Волынский лицей. В 1831 г. почти все его воспитанники влились в польское восстание, поэтому учебное заведение было закрыто, а в 1834 г. его оборудование и библиотека послужили основой при создании университета в Киеве.
По предложению Т. Чацкого, в гимназии планировалось преподавать польский, русский и французский языки, польскую литературу, историю, географию, право, математику, физику, практическую механику, историю природы, ботанику, полеводство, химию, хирургию и даже верховую езду и коневодство. Что касается ботаники, то при гимназии, должны были создаваться опытные участки, а, возможно, создать и ботанический сад.

Именно благодаря их настойчивым усилиям, Указом императора Александра I от 5 ноября 1809 года, в Киеве, на Подоле, на базе Киевского главного училища, и была основана Первая гимназия, а ученики 3-го и 4-го классов училища- становились учениками 1-го класса гимназии.

Спустя два года, 13 октября 1811 года Александр I утвердил для Киевской гимназии особый Устав, который приравнивал ее к высшим учебным заведениям империи. В дальнейшем, именно эта дата стала считаться Днем основания Первой Гимназии.
Согласно этому Уставу, гимназия стала называться «КИЕВСКОЙ ВЫСШЕЙ ГИМНАЗИЕЙ» и состояла из пяти классов: одного подготовительного и четырех высших классов. Все, кто успешно оканчивал гимназию, получали звание «действительного студента» и служебный чин XII класса, соответствовавший «губернскому секретарю» или военному – «поручик». Кроме того, «тот, кто получает звание действительного студента, - указывалось в Уставе,- пользуется всеми правами студента, университетом данными».

       Соответствующим был и перечень, входивших в изучение в гимназии предметов: латинский, греческий, французский, немецкий, русский и польский языки, высшая математика, химия, физика, технология, архитектура; римское, российское и естественное право; политическая экономия, коммерция, статистика, история природы, сельское хозяйство, русская и польская литература; философия, логика, психология и эстетика.

И все же в первые годы киевляне не слишком торопились отдавать в гимназию своих отпрысков. Так, в 1812 году в гимназии было всего - 48 учащихся, в 1815 г.- 63.
       Не слишком изменилось положение и в 1828 году: из 119 учеников  было — дворян 42, детей чиновников — 39, купцов — 8, привилегированных граждан — 4, мещан — 18, казаков — 1, иностранцев — 1, других — 6.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ

       30 января 1812 года состоялась официальная церемония открытия гимназии, которая была обставлена невероятно торжественно. Причем, обратите внимание, проходила она на самом высоком уровне, с участием Киевского военного губернатора графа Михаила Милорадовича, который вручил представителям дворянства высочайше утвержденный устав гимназии на подушечке из малинового бархата.
В Печерской Лавре митрополит Киевский и Галицкий - Серапион- отслужил литургию, а затем все присутствующие отправились освятить гимназическое здание. Праздник продолжился пышным обедом в гимназии, во время которого были произнесены речи на польском - графом Тадеушем Чацким, губернским маршалом Адамом Станиславовичем Ржевуским и на русском - первым директором гимназии Яковом Семеновичем Мышковским.
«Когда пили за здоровье государя императора,- записал об этом событии в своем дневнике митрополит Серапион,- прозвучал 101 пушечный выстрел. «Вероятно, в течение своей многовековой жизни Киев только раз оглашался в вечернее время таким патриотическим громом.».
Завершился праздник балом у Милорадовича. По случаю открытия гимназии была сочинена ода, начинавшаяся словами: «Се торжество великолепно для жаждущих наук умов».

Однако, прервем на время наш рассказ и вернемся на полгода назад.

В 1812 году директором был назначен -ЯКОВ СЕМЕНОВИЧ МЫШКОВСКИЙ.
Вскоре после назначения, Яков Семенович стал добиваться, чтобы вверенному ему заведению предоставили одно из лучших в городе зданий - Кловский дворец. Хотя сначала казалось, что шансов у директора никаких, поскольку в то временя Кловский дворец являлся резиденцией самого гражданского губернатора.
Сейчас, когда музеи и учебные заведения вынуждены уступать место учреждениям, невозможно себе представить, что одно из первых лиц губернии покинуло уютные хоромы ради гимназистов. Тем не менее, в начале лета 1811 года, это случилось.

ПОЖАР НА ПОДОЛЕ

       9 июля 1811 года на Подоле, где размещалась гимназия, вспыхнул такой силы пожар, что за три дня Подол, практически выгорел до тла. Огнем были уничтожены свыше 2 тысяч домов, 12 церквей и 3 монастыря.
Хотя к тому времени основное имущество, гимназия успела перевезти, многие книги, глобусы и физические приборы- все еще оставались в старом подольском здании. В этом хаосе, директор гимназии Я. С. Мышковский оказался одним из немногих, сохранивших самообладание и отважно бросился спасать гимназическое имушество.
В архиве сохранился его подробный рапорт: «Я прибежал со своими домашними и конями на театр ужаса и воплей и прежде всего принялся за спасение из дома бывшего народного училища инструментов и библиотеки. Жертвуя сотней ради тысячи рублей, я нашел людей для выноски. В продолжение одиннадцати часов окончена была эта работа…
Вытащивши все главнейшее, когда уже загорелась училищная крыша, я распорядился об отправке всего в повозках прямо в гимназический дом…».
Это спасение гимназической библиотеки и имущества оказалось чуть ли не единственным светлым пятном в мрачной истории киевского пожара.
Как признавался директор Мышковский: «Меня весьма утешает эта добыча гимназии, выхваченная из когтей Плутона с горсточкой помощников нового учреждения, когда в то же самое время стародавняя духовная Академия, считающая более тысячи учеников и несколько сот собственных воспитанников, потеряла каким-то образом все свои литературные скарбы».

ВОЙНА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

       Впрочем, и в 1812 году, уже после торжественного открытия, гимназию и её директора ждали не менее серьезные испытания.
Как известно из истории, летом 1812 года границу России пересекла армия Наполеона. Началась война. Директор Мышковский в это время находился по делам гимназии в Петербурге. О чем, думаете, он хлопотал? О том, чтобы разрешили разбить при гимназии ботанический сад и открыть типографию.
Когда Яков Семенович вернулся в Киев, ему пришлось опуститься с небес на землю. В его отсутствие местное начальство, ссылаясь на военную необходимость, реквизировало Кловский дворец под больницу. При этом было повреждено немало имущества и уничтожена часть архива.
Яков Семенович и тут не отступил, открыв свой «маленький» фронт, и не прекращал борьбы, пока гимназисты не вернулись в Кловский дворец.
 
КЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Что же представлял собой Кловский дворец, куда так стремился директор Мышковский?

Когда в 1744 году Киев посетила императрица Елизавета, оказалось, что в городе нет ни одного дворца, где могла бы остановиться коронованная особа. Поэтому, после ее визита, городские власти, чтоб в другой раз не упасть, как говорится, лицом в грязь, стали строить Мариинский дворец, а также «Каменный дом на Клове», в котором могли бы останавливаться почетные гости, в том числе и те, которые посещали Киево-Печерскую Лавру.
Сам Дворец возводился в бывшей древней местности Клов (отсюда и название), принадлежавшей Киево-Печерскому монастырю.

Авторами проекта Кловского дворца были немецкий архитектор ГОТФРИД ИОГАНН ШЕДЕЛЬ(1680-1752), известный, как создатель колокольни в Киево-Печерской Лавре и русский архитектор ПЕТР ИВАНОВИЧ НЕЕЛОВ.
Руководил строительством дворца - крепостной зодчий-самоучка, автор многих сооружений на територии Печерской Лавры- СТЕПАН ДЕМЬЯНОВИЧ КОВНИР(1695-1786). Он же внёс в композицию и оформление дворца элементы украинского барокко. Кстати, интерьер, в 1757 году, по его приглашению, расписали украинские художники.
29 июля 1810 года директор гимназии Яков Мышковский принял по описи помещения Кловского дворца, однако было видно, что дворец требует значительного ремонта- деревянные прилегающие здания были в полуразрушенном состоянии, а внутри дворца не было мебели.
Так в этом здании гимназия оставалась до 1857 года, когда переехала на б.Шевченко.

       В том же 1857 году в здании была устроена 2-я киевская выставка сельскохозяйственных и ремесленных товаров, после которой оно оставалось не занятым.
В 1858 году в здании произошел пожар, который превратил дворец в сплошное пожарище. В таком состоянии он находился до 1863 г., когда по царскому повелению перешел в подчинение духовного ведомства.
         Последнее, потратив на восстановление постройки более 20 тысяч рублей, поместило в ней училище для девушек духовного звания. Также, в 1863 году, был достроен третий этаж.
С 1974 года помещение занимал Музей истории Великой Отечественной войны, а с 1982 года – музей истории Киева.
Теперь в Кловском дворце расположился Верховный суд Украины.

ВМЕСТО ВЫСШЕЙ- ПЕРВАЯ

       В конце 1828 года император Николай I издал новый Устав для гимназий. Согласно ему, вместо пятилетнего срока обучения, вводился семилетний, а сами гимназии преобразовывались в средние учебные заведения, призванные готовить учеников для поступления в университет.
Таким образом, киевская гимназия лишилась статуса «высшей», утратила свои привилегии и получила новое название – «ПЕРВАЯ КИЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ».
В 1874 году гимназия получила статус классической, а учащиеся после окончания восьмилетнего курса - право поступать в университеты на льготных условиях и получать должность на государственной службе.

Наконец, в 1911 году, к столетию со дня основания и в память победы императора Александра І над Наполеоном, гимназия получила особый статус и стала именоваться «ПЕРВОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ».

         В 1831 году, назначенный в Киев попечителем учебного - из шведских дворян, переселившися в Россию,сенатор, действительный тайный советник ЕГОР ФЕДОРОВИЧ ФОН БРАДКЕ(1796-1862) составил о гимназии самое скверное впечатление.Сообщение, сделанное Брадке, заслуживает того, чтобы быть представленным целиком.
«Первое свое посещение(в Киеве), - указывает Егор Федорович, - направил я в гимназию. Я нашел значительное, но совершенно запущенное здание, в котором едва можно было взобраться по прежней парадной лестнице, ведущей во второй этаж, до того она была близка к разрушению. Комнаты никогда не топились, и сохранился похвальный обычай не мести их, даже ради приезда нового начальника. Учителя и воспитанники сидели попросту в бараньих шубах, и при входе моем первые сняли их, чтобы показать мне, что они в мундирах.
Эти учителя, с длинными, всклокоченными волосами, и многие из старших учеников, небритые, имели довольно дикий вид. В числе долгих бород некоторые еще находились в младшем классе, и я узнал, что многие уже 8 лет в нем оставались и при этом промышляли извощичьим ремеслом, а также состояли в услужении в лавках и в мастерских и посещали гимназию раза два в месяц, не имея притом другой цели, кроме добродушного удовольствия пощеголять на праздниках в гимназическом мундире.
Директору и инспектору, вместе взятым, было 150 лет от роду; первый из них, весьма достойный, но ни по дарованиям своим, ни по здоровью неспособный человек; второй вполне непригодный, хотя еще бодрый. В числе учителей было несколько даровитых личностей, но все без исключения выполняли свои обязанности, как тяжелое ремесло.
Я крепко взмылил голову учителям и предъявил им ясно и подробно мои требования и при этом приказал топить в классах и приготовить сметы для исправления здания, после чего я возвестил им, что намерен теперь же совершить месячный объезд, а после ревизии и по возвращении подробно осмотрю гимназию и, если не найду перемены в способе преподавания, то это может иметь для них весьма пагубные последствия».

Не возможно не отдать должного Егору Федоровичу, ухитрившнмуся в течение восьми лет (1831-1839 ) руководить Киевским учебным округом. В эти годы, на его долю выпали все труды по открытию Университета, по комплектованию учебного персонала, по устройству разного рода учреждений. Но именно его инициативе и настойчивости Киев обязан открытием Университета, а своим гуманным попечением о студентах оставил по себе в Киеве самую лучшую память
Оставляя в 1839 году Киев, Е.Ф. фон-Брадке с удовлетворением отмечал, что в Киеве «не оставалось и следов бывшей распущенности в школах, и между учителями различных заведений преобладала серьезность, с полным отсутствием кичливости... В таком положении дел умножалось доверие. По достижении 12-летнего возраста дети уже не оставались дома, и самые знатные семейства доверили их гимназиям. Такого наплыва в общественные училища не было и в блестящие времена графа Чацкого».

ОТЛОЖЕННОЕ НОВОСЕЛЬЕ

       Понятно, что нахождение гимназии в Кловском дворце не слишком устраивало не только городские, но и петербургские власти.
В 1844 году по поручению императора Николая I архитектором АЛЕКСАНДРОМ ВИКЕНЬЕВИЧЕМ БЕРЕТТИ(1816-1895) был подготовлен для гимназии проект нового здания. Император же самолично выбрал участок для строительства.
Для руководства работами был утвержден специальный строительный комитет. Поставку материалов и контроль над работами осуществлял подрядчик И. Аренштейн.
В 1847 году здание для гимназии было построено. Однако, по приказу императора Николая I, который в 1847 году лично посетил Киев, здание было передано «во временное пользование» Владимирскому Киевскому кадетскому корпусу для которого также должно было быть возведено отдельное здание.
       Однако, как это часто случается, стоительство здания для кадетов затянулось на целых 10 лет, так что в новое здание гимназия въехала только в 1857 году.

Здание гимназии представляло трехэтажный кирпичный корпус с четвертым этажом над средней выступающей частью здания, и сводчатым подвалом. В плане имело форму полукаре, повернутого вглубь квартала.
Построенное в монументальных формах русского классицизма, для которого характерна обработка рустом нижнего яруса, гладкие плоскости стен верхних этажей, оживленные скромными лепными деталями (рамочные наличники окон, ионики и др.), венечный карниз большого выступа с плитами-мутулами.
Начальная симметричная объемно-планировочная структура предствляла характерную для учебных заведений коридорную систему планирования с расположенными по обе стороны классами.
В центральной части со стороны бульвара был устроен парадный вестибюль с трехмаршевыми чугунными ступенями и актовый зал.
В торцах боковых крыльев размещены лестничные клетки с отдельными входами.Коридоры перекрыты кирпичными цилиндрическими и коробчатыми сводами с распалубками, над другими помещениями плоские потолки.
Четко выраженная осевая композиция лицевого фасада подчеркнута мощным четырехэтажным объемом ризалита с плоскими пилястрами коринфского ордера и аттиком, который до революции был увенчан чугунным двуглавым орлом -гербом Российской империи. Тектоника боковых фасадов равномерно ритмичная.
Хорошо связана с сооружением чугунная решетка, ограждающая квартал с трех сторон, выполненная в 1850-е гг. по чертежам А. Беретти.
Не менее интересно здание внутри - с торжественной лестницей, площадками с ажурными металлическими ограждениями, с большим актовым залом со сводчатым потолком.
Кроме учебных классов, в здании были: библиотека, физический и естественно-исторический кабинеты, канцелярия, квартиры директора, инспектора, попечителя Киевского учебного округа, квартиры учителей,некоторых помощников классных наставников, воспитателей пансиона, три комнаты на втором этаже домовой церкви с квартирой настоятеля, римско-католическая каплица, а также начальное училище, с квартирой для учителя
Кроме того, имелся кирпичный двухэтажный жилой флигель и кирпичный флигель с конюшнями, сараями, амбарами, ледниками и сушилками.

      В 1915-1918 годы в здании располагался военный госпиталь. После 1917 года в здании размещалось Министерство образования УНР, Наркомат Образования УССР и другие учереждения.
В 1959 году здание передали университету им. Т. Шевченко. С этого времени в нем находится Гуманитарный корпус.
Само здание за годы своего существования ни разу не перестраивалась и сохранило свой первоначальный вид.

Как известно, в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия», именно в этом здании развертываются важнейшие события. В нём Гимназия описана с ее «грандиозным» плацем, «бесконечными» коридорами, залитым светом «двускатным вестибюлем».
       Едва ли не самая запоминающаяся примета интерьера гимназии в романе – портрет императора Александра – « двусаженное полотно» на парадной лестнице над вестибюлем. Однако... ТАКОГО портрета Александра в гимназии не было! Портрет Александра висел в актовом зале, в одном из простенков между окнами.(«Сумрачный белесый свет царил в зале, и мертвенными, бледными пятнами глядели в простенках громадные, наглухо завешенные портреты последних царей»).

ОПЛАТА
Оплата за обучение вначале составляла 30 руб. в год, в приготовительном - 20 рублей; позднее она возросла до 100 рублей в год.
В тоже время в Киеве было создано Общество вспомоществования нуждающимся учащимся. Их члены вносили посильные суммы для того, чтобы оплачивать ученикам из бедных семей обучение, покупать для них форму, учебники и разные принадлежности.

ПОЧЕТНЫЕ ПОПЕЧИТЕЛИ
   
        Почетными Попечителями гимназии были владельцы сахарорафинадных заводов, землевладельцы и меценаты: в 1881-1888 годы-НИКОЛА АРТЕМЬЕВИЧ ТЕРЕЩЕНКО (1819–1902), с 1895 года его сын АЛЕКСАНДР НИКОЛОВИЧ ТЕРЕЩЕНКО(1856-1911), а с 1911 году - его племянник МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТЕРЕЩЕНКО(1886- 1956)

       Так, НИКОЛА АРТЕМЬЕВИЧ ТЕРЕЩЕНКО не только в 1895-1904 годы выделял на содержание гимназии по 1000 руб. ежегодно, но и перечислил 10000 руб.(из них процентов 400 руб. ежегодно) на стипендии не менее 10 гимназистов, кроме того, на стипендии беднейшим ученикам-  5000 руб.(из них процентов-200 руб. ежегодно).
 
         АЛЕКСАНДР НИКОЛОВИЧ ТЕРЕЩЕНКО учередил при гимназии 3 именных стипендии: А. С. Пушкина в 5400 руб. (1899), Н. В. Гоголя в 5000 руб. (1902), имени своего отца Н. А. Терещенка в 15300 руб.(1904).
        В 1905 году на его средства была устроена колония-дача в деревне Плюты, на берегу Днепра, для летнего отдыха более слабых учеников.
Когда стало известно, что гимназия удостоится посещения императором Николаем II, то А. Н. Тере;щенко приложил немало трудов и средств, чтобы 4 сентября 1911 года домовый гимназический храм и актовый зал предстали перед монархом в подобающем виде.
         
Помимо этого, при гимназии активно действовало Общество милосердия нуждающимся. Так, в 1898 году Общество оказало помощь 89 ученикам на 2249 руб., а всего с1880 по 1906 год помощь Общества получил 1161 ученик на сумму 29228 руб.

        Деятельное участие принимал в Обществе принимал учитель немецкого языка и воспитатель пансиона гимназии, незаменимый казначей Общества ГУСТАВ РИЧАРДОВИЧ БЕРГМАН(1840-1903). В своем завещании он передал Обществу 1000 рублей для оказания помощи учителям гимназии и их семействам.
Нередко помощь учащимся предоставляли отдельные благотворители.
Так, по завещанию коллежского советника Переяславцева на капитал 2000 руб. в 1890 году в гимназии была основана стипендия имени благотворителя для обучение детей чиновников, преимущественно сирот;
         стипендиальный фонд шляхтича Гириловича  предоставил 4 стипендии для малоимущих детей-сирот;
        от Ю. Зубкевича и  Константина Крышковского  были выделены средства для учеников-поляков (по одной от каждого);
в 1895 году выпускник гимназии, выдающийся государственный деятель Николай Христианович Бунге(1823-1895) завещал 10 000 руб. для выдачи на проценты по этому капиталу для помощи неимущим ученикам;
вдова генерал-майора Э.И. Попова завещала 5000 руб. на учреждение при гимназии стипендии для детей дворян Киевской губернии;
в 1897 году при гимназии была основана стипендия имени надворного советника Павла Хотинского на пожертвованные им 1600 руб.;
        в 1900 году был основан стипендиальный фонд коммерции советника Николая Григорьевича Хрякова (1829-1900) -1300 руб.

ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ

       Нередко гимназию посещали почетные гости, в том числе российские императоры.

       Вот как описывал один из таких визитов тогдаший директор гимназии Николай Владимирович Стороженко:«4 сентября 1911 года гимназию посетил император Николай ІІ, в сопровождении председателя Совета Министров графа Владимира Николаевича Коковцова, Министра народного просвещения Льва Аристидовича Кассо, флигель-адъютанта Александра Александровича Дрентельна, окончившего курс нашей гимназии и прочей свиты.  При этом министром Л. А. Кассо был оглашен высочайший рескрипт о наименовании Киевской Первой Гимназии Императорской Александровской Гимназией в г. Киеве.»
Директор Н. В. Стороженко, всеподданнейше приветствуя Государя, в конце своего слова опустился перед ним на колени и вручил, подготовленное издание, посвященное столетию гимназии.

        Историк Николай Павлович Полетика вспоминал: «Я стоял в первой шеренге малорослых гимназистов на лестнице в вестибюле и смог на этот раз хорошо разглядеть царя. Царь был сумрачен и неуверенно оглядывался по сторонам. Наш толстый запыхавшийся директор грузно опустился на колени и поцеловал руку государя».

         Вспоминал этот визит и писатель Константин Паустовский: «Я стоял последним в шеренге, потому что был самым маленьким по росту в нашем выпускном классе. Николай подошел ко мне. Легкий тик подергивал его щеку. Он рассеянно посмотрел на меня, привычно улыбнулся одними глазами и спросил:- Как ваша фамилия? Я ответил.
- Вы малоросс? - спросил Николай.
- Да, Ваше величество, - ответил я. Николай скользнул по мне скучным взглядом и подошел к моему соседу».
Позднее в тот же день обер-церемониймейстер Василий Александрович Гендриков (1857 1912) передавал, что император выражает свое удовольствие по поводу посещения.

       В 1913 году, когда по всей России устроили торжественное празднование 300-летия дома Романовых, все царское семейство посетило Киев.
        Не мог император не побывать и в гимназии. Вот как описывал это событие один из бывших учеников: «Старшие классы стояли вдоль лестницы гимназии для встречи Николая II. Мы  смотрели во все глаза на царя. Он был в обыкновенной защитного цвета гимнастерке, подпоясанной поясом, небольшого роста, бледный, усталый, с бесцветными, грустными глазами, ничего царственного, обыкновенный, рядовой человек».


       Другим, не менее важным событием для гимназии было посещение 17 марта 1910 года сербским королём Пётро I Карагеоргиевичем(1844-1921).
         Король получил образование в Белграде, Швейцарии и Франции, где окончил знаменитую военную академию Сен-Сир. К власти пришел после переворота в мае 1903 года, когда были убиты последний сербский правитель из династии Обренович король Александр и его супруга Драга. Петр I Карагеоргиевич оставался на троне до своей смерти, т.е. до 1921 года.

Вот как описал этот визит К.Паустовский, несколько шаржируя событие. Поскольку рассказ большой, я немного сократил некоторые подробности.
          «За неделю до его приезда нас начали обучать сербскому гимну «Боже правды, ты, что спасе от напасти досад нас». Кроме того, нам было приказано, приветствуя короля, кричать не «ура», а «живио». Директор должен был сказать королю несколько приветственных слов по-французски.
Директор выучил приветствие наизусть, но поскольку нервничал и боялся забыть приветствие, потребовал, чтобы ему дали в помощь лучшего подсказчика-гимназиста. Приветствие начиналось словами: «Sire, permettez ; nous» и так далее. По-русски это звучало примерно так: «Сир, позвольте нам приветствовать вас в седых стенах нашей славной гимназии».Мы все выучили это приветствие наизусть. В день приезда короля гимназия светилась праздничной чистотой. Широкую лестницу устлали красными коврами. День был солнечный, но, несмотря на это, в актовом зале зажгли люстры.
         Мы пришли в парадных мундирах. Наш класс выстроили в две шеренги в вестибюле. Сбоку стоял Субоч с маленькой шпагой, засунутой в карман вицмундира. Над карманом блестел только тонкий золотой эфес. От Субоча пахло духами. Его пенсне так сверкало, будто стеклышки его были сделаны из пластинок алмаза. С улицы послышалось «ура». Это кричали войска, расставленные шпалерами.
«Ура» приближалось к гимназии. Грянул оркестр. Двери распахнулись. Директор беспомощно оглянулся и двинулся рысцой навстречу королю. Низенький горбоносый король с седыми усами, в голубой шинели с серебряным набором, припрыгивая, быстро вошел в вестибюль. За его спиной все голубело от шинелей и лоснилось от цилиндров.
Швейцар Василий, бывший цирковой борец, должен был снять с короля шинель. Но Василий растерялся и, вместо того чтобы снимать шинель, начал натягивать ее на короля. Король сопротивлялся. Он даже покраснел. Наконец он вырвался из могучих лап Василия. К королю подскочил адъютант и, отстранив Василия рукой в белой лайковой перчатке, услужливо снял королевскую шинель. Глаза у Василия помутнели, как у пьяного. Василий стоял вытянувшись и отдувался.Он не мог сообразить, что случилось. – Сир! – сказал директор, склонившись перед королем, и отчаянно замахал засунутой за спину левой рукой. Это значило, что он забыл речь. Потом король услышал подсказку и усмехнулся.
Директор кое-как окончил приветствие и показал королю на узкий проход между шеренгами гимназистов, приглашая «его величество» проследовать в актовый зал.
Король двинулся. За ним, гремя саблями, небрежно волоча их по чугунным полам вестибюля, хлынула свита. Аксельбанты замелькали в наших глазах. На шаг позади короля шел воинственный генерал Иванов, командующий Киевским военным округом. За свитой шли, сняв цилиндры и слащаво улыбаясь, сербские министры.
           Мы заранее обо всем договорились. Как только король вошел в проход между синими гимназическими мундирами, мы дружно и во весь голос грянули: «Жулье!» Это было похоже на «живио».
Король, ничего не подозревая, медленно шел, позванивая шпорами, кивал нам и улыбался.Субоч побледнел. Генерал Иванов незаметно показывал нам за спиной кулак. В нем была зажата перчатка. Перчатка тряслась от негодования. Король прошел, и мы услышали, как гимназический хор торжественными и постными голосами запел наверху: «Боже правды, ты, что спасе...»
Субоч пристально осмотрел всех нас. Но мы стояли стройно и безмолвно. На наших лицах не отражалось ничего, кроме умиления перед этой торжественной минутой.
        Субоч пожал плечами и отвернулся. Но история с королем еще не была окончена. Когда он шел обратно, мы дружно и оглушительно прокричали: «Держи его!» Это опять было похоже на «живио». И король опять ничего не понял. Он милостиво улыбался, а министры все так же изящно несли перед собой цилиндры с атласной белой подкладкой.Но когда мимо нас проходил седобородый премьер-министр Пашич, считавшийся либералом, мы впервые прокричали понятно и правильно: «Живио, Пашич!»
        После этого случая с королем, двенадцать гимназистов из нашего класса, в том числе и я, получили разнос от директора и нам запретили три дня посещать гимназию. Начальство явно старалось замять всю эту историю с королем, боясь огласки».
       В завершение рассказа стоит отметить, что, по тогдашнему обычаю, сербский король раздал принимающей стороне несколько десятков сербских наград. Так, директор гимназии Стороженко получил сербский орден Белого орла 3-й степени, инспектор Бодянский- орден 4-й степени, а педагог Тростянский -орден Св.Саввы 5-й степени.

ЗАКРЫТИЕ ГИМНАЗИИ

20 февраля 1919 года постановлением Коллегии народного образования и пропаганды исполкома Киевского совета рабочих депутатов Первую гимназию закрыли, а его учеников и преподавателей распределили по разным другим учебным заведениям Киева.