Мраморный дворец Санкт-Петербурга

Елена Воскресенская
 
Мраморный дворец выглядит стройным, подтянутым, молодцеватым.
Он отличается от других дворцов, как офицер-гвардеец от штатских щёголей в кружевных манишках.

Проще всего дойти до Мраморного дворца пешком,  выйдя из метро на станции Невский Проспект, Канал Грибоедова. Пройдя вдоль канала, вы успеете полюбоваться Спасом на Крови и рассмотреть решетку Михайловского сада. Затем, перейдя Мойку, вдоль Марсова Поля, дойти до Миллионной. Вы у цели.

История Мраморного дворца интересна многими событиями, которые происходили здесь впервые.

После основания Санкт-Петербурга, на этом месте был организован первый Питейный двор на левом берегу Невы.

При Петре I, в 1714 году, здесь устроили первый  Почтовый двор с пристанью для двух фрегатов. Сначала была просто мазанка, но к 1716 году построили  деревянное двухэтажное здание.

Рядом, на Зверовом дворе, содержали первого в Петербурге слона.

Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады  которого облицованы натуральным мрамором. Особенно благородно и богато выглядит сочетание серого и розового оттенков камня.

Дворец  строился  в 1768-85г. по заказу Екатерины II, для графа Григория Орлова, по проекту  Антонио Ринальди.

На дворце сделали надпись: «Здание благодарности». По сторонам от башни с часами – две фигуры: Верность и Щедрость, работы Ф.И. Шубина.

Для крыши были использованы медные листы, изготовленные в Сестрорецке  так тщательно, что протечек не было практически 150 лет, до ремонта в 1931 г.

Во внутренней отделке дворца  тоже использовался мрамор:  уральский, карельский, греческий, итальянский. Парадная лестница – в серо-серебристых тонах, украшена скульптурами:  Утро, День, Вечер и Ночь, символизирующими  детство, юность, зрелость, старость. Дворец всеми символами был призван прославлять воинскую доблесть и героические подвиги Григория Орлова.   
После его смерти Екатерина выкупила здание у наследников и подарила своему  внуку, великому князю Константину Павловичу.

С тех пор дворец так и переходил по наследству князьям с именем Константин:

После смерти Константина Павловича, в 1831 году  – Константину Николаевичу.
В 1888 году – Великому князю Константину Константиновичу, президенту Академии наук и известному поэту Серебряного века, который подписывался инициалами:  К.Р.

Своему сыну Иоанну он посвятил Колыбельную:
«Спи в колыбели нарядной, весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок  ненаглядный,  в тёплом своем уголку!…»

Князь Иоанн Константинович был  убит большевиками в Алапаевске  в 1918 году.

Так закончилась императорская история дворца.
После 1917 года здесь сначала размешался наркомат труда, затем – Российская Академия истории материальной культуры, а позднее  – филиал Центрального музея В.И.Ленина. 

С 1950 по 1980 г,  перед дворцом стоял броневик, напоминающий о выступлении Ленина в апреле 1917г. Рядом с ним юных ленинградцев более полувека принимали в пионеры.

В 1992г, уже после возвращения городу первоначального имени, Мраморный дворец был передан Русскому музею.

В 1997г.  на место броневика поставили  памятник Александру III работы П.Трубецкого.

В залах Мраморного дворца стали организовываться выставки современных зарубежных и российских мастеров.

Зимой 2013-14 года во Дворце можно было посмотреть сразу несколько выставок.

Меня восхитила малая скульптура «После бала», бронза. Автор – великий Глеб Дерюжинский. Его работы украшают многие музеи мира. Здесь – молоденькая барышня, обессиленная танцами, присела, откинувшись на спинку кресла. Декольте обнажает острые плечики, тонкие руки в браслетах свисают с подлокотников. Но корсет еще не развязан, а шикарное платье располагается по полу бушующими волнами, продолжая движение… 1917 год.

Сюжет картины Бориса Кустодиева «Масленица», 1919г. поражает продуктовым изобилием и радостью жизни. Удивительно, как этот Художник умел смотреть на жизнь оптимистично. Последние 15 лет, страдая от опухоли спинного мозга, он писал лежа. Умер в 49 лет, в 1927 году.

Нателла Тоидзе – наша современница, из династии художников, её дядя Ираклий – автор плаката «Родина-Мать зовёт», а дедушка учился у И.Репина. На картинах Н.Тоидзе представлена Грузия в пейзажах и натюрмортах больших размеров, превращающихся в сказочную театральную декорацию.

Выставка работ  фотографа Михаила Пикалова «Мистерия Санкт-Петербурга» приоткрывает нам душу родного города, показывает его хрупкость  и нежность.  Особенно это чувствуется в дождь, морось, снег. Или на закате, или в белую ночь… 

В работах М.Пикалова звучит песнь любви художника к родному городу. Он запечатлел такие ракурсы знакомых с детства дворцов, соборов, площадей, что застываешь в очаровании от радости неожиданного открытия.

Картины Сильвестра Сталоне  написаны в стиле абстрактного экспрессионизма, он использует  яркие контрастные краски, широкие смелые мазки – на больших по размеру  полотнах и досках. Исследователи  считают, что картины Сталоне – это проявление его чувств, его отклик  на события личной и творческой жизни.
Не все принимают его творчество, но в таких случаях Илья Глазунов говорит своим оппонентам: «Покажите мне, как надо было это нарисовать».

О себе Майкл Сильвестр Гардэнцио Сталоне повествует так:  «Я должен был остаться никем. Жизнь нанесла мне рану еще при рождении, мне парализовало пол-лица. Учителя считали меня умственно отсталым. Агенты хором твердили, что я должен бросить актерскую  стезю. Меня разворачивали на кастингах, еще до того, как я снимал куртку. Я глотал слезы. На работе в зоопарке я чистил клетки львов и рубил мясо. Семь долгих тяжелых лет. Семь лет слез, пота и веры в себя. Вы тоже ничего не добьетесь пока не переживете период отчаяния. А потом? А потом я целый год жил на 1600 долларов. И написал «Рокки». Верьте в себя и любите свою маму. Сильнее её вас никто никогда не полюбит».

Я бы добавила: и ходите в музеи! Там так много интересного...