Ташкентское землетрясение 26 апреля

Галина Шахмаева
 Фотография Автора.
 Фотографировала после землетрясения в апреле 1966 года

26 апреля 1966 года произошло землетрясение в Ташкенте. Я была студенткой первого курса УЗГосИФК.(УЗГосИФК - это Узбекский Государственный институт Физической Культуры.)

 Письмо родителям в Россию, в Оренбуржье.
28 апреля  1966года. Спасибо моей мамочке, которая сохранила письма того времени.

Привет из Ташкента!
Здравствуйте, милые папа, мама,  дядя Саша, Вова и Валюша!
Во – первых поздравляю  с праздником 1 Мая, праздником весны. А во –вторых я от вас тоже получила сегодня поздравление. Большое спасибо!

А теперь, я знаю, что вы очень хотите узнать, как всё ЭТО было. Да… это вообще что – то ужасное.
Как вы уже знаете, началось землетрясение 26 го апреля, утром. Мы все спали, ведь было так рано! Проснулась от толчка. Самый сильный был последний, но я проснулась перед ним.
   Мою кровать сильно толкнуло, так сильно,  что я даже переместилась на ней. На меня посыпалась штукатурка.  Вскочила, ничего не понимая. А в это время Ольга Князева как заорёт: »землетрясение!» До неё, удивительно, сразу дошло. Я посмотрела в её сторону, с угла сыпется  штукатурка, кирпичи, мел. Вокруг ужаснейший гул. Ещё один толчок 7,5 баллов (уже потом узнали). Ещё больше поднялось пыли, везде трещит, гудит, сыпется! Какое – то  странное свечение  с  улицы. Девчонки орут!   Мне представилась, в мыслях, иллюстрация  картины:  «Последний день Помпеи», и мысль,- «всё! Я не буду живой,  и страх, нет, ужас охватил. Когда  посмотрела на Ольгу, увидала расширенные зрачки, и развивающееся что – то белое,  то ли рубашка, то ли простынь.  Описываю долго, но… не прошло и нескольких минут, как всех девчонок из комнаты, словно ветром сдуло. Выбежали все, как спали, в ночных рубашках,  в маечках (а были случаи кто и без них), словом, одеваться,  не было времени.  Я выбежала последняя из комнаты, добежала до середины коридора и остановилась. До меня дошло (все, да и я сама были как безумные), что в таком виде неудобно бежать, вернулась, нацепила чью – то кофту, напялила сарафан, даже туфли надела, и выскочила. Всё это заняло не больше двух минут. Я даже не думала о том, что меня могло придавить. Всё население общежития собралось  на улице, и во дворе. Все раздетые, укутанные в одеялах, или так, кое -  как, наспех. Испуганные, заспанные. Я прижалась к Лиде Гаукас, а меня трясёт как в лихорадке, наверное, от страха. Девчонки говорят, я кричала, да и кто не кричал? После этого  сильного толчка, были ещё, но довольно – таки слабые. Мы вернулись в комнату, когда уже совсем рассветало. Боже мой! Что было в общежитие! Как  после  бомбёжки! Везде штукатурка, кирпичи  на полу, на кроватях. Особенно пострадал 3 этаж. Разрушились печки, а в некоторых комнатах разрушились стены, так что можно  из одной комнаты перейти в другую. «Двухкомнатные секции!»- смеются пацаны. В 49 комнате обрушился потолок.  Наша комната тоже пострадала, отошла стена немного от потолка. Слетела вся штукатурка до кирпича,  упали кирпичи.
28 апреля  1966года.

      Продолжение следует…

ЗАГАДОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
По воспоминаниям В.И. Уломова, заведующего центральной сейсмической станции "Ташкент", и множества других очевидцев, ташкентское землетрясение 1966 года сопровождалось необычными явлениями. За несколько месяцев до катаклизма жители домов, спускаясь в подвалы, слышали отдаленный шум, напоминающий работу огромного механизма или мотора. 25 апреля весь вечер шел моросящий дождь, прекратившийся сразу после полуночи. В 5 часов 22 минуты на фоне ясного неба, уже начинавшего светлеть, из-под земли с шипением и треском вырвался и взвился над городом исполинский купол света, напоминавший пламя свечи. Он имел резкий контур сверху, и размытый у основания. Медленно расширяясь, свечение поднялось в зенит, и растворилось в сполохах зарниц. Тотчас раздался подземный удар.
Некоторые свидетели утверждают, что за несколько часов до землетрясения начинали сами собой вспыхивать выключенные лампочки, голубоватое свечение мерцало на стенах домов, искрили провода.


Справка.

Ташкентское землетрясение произошло в 5 часов 23 минуты утра 26 апреля 1966 г. При относительно небольшой магнитуде (М=5,2 по шкале Рихтера), но из-за небольшой глубины (от 8 до 3 км) залегания очага, оно вызвало 8-9-балльные (по 12-балльной шкале MSK-64) сотрясения земной поверхности и существенные повреждения строительных объектов в центре города. Зона максимальных разрушений составляла около десяти квадратных километров. На окраинах же столицы сейсмический эффект едва достигал 6 баллов. Сильные колебания почвы с частотой 2-3 Гц продолжались 10-12 секунд.

 Галина Шахмаева