Холодная глубина

Евгений Терентьев 2
       Карьер по добыче янтаря – не всегда выглядит как большая яма, в которой ползают по дну экскаваторы и большие грузовики. Я увидел этот карьер в виде большого озера. Много лет назад разработка янтаря в нем стала невыгодной, систему откачки воды со дна карьера демонтировали и он за несколько лет превратился в озеро. Калининградцы избрали его местом воскресного отдыха в летний период. Окрестности озера поросли растительностью, а берега  превратились в «дикие» пляжи, в летние жаркие дни на которых с трудом можно найти свободное место под солнцем. Сервис полностью отсутствовал, не было ни киосков с мороженым и пивом «Балтика», ни пунктов проката пляжных принадлежностей. Все приезжали на отдых к воде со своим сервисом.  Мы же с Артемом (это мой старший сын) поехали на  озеро с другой целью. Дело в том, что на берегу этого водного бассейна обосновалось два дайвинг  центра. Мы не стали выбирать какой лучше, а подъехали на машине к ближайшему от дороги.
       Сам дайвинг центр располагался на высоком берегу, с его смотровой площадки можно  было видеть панораму красивого озера. До противоположного берега примерно 500 - 600 метров, справа и вниз – дикий пляж до воды. А мы находимся на горке. Маленький офисный  домик, две скамейки на улице да пара столиков – вот и весь сервис. Нас встретил работник центра, поинтересовался – новички? Нет, мы опытные, с документами – ответили мы. Больше нас ни о чем не спрашивали и не информировали. И не просили показать документы. Мне был задан всего один вопрос – вес грузов? Я ответил – 6 килограммов. Подбор гидрокостюма занял минут 30 – я выбирал маленький размер, это было редкостью. Меня удивило, что мне предложили на примерку сам костюм, дополнительный жилет с капюшоном, толстые перчатки и мягкие неопреновые сапожки. Все было изготовлено из неопрена толщиной 5 мм. Артем настоятельно предложил мне дополнительно одеть на голову неопреновую шапочку под капюшон костюма. Я не стал задавать лишние вопросы – за моей спиной  было уже несколько погружений в воды Красного моря на значительные глубины. Все, кто хоть раз опустился на глубину 10  метров и более, не очень болтливы о своих успехах и подвигах под водой.
       День выдался очень жаркий, воздух прогрелся до +30, температура воды на поверхности озера была +18. Я подумал, проблем не будет, но все же вспомнил температуру воды в Красном море, она почти всегда была +29. За 15 минут я облачился в двойной костюм, голым была только часть лица (нос, глаза, рот). Солнце припекало, становилось жарко и было желание быстрее спуститься с горки в прохладу озера. Работник центра принес баллоны с воздухом, грузовые пояса, акваланг. Мы стали похожи на боевых пловцов, что совершают диверсии под водой. Баллоны с воздухом пришлось одеть на спину сразу, в руках до воды их нести невозможно. Взяв ласты в руки, мы двинулись вниз к воде. Справа полностью забитый пляж загорающими калининградцами и калининградками сразу обратил на нашу компанию пристальное внимание. Под их взглядами мы гордо шли вниз, наши тела были грациозны, черная форма гидрокостюмов, темной окраски баллоны за спиной и скрытые черным неопреном наши лица вызывали восхищение в основном у отдыхающих с изящным нагрудным бельем и набедренной тонкой повязкой. Мы не удостоили их даже взглядом.
       Не стану описывать подробности подготовки к погружению – она всегда стандартная. А вот все, что происходит после ухода нас под воду – это уже множество вариантов. Мы отплыли от берега метров на 30, запомнили свое местоположение на воде относительно берега, положение солнца. Нажав на инфляторе клапан стравливания воздуха с компенсатора плавучести (это такой жилет, что одет поверх гидрокостюма) я погрузился в воду всего лишь на один метр. Артем был на пару метров глубже и стал дергать меня за ногу – чего медлишь? Я знал, что в любых ситуациях под водой надо соблюдать умную неспешность. Спокойно жму клапан на инфляторе, стравливаю оставшийся воздух с воздушных камер костюма, опускаюсь еще на пару метров, но дальнейшего движения вниз не ощущаю. Артем начинает тащить меня за мою ногу вниз – как акула свою жертву в пучину моря. Я не сопротивляюсь, но в голове мысли – неисправен компенсатор плавучести или  клапан инфлятора. Под действием грузов Артема я оказываюсь на глубине. Он меня спрашивает условным жестом – все в порядке? Я отвечаю – ОК! Но выдаю ему условный жест – что то непонятно мне ...
       Мы на подводной площадке – это место для проверки оборудования, уточнения плана погружения, глубина 6 метров. Но я все же чуствую, как неведомая мне сила тянет меня вверх, но Артем держит меня за руку. Под нами темная бездна, ничего не видно. Мы делаем шаг с кромки площадки вниз. Артем уходит на глубину, а меня начинает тащить вверх, к поверхности. Судорожно жму клапан инфлятора, компенсатор пуст, и я уже на поверхности, как поплавок выскочил из воды.  Что то не в порядке. Всплывает Артем, показывает мне известный всем жест пальцем у виска. Я показываю на берег – надо возвращаться. Артем дает добро и остается на поверхности. Я выплевываю загубник редуктора воздуха изо рта и гребу ластами к берегу.
       Не зная, в чем причина моего неудачного погружения, я вынужден был идти один вверх по склону к дайвинг центру. На мне был весь комплект подводного бойца, снял только ласты. Даже подводные очки - маску не снял с лица,  так был расстроен неудачей. Палящее из зенита солнце жгло черный неопрен костюма на голове и теле, я был как африканская лягушка на горячей сковородке. Сердце билось учащенно, а в голове мысль – дойду ли до вершины? Тяжелый баллон за спиной, свинцовые  грузы на поясе и черная горячая лягушачья шкура на теле были для меня испытанием. Но я все же его прошел!
       В дайвинг центре очень удивились моему скорому возвращению. Я указал на возможную неисправность оборудования и мне заменили компенсатор плавучести. Одевая повторно грузовой пояс, я обратил внимание на его маркировку. На каждом грузе было указано – 1.0 кг.  А всего их было на грузовом поясе 3 штуки. Я спросил работника центра – почему мои грузы так промаркированы? Я же заказал общий вес 6 кг. Вот здесь то и выяснилась причина моего неудачного погружения! Мне выдали грузы не по моему заказу, слишком мало.  Оплошность свою работники центра сразу исправили, заменив грузы на более тяжелые, по 2 кг на штуку. А солнце палило нещадно, предстоял опять путь к воде мимо пляжа. Вниз идти было легче, и у кромки воды я сразу надел ласты. До большой глубины плыл по поверхности, а в точке погруженеия меня уже ждал Артем и мы медленно опустились под воду на контрольную площадку. Проверив друг у друга отсутствие травления воздуха в шлангах и клапанах, мы были в готовности к дальнейшему погружению.  Цвет воды был зеленоватый, но довольно прозрачный, видимость по горизонту порядка 15-20 метров, глубина 6 метров, а ниже ничего не видно. Холода я не чувствовал, на мне была зимняя экипировка. Стравливая воздух с компенсатора, я опускался вниз, Артем был чуть выше меня.
       Прозрачность воды ухудшалась, но в какой то момент мы прошли как бы через невидимое стекло. Это стекло четко делило верхний слой воды от нижнего резкой границей очень прозрачной воды в нижнем слое. Глубина была порядка 10 метров и далее до самого дна мы опускались как бы в жидком стекле безо всякой мути и зеленого планктона. Мы очутились в другом мире, с другими его физическими свойствами и влиянием на организм человека. Я сразу ощутил это влияние. Незащищенная кожа моего тела в районе стыка рукавов костюма и перчаток ощутила резкое жжение, как от действия кислоты. То же самое ощутил я и на незащищенных от контакта с водой небольших участках кожи на лице. Уже на поверхности, после всплытия, Артем рассказал мне, что мы прошли границу разделения воды на температурные слои, так называемый термоклин. Верхняя часть водяного слоя имела температуру 16-18 градусов, а в районе термоклина температура резко снижалась до +8 градусов. Это изменение температуры воды и ощутила незакрытая неопреном кожа моего тела. Эффект этот усилило давление воды на капилляры и нервы оголенного тела. Вот почему нам выдали зимнюю экипировку дайвера!
       Погружение до глубины 15 метров прошло без замечаний. Был только один момент, за который я получил «взыскание» от Артема. Не желая повторить свой первый конфуз с неудачным погружением, я слишком много выпустил  воздуха из  компенсатора плавучести и очень быстро достиг дна. Можно сказать, что я просто «шлепнулся» животом на дно озера, как дохлая рыбина. Лежал на дне и ждал прибытия Артема. Перед глазами торчали со дна мелкие водоросли, вода была идеально прозрачной, но видимость вверх – нулевая. Я приподнял голову чтобы не забить илом дыхательный клапан регулятора воздуха, а в верху был полумрак, как в вечернем лесу. Я не шевелился, боясь поднять тучу ила со дна. В метре и чуть выше от меня появился Артем, спросил условным жестом – чего разлегся?  Показал ему жест руки – все ОК! Тихонько подав воздух в компенсатор, я всплыл со дна на один метр, Артем указал направление движения под водой и мы медленно двинулись к центру озера. Через 5 минут впереди на дне  мы увидели силуэт мотоцикла с коляской. Подплываем ближе и видим полностью укомплектованное раритетное транспортное средство. Стоит как на автостоянке, очертания его контуров не резкие, все покрыто тонким слоем водорослей. Но даже зеркало на ручке мотоцикла было в наличии и не разбито! Я замедлил движение, выровнял положение тела в воде в состояние равновесия, головой к мотоциклу. Артем же развернулся над раритетом и тихонько опустился на сиденье водителя, взяв в руки ручки управления. У меня был с собой подводный фотоаппарат и я выполнил несколько снимков. Интересно смотрится водитель с ластами на педалях мотоцикла! Было у меня желание и даже попытка сесть в люльку мотоцикла, но баллон за спиной не дал это выполнить. Да и мути мы подняли много, прозрачность воды ухудшилась и мы вынуждены были уйти с этого интересного места.
       Дальнейшее наше пребывание под водой продолжалось в спокойном режиме осмотра дна бывшего карьера. Ближе к берегу увидели заросли из упавших в воду старых деревьев. В переплетениях их веток пару раз заметили зеленоватые тела больших щук, а на дне разбегались задом на перед большие раки. Плавать в этих местах очень опасно, поэтому мы свернули на глубину. Мы старались не подниматься выше термоклина, находясь в слое прозрачной, но очень холодной воды. Пробыв под водой время, которое позволял запас воздуха в наших баллонах, мы повернули к берегу. Всплытие было неспешное, мы соблюдали все правила, что бы не заработать кессонную болезнь. А на пляже нас опять ждали любопытные, их фотоаппараты были нацелены на нашу героическую группу.
       В дайвинг центре быстро сняли с себя все железо, свинец и неопрен. Нас ждал горячий чай (это традиция). Костюмы наши лежали в ванне с пресной водой.  Отдыхая, мы обменивались друг с другом короткми фразами. У дайверов не принято болтать лишнее.
 

Июль 2012 года.
Калининград (Кенигсберг).