Минута славы

Леон Хахам
В палатку вбежал вестовой.

- Лейтенант Гардус, к генералу срочно.
Марк быстро надел портупею и последовал за посланцем командующего. Армия стояла лагерем около Иерихо, зализывая раны, полученные при штурме Иерусалима, готовилась к последнему броску на юг, в Идумею и Набатею. Гардус зашёл в роскошную генеральскую палатку .
Командир легиона был явно не в духе.
- Лейтенант, мы топчемся здесь четыре года, положили пять легионов, сожгли их столицу, разрушили храм, а сопротивление всё нарастает. Скоро сопротивляться будет некому, а они бьются за каждую пядь земли до последнего бойца. Знаете почему?
- Не могу знать, мой генерал.
- А я теперь знаю. Будь проклят этот народ пророков и мессий. Оказывается,  они верят, что жив их последний царь Ирод Антипа, и что он вот-вот придёт и спасёт  богоизбранных иудеев от засилья римских язычников.
Старый вояка в сердцах пнул скамью так, что она отлетела в угол палатки.
- Слушай мой приказ, лейтенант. Езжай в Галлию и привези мне доказательство его смерти, как можно быстрей.
- В Галлию?
- Тридцать лет назад император Калигула сослал его в Лугдунум на вечное поселение. Ещё вопросы?
- Сколько ему лет?
- Он родился в семьсот тридцать третьем году от основания Рима.
- Девяносто? Но столько не живут.
- Лейтенант, ты не понял приказ?! Мне нужны доказательства того, что старый колдун сдох.
- Разрешите взять с собой переводчиков с галльского и арамейского?
- Зачем? Он сам говорит на этих языках.
- Я не говорю, мой генерал.
- Бери кого хочешь, только выполни задание.
- Разрешите выполнять?
- Иди уже.

Сборы не были  долгими.
Через три дня из порта Яффо вышел военный корабль по маршруту: Кипр, Пирей, Сиракузы, Массалия. Лейтенанта сопровождали два солдата – галл Сирикс и самаритянин Захария.
Вечером лейтенант призвал Захарию и попросил:
- Расскажи мне про царя Антипу.
Солдат устроился поудобнее на банке и заговорил.
- Великий царь Ирод жил долго, и большинство сыновей не дожили до его смерти. Они или умерли или он сам их убил, подозревая в заговорах. Осталось трое братьев от самаритянки Малтаки. После смерти Ирода царём стал старший – Архелай. Тогда младшие - Антипа и Филипп пришли в Рим к императору Августу, жаловаться. Мудрый Октавиан, которому не нужна была сильная Иудея, издал указ: отдать Архелаю половину страны, а вторую половину поделить между младшими братьями. Филиппу достались Панеада и Итурея, а Антипа стал тетрархом Галилеи и Переи. Антипа построил себе столицу и назвал её Тивериадой в честь нового императора Тиберия. Император оценил подарок и пригласил молодого царя к себе в Рим. А в Риме жил старший сын Ирода от брака с Мириам - дочерью первосвященника – Филипп. Он считал себя стопроцентным римлянином и делами иудейскими не интересовался. Но очень интересовалась ими его жена Иродиада. Она желала стать царицей и с лихвой использовала свой шанс. Обратно в Галилею Антипа вернулся с новой женой и её дочерью Саломеей.
По всей Иудее росла волна возмущения: жениться на женщине при живом муже – грех великий. И вот однажды, во дворец к Антипе явился пророк Йоханан и проклял его.
- Проклял царскую семью? Его немедленно убили, надеюсь?
- Пророк подчиняется Господу, а не царю, но Старца заключили в темницу. А на бат-мицву Саломеи тетрарх пообещал падчерице выполнить любое её желание. Девочка попросила в подарок голову пророка, и ей принесли голову на медном блюде.
- Я что-то слышал про танец Саломеи.
- Теперь она царица Халкидская.

- Эй, вояки, помогите парус поставить, ветер крепчает.
Пиратского вида капитан незаметно подошёл к говорившим. От разыгравшегося шторма пришлось прятаться в порту Тира. И без того долгий путь ещё более затянулся, лишь через три месяца Марк со своими спутниками сошли на галльскую землю. В Массалии – Марселе они явились к коменданту порта, где получили коней, и направились на север.
- Захария, так что там было дальше?
- Проклятие пророка осуществилось через тридцать лет, когда Тиберий умер. У Калигулы были свои планы на Иудею, и по первому же доносу он сослал тетрарха в Галлию. Иродиада последовала за ним. Больше никто о них ничего не слышал.
- У него большая охрана?
- Какая охрана? Им разрешили взять только по одному слуге.
- Тем проще для нас.
- С тех пор прошло больше тридцати лет, вряд ли они ещё живы.
- Наша миссия и состоит в том, чтобы прояснить, жив Антипа или нет.
- А если он жив?
- Мы привезём генералу доказательства.

После ближневосточной жары местный климат казался райским. Леса давали путникам тень и прохладу,  каждые несколько часов дорогу пересекали ручейки с холодной чистой водой. Можно было целый час пролежать под деревом, и тебя никто  не пытался убить пущенной стрелой или брошенным камнем. Но долг гнал Марка вперёд и вперёд к цели.
Наконец, добрались до Лугдунума. Будущий миллионный Лион ещё был небольшой крепостью на берегу Соны, однако носил гордое звание столицы римской Галлии. Здесь стоял легион, отсюда распространялось римское влияние на близлежащие территории.

- Здесь в крепости иудеев нет. Мы с ними, вроде как, в состоянии войны. Они живут в маленьком посёлке на берегу Роны, всего пять – шесть домиков и синагога, - сообщил Марку комендант крепости в обмен на пространный рассказ о взятии Иерусалима.
- А их царь Антипа жив?
- Не подскажу, я здесь недавно, и о пребывании здесь иудейского царя не слышал ничего, к стыду своему. Впрочем, здесь бывали и Тиберий и Калигула. Галлия для Рима провинция важнейшая.
- Благодарю Вас, господин. Утром я поеду в этот посёлок и узнаю всё сам. Благодарю Вас за гостеприимство.
На следующий день они нашли посёлок иудеев. Марк обернулся к скакавшим сзади солдатам.
- Захария, узнай, где живёт самый старый человек в этой деревне.
Парень обменялся парой фраз с мальчишками, игравшими у дороги.
- Лейтенант, они все указывают на вон тот дом слева.
- Хорошо. Ждите здесь, я пойду один.

Марк пнул дверь и оказался в большой полутёмной комнате. За столом сидел старик с белой окладистой бородой, в углу несколько женщин, усевшись кружком что - то  шили.
Марк подошёл к старику. Тот продолжал сидеть, молча разглядывая незваного гостя.
- Встань, когда разговариваешь с римским офицером.
Старик пожал плечами.
- Но я с тобой не разговариваю.
Чтобы не обострять ситуацию он встал. Марку пришлось смотреть на патриарха снизу вверх.
- Ты – царь Ирод Антиппа?
- Ты пришёл сюда в поисках Антипы, значит, я и есть царь.
- Чем ты это можешь доказать?
- Странный у нас разговор, господин офицер, вот, посмотри.
На груди у старика висел большой серебряный амулет с непонятными письменами. Марк потянулся за амулетом, долго и пристально рассматривал его. Он думал, как вести себя дальше, и вдруг понял, что вести не надо никак. Дёрнул амулет на себя, и старик сам навалился на подставленный офицером нож. Марк снял с шеи поверженного врага странное украшение и, развернувшись резко, вышел из дома.
Только теперь женщины позволили себе закричать на разные голоса и броситься к упавшему. Он ещё дышал. Кровь хлестала из раны в боку. Одна из женщин с подвыванием спросила у другой:
- Ципора, но зачем папа сказал, что он – Антипа, ведь  офицеру вряд ли был нужен царский слуга.
Та закрыла отцу глаза и ответила:
- Ты, Шифра, всегда была дурой. Отец целую минуту был царём иудейским. Разве это не стоит жизни?!