Кларе Цеткин 13 апреля 1917 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
                Wronke 13.04.1917
Моя любимейшая Клара!
Тысячу раз спасибо за великолепное послание цветов к Пасхе. Я смогла здесь целый столик убрать цветами и чувствую себя по-царски. Корзина пришла в субботу утром перед праздником. Но письмеца от тебя я не получила; я это упоминаю для «проверки», потому что и ты пожаловалась фрейлейн Якоб, тогда как в марте я тебе дважды писала, правда, только открытки, потому что предполагала, что они надёжнее до тебя дойдут, чем письмо. Ты постоянно о мне волнуешься, как говорит фрейлейн Якоб. СОВЕРШЕННО НАПРАСНО, дорогая. Сейчас у меня всё очень хорошо. Правда, последние два месяца я порядочно помучилась с нервным напряжением, точно как год назад на Бармин- Штассе (тоже в тюрьме), но теперь всё опять позади, и я надеюсь, что скоро смогу усердно работать. Известия из России и весна также этому очень способствуют. Русские события имеют непредсказуемую мощность, и я понимаю то, что там до сих пор произошло, лишь как маленькую увертюру. Вещи там должны перейти в грандиозное, это лежит в природе вещей. И всё это не останется без эха на весь мир.
Весна, правда, приходит очень не спеша. В моём здешнем садочке ещё не видно зелени. Но я по почкам всех растений ожидаю совершенно великолепное цветение. Между ними два молодых горных клёна, большой серебряный тополь, «акация» (её так называют, на самом деле это Robinia), два каштанчика, две декоративные черешни (как у вас при входе в сад с кровавыми листьями), много  смородиновых кустов (цветущие жёлтым Ribes), множество «снежных ягод» и красный Cornus, цветущий белым и имеющий синие ягоды, два орешника, несколько кустов бирючины и много сирени! Это всё начнёт друг за другом цвести, и я спокойно ожидаю, потому что уже нарадовалась почкам. Из птиц к синицам и чёрным дроздам добавились зяблик, чиж и трясогузки. Зяблик приходит каждый день в 7 часов и просит у окна корм; совсем ручной паренёк. Но больше не присылай корм для птиц, дорогая. Эти разбойники и зимой не хотели есть зёрна, только геркулесовые хлопья от Кнорра, колбасу и кухен (особая немецкая выпечка ), и я, естественно, давала то, что они заказывали, остальное они оставляли лежать. 
К нам в тюрьму с полей набежала масса полёвок, потому что снаружи стало им слишком сыро. У меня в шкафу одна проела в шёлковом платье огромную дыру. Подозреваю, что краска была ядовитой, потому что позавчера я её, к сожалению, нашла мёртвой. А ведь я ей кухен крошила, я не виновата, но мне было так грустно, обнаружить кроху мёртвой...
Напиши же подробно, как ты себя чувствуешь. Что я опять тебя прошу о «Равенстве», просила тебе передать.  Я сначала абонировала, но потому что получала по два экземпляра, не возобновила абонемент, и вот теперь ничего не приходит. (Зато два экземпляра «Вперёд», тогда как мне и от одного уже плохо становится!..)
Ханнес (Дифенбах) сейчас дома и я рассчитываю, что он с тобой повидается и тогда, хотя и в письме, всё расскажет. Для Кости (Цеткина) недавно я послала тебе книжку, потому что думала, что так будет надёжнее. Вероятно тебя посетила и жена Карла (Либкнехта), которая сейчас в Штуттгарде. Она с её нервами была  уже совсем внизу. Но она и делает всё неразумно; сейчас ей нужно в санаторий, чтобы восстановить, наконец , силы, а вместо этого она недели проводит в отеле в Штуттгарде, что ей никак не может пойти на пользу. Поторопи её с отъездом, если она ещё там!
Де Костерское «Свадебное путешествие» гораздо слабее «Тиля Уленшпигеля», но я тебе очень благодарна за книги. Может быть ты прочла Broodcoorens (роман «Красная поаменная кровь»), который я посылала Косте? Это великолепная вещь. - Подтверди мне быстро получение этого письма и подробно сообщи, как себя чувствуешь, и как поэт, и что поделывает Костя.. И о зверях и саде тоже подробно сообщи!
Много раз обнимаю и сердечно приветствую поэта .
Твоя Р.