Капустник и Сенека

Борис Аксюзов
      Капустник и Сенека...
                (Из цикла «Миниатюры от Степаныча)

     Написал я недавно миниатюру «Женская логика»...
   Про то, как я решил испечь пирог с капустой и что из этого вышло...
 Кто не читал, скажу, что вышло еще одно доказательство оригинальности и непредсказуемости женской логики.
А пирог вроде как в стороне остался...
И сразу посыпались в мою сторону упреки...
В  основном, со стороны женской части населения «Избушки»...
Мол,а как насчет пирога?  Нам ведь интересно! Может, мы тоже  захотим его сварганить... А нас  на портале многия  тыщи!  Статистика сразу отметит аномальный рост спроса на капусту и порошок под названием «Разрыхлитель».
   Пришлось снова сесть за компьютер и написать миниатюру под названием  «Капустник и Сенека».
   Причем здесь Сенека?
   Позже поймете...
   Значит, так...
Как человек творческий я понимал, что для приготовления романтического пирога,  дух которого способен вызвать восторг и ностальгию, необходимо вдохновение... А для вдохновения нужно одиночество. Я закрыл дверь на ключ, выключил телевизор и остановил  испорченные часы-кукушку, которые взяли себе за привычку куковать каждые пятнадцать минут.
   Затем я сделал все так, как было написано в рассказе «Ласточка и капустник» и поставил сковороду в духовку.
   И только через десять после этого я  обнаружил, что  забыл ее разжечь. 
   Когда я включил газ, возникла другая проблема: до какого состояния  надо ее нагреть...
  Чтобы узнать это,  пришлось позвонить своей бывшей коллеге, ныне пенсионерке Дудоровой.  Она преподавала в нашей школе домоводство.
   - Слушай, Лида, - спросил я, -  когда надо в духовку пирог засовывать?
  Она ничуть не удивилась и ответила профессионально:
    - При температуре  200 градусов. 
    - А как я могу их определить, эти 200 градусов?
    - В духовке есть термометр, - размеренно и четко произнесла она, и я понял, что долгое преподавание домоводства приучило ее ничему не удивляться.
    Зато удивился я..
    - Да? - переспросил  я ее по-идиотски, и моя терпеливая коллега повесила трубку.
    Термометр я все-таки нашел, но с большим трудом: он с успехом прятался под толстым слоем сажи и жира. 
   Пока духовка разогревалась до нужной кондиции, меня потянуло в сон... Пришлось снова запустить часы-кукушку и включить телевизор.... Там на всех каналах передавали  сотые серии каких-то сериалов, а я, как назло, не видел ни одной предыдущей.... А кукушка, видимо, обиделась на меня и перестала вообще куковать. 
  Когда, после сладкой дремы, я взглянул на термометр, он показывал триста градусов... Был вынужден выключить газ и подождать, когда стрелка станет на  цифре 200...
  Наконец я засунул сковороду в духовку и облегченно вздохнул... Процесс пошел...
    Через некоторое время, в точном соответствии с прочитанным в рассказе «Ласточка и капустник», по квартире поплыл неповторимый хлебный дух....
 И сразу вспомнился бабушкин поселок,  жаркая печка в углу комнаты, гора дров возле нее...  Мы сидим вокруг стола и ждем, когда бабушка достанет из духовки хлеб.... Это первый пшеничный хлеб за всю войну...  В комнате жарко, но я встаю из-за стола и закрываю дверь в сени... Я не хочу, чтобы уходил этот запах, сладкий запах  пшеничного хлеба, запах, который мы уже стали забывать.... 
  ... После таких воспоминаний у меня в голове начинают слагаться пронзительные стихи об этом, и я убегаю к письменному столу, хватаю ручку и начинаю писать, писать  писать...
   И вдруг слышу другой запах...
   Запах сгоревшего пирога....
  … Утром заявляется Степаныч.   
   - Я так и знал, - с порога говорит он. - Пирог сгорел... Я ж тебе говорил: не берись не за свое дело... 
   Он подошел к сковороде и критически взглянул на мое неудавшееся произведение:
   - Может, не совсем сгорел? Под ямайский ром пойдет?
   Я виновато достал из-за портрета Хемингуэя  заветную бутылку.
   Степаныч сделал глоточек огненного напитка и  закусил кусочком пирога.
   И тут же лицо его пошло наперекосяк,  а глаза полезли из орбит...
  - Ты сколько раз его солил? - хрипло спросил он.
  - Один раз капусту, и один  раз тесто, - ответил я.
  - И, небось, по жмене?
   - Нет, по столовой ложке...
   - С тобой все ясно, - махнул безнадежно рукой Степаныч. - Вижу, что ты и разрыхлителя  туда целый пакет вбухал... Инструкцию не читал...
   Теперь он выпил  полную стопку рома и ушел, не закусывая и не прощаясь...
   А мне почему-то сразу пришло на ум изречение моего любимого философа  Луция Аннея Сенеки:
   «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль».
   Ведь автор «Ласточки и капустника» писала свой рассказ совсем не для того, чтобы научить меня печь пироги...