Построй свою математику или ниппель системы Петерс

Сергей Пресс
Сергей Пресс (Sergej Press)

Построй свою математику или ниппель системы Петерсон


Школу задолбали реформами. Сегодня хотят отменить тестовую часть  ЕГЭ. Честно говоря, это правильно. «Угадайку» можно использовать для экспресс-контроля, желательно автоматизированного, чтобы снять нагрузку с учителя и выявить пробелы в подготовке учеников. Но, как серьезный экзамен, тесты – профанация.

Но ведь это было ясно с самого начала. Неужели подумать некому? Неужели нельзя было догадаться, что ЕГЭ не устранит коррупцию в школе, а лишь изменит ее формы?  Неужели с самого начала не было понятно , что ни один экзамен не заменит специальной многоуровневой системы поиска и поддержки (в том числе материальной) талантливых детей по всей стране, хотя бы такой, какая была при СССР?

А ведь этими простыми вопросами занимаются академики, профессора, доктора и кандидаты наук. Большинство реформ, принятых в последнее время –  бессмысленные реформы ради реформ, главная цель которых - показать себя и оправдать затраты. Результаты никого не волнуют. За редким исключением.

Впрочем, не все так плохо. В целом, реформы идут в правильном направлении, и не только в школе.  Плохо, что одни считают ЕГЭ абсолютным злом, а другие – абсолютной панацеей.  Ни то, ни другое не соответствует действительности. Надо больше думать, товарищи, прежде, чем отрезать.

У соседки девочка пошла в первый класс. Как-то ближе к середине года приходит она к нам   с учебником математики и просит помочь решить задачу.  Девочка ревностно относится к учебе, что похвально, и не хочет идти в школу с нерешенной задачей. Нет проблем,  рады помочь. Открываем учебник и что я вижу? Вместо арабских, или хотя бы римских цифр - одни  разноцветные кружки и квадратики,  вместо математических выражений – ребусы.  Помню, в далеком детстве библиотекарша подсунула  мне похожую книжку про отгадывание ребусов. С тех пор я умею их отгадывать, а  заодно и  спец по кроссвордам, головоломкам и прочей чепухе, которой занимаюсь, только если кто просит помочь в особо трудных случаях.  Бессмысленная трата времени.

Смотрю, действительно учебник математики. Автор какой-то Петерсон. И тут я вспомнил.  Наши дети тоже начинали с этого учебника математики.  Но все как-то прошло мимо меня. Видимо, детки наши не испытывали трудностей при отгадывании ребусов системы Петерсон.

Чтобы понять смысл задания, пришлось на  пятнадцать минут  углубиться в систему обозначений и исходных понятий и  начальных требований учебника. После чего мы быстро сделали домашнее задание и девочка перестала плакать.  Но я уже не мог успокоиться.  Я стал возмущаться: какой дурак внедряет в нашу школу преподавание  ребусного бреда вместо математики (ладно, хорошо, арифметики). Я вспомнил с каким восхищением о новой системе преподавания математики говорила учительница старшего сына, который первым в семье осваивал эти ребусы. И я решил во всем разобраться.

И тут оказалось, что Петерсон – это женщина, хотя и доктор наук, правда, педагогических, математика такого я не знаю.  Может быть, этот  Петерсон и имеет какое-то отношение к педагогике, но к математике – никакого, как и ее знаменитый учебник.

Математика – это всего-навсего особый язык, как русский или любой другой, только гораздо труднее обычного.  Я бы даже сказал язык неограниченной трудности, в то время как разговорные языки всегда имеют ограниченную сложность, даже китайский.  В математике вы найдете диалекты любой головоломности и даже до сих пор не решенные задачи, хотя и сформулированные на разговорном языке.

Раз так,  изучение математики надо начинать с ее азбуки, той, которая используется в этом языке.  Система обозначений (или, как принято говорить в математике, нотация), используемая в учебнике Петерсон, нигде в математике не используется.  Зачем тратить на нее драгоценное учебное время, которого в школе сегодня и так не хватает, а потом переучиваться на нужную нотацию, реально используемую в математике, я не понимаю.  Я не понимаю, чем цветные кружки и треугольнички лучше или понятнее, чем римские цифры или равенства,  уравнения. Зачем детей надо потом  отучать от  решения ребусов и переучивать на  решение задач.

Я был немало озадачен таким вольным подходом к математике.  Полез в интернет. Оказывается, главный лозунг и  основной руководящий принцип системы мадам Петерсон – «построй свою математику». Но своей отдельной математики не бывает, ее не существует, есть только одна всеобщая математика, одна на всех.

Никто не мешает придумывать новые нотации для любого языка. Но если у каждого дурака она своя, то люди перестают понимать друг друга и язык (в том числе математический) перестает выполнять свою функцию и превращается в язык мертвый, а общество,  не имеющее общего языка, превращается в Вавилон, который, как известно, был разрушен.  Но это теория.

А на практике получается, что мадам Петерсон вознамерилась создать такую нотацию математики, которая будет лучше общепринятой. Какая самонадеянность.  Кто такая эта мадам Петерсон?  Эвклид? Пифагор? Архимед? Может быть, Невтон, быстрый разумом?  Результат таков: сначала год-два  первоклашки и второклашки  осваивают систему Петерсон, а потом с трудом переучиваются на таблицу умножения и так до конца ее уже и не выучивают. Бред сивой кобылы.

Апологеты системы Петерсон возражают: мол, эта система развивает образное мышление, воспитывая интуитивное, образное понимание математики и ее основ, понятий и обозначений, необходимое для ее дальнейшего усвоения.  Но, во-первых, педагоги вместо того, чтобы качественно знать свой предмет и уметь доводить его сложности до понимания учеников, слишком уповают на сомнительные и непроверенные методики. Они вообще склонны  преувеличивать значение школы и воспитания в развитии способностей,  каких бы то ни было, вместо того, чтобы совершенствоваться в знании предмета преподавания.  Поэтому в школе, у нас очень много методистов, знающих, как преподавать физику или иностранный язык, но очень мало учителей, которые сами понимают  физику (математику) или которые хоть как-то умеют говорить на языке, который преподают.  Никакие методики такому учителю не помогут. Поэтому выпускники школ как не умели ни говорить, ни читать на иностранном языке, так и не умеют. А благодаря таким нововведениям, как система Петерсон, все хуже и хуже знают математику.

Безусловно, основой любого научного знания и любого языка является интуитивное образное понимание окружающей действительности.  Такому пониманию реальности человека учит весь внешний мир, именно для этого природой и создан мозг человека.  Ради чего учить этому еще и в школе, особенно в начальной, когда дети способны как губка впитывать новые знания, новые языки, новые нотации? Детская восприимчивость резко уменьшается уже к концу начальной школы.  Драгоценное время тратится на освоение бессмысленных  мертвых понятий даже не из реального мира или живого мира математики, а из мертвого мира  ребусов и псевдоматематических понятий, которые никогда не понадобятся в дальнейшей жизни и после которых все равно надо переучиваться  на живой язык живой математики.

Сама жизнь учит маленького человечка интуитивному понимаю натурального числа, основанному на счете,  понятию линии, поверхности, геометрической фигуры и дры и пры  Еще до школы дети  успешно осваивают родной язык и уже владеют интуитивным пониманием математики, даже самые неразвитые.  Современные дети знают еще больше. Они, как правило, все читают, пишут,  прекрасно управляются с гаджетами и интернетом.  А их два года заставляют сидеть на кружках и квадратиках, вместо того, чтобы сразу решать уравнения и входить в мир настоящей математики, а не собственной, выдуманной.

Вопрос стоит так, что уже в школе современный человек, даже любой гуманитарий, должен осваивать  начала высшей математики и даже (о, боже!) квантовой механики. Вместо этого мозг ребенка два года держат на голодном пайке ребусоматики по Петерсону, и мозг засыхает на всю оставшуюся жизнь, вместо того, чтобы приобретать математическую гибкость и аналитическую мощь, необходимые в современном мире  любому разгуманитарию. Не потому ли слушать и читать журналистов  сегодня просто невозможно. Такое ощущение, что это безмозглые куклы, в головах которых отсутствуют  основы логического мышления и способности к анализу.  А это очень влиятельный слой общества, какая-никакая, а четвертая власть, от которой зависит наше будущее, больше, чем от математиков или физиков.  Но такое ощущение, что их мышление  осталось на уровне кружков и квадратиков, на уровне интуитивных, Петерсоновских представлений о мире.

Одновременно с модной системой Петерсон в нашу школу стал внедряться игровой метод.  Это тема отдельного разговора. Хочется сказать только, что в основе его также лежит замещение научного реального знания и познания  интуитивным, образным, игровым. Ничего, кроме вреда, замещение реальности виртуальной, не принесло и не принесет.   Учеба, как и жизнь,  – не игра, учеба - работа, серьезная, ответственная и необходимая.  Ложными, примитивизирующими посылами в школе замещаются не только методы и подходы к преподаванию,  но и упрощаются, отупляются основы личности школьников. Поэтому так возросло количество молодых людей, не способных к продуктивному труду: их учат не создавать, а потреблять интеллектуальную продукцию.   Не жить, а играть в жизнь.

Любой тренер скажет, что переучивать труднее, чем сразу научить правильному движению. Школа же продолжает криво учить кривой системе Петерсон, не умея потом толком отучить от нее, что ещё хуже.  А ведь до Петерсон, внедрялся другой подход к преподаванию математики. В начальную школу впервые пришли алгебраические выражения и уравнения, а в старшие классы элементы дифференциального и интегрального исчисления.  Это было веление времени, и  возможности первоклашек выросли: они стали развитее и подготовленнее. Но школа сделала шаг назад и детей посадили за квадратики Петерсона и заставляют по сию пору терять на них драгоценнейшее время начальной школы. Преподавание  пошло по легкому пути. Вместо того, чтобы научно максимально гармонизировать и рационализировать учебное время,  облегчить колоссальную нагрузку на ребенка в соответствии с современными возможностями и гигиеническими нормами,  учебный процесс превращают в примитивную и малоэффективную игру по системе Петерсон,  изгоняют из школы столовые, завтраки и обеды, физкультуру и спорт, пение, рисование, танцы, все то, без чего творческий потенциал человека, даже математика,  не может успешно развиваться и на что сегодня не хвтатает учебного времени.

Помимо прочего, в системе Петерсон не учитывается очень мощный фактор, стимул  и инструмент развития ребенка: его подражательная способность. В детей  природой заложено желание подражать взрослым. В сущности, именно этот природный инстинкт вместе с инстинктом любопытства и составляют основу для обучения. Поэтому еще до школы дети  с удовольствием играют  в нее, пишут каракули и делают вид, что читают взрослые книжки.  На уроках родного  языка они сразу учатся буквам. Никому и в голову не придет учить их сначала строить  собственную грамматику. Почему на уроках математики все по-другому  - непонятно.  Дети видят, что взрослые на бумаге,  в гаджетах пользуются не квадратиками и  каракулями собственного изобретения, а арабскими цифрами,  математическим знаками.  Пусть мне объяснят, чем квадратики лучше алгебраических и арифметических обозначений, символов, цифр, которые, к тому же, они давно  освоили на клавиатуре?  Зачем их снова тянут в прошлое пусть и не такое далекое?

Математика по Петерсон – типичный пример реформы ради реформы. Один дурак скажет, а другие бездумно подхватывают, только чтобы самоутвердиться на гребне реформ и любых, самых дурацких нововведений.  Самоутверждаться настоящим делом – гораздо труднее и не так видно начальству.

Об этом случае с хорошенькой соседкой я бы и не вспомнил, если бы не одно «но».  Как я понимаю, разум все-таки восторжествовал и учебник Петерсон не включен Минобром в список рекомендованных для использования.  Вот тут и началось. Либерасты, главные любители, учинители и учредители всех  вредоносных и опасных для страны реформ, подняли вой. «Караул! Нас  грабят и зажимают! Отнимают у детей последнее: Петерсона!». И, конечно, же во всем виноват Путин и его Путинский режим: пресловутого Петерсона зажимают по политическим мотивам, историкам не дают перевирать историю, вот и математику тоже.

И мне захотелось  показать тем, кто еще не совсем утратил способность адекватно воспринимать российскую действительность, что разные системы петерсона, как камни,   висят на шее школы, всей нашей жизни,  не давая развиваться образованию в стране и стране в целом. И путинский режим  ни при чем.  Сомнительные и непроверенные системы и реформы разрушают школу, творческий потенциал страны, ее будущее.  И все ради того, что очередной энергичный петерсон просто хочет выпендриться и срубить на этом авторитет и/или бабки.
 
А про математику и пуговицы по-прежнему никто не думает.

Вот и вся метода системы Петерсона.

13.04.2014 12:39