Мои путешествия-Поездка в Польшу в прошлом веке

Татьяна Бродская
  Это было так давно, что я долго вспоминала все подробности той поездки. Шёл 1976 год,я была ещё тогда молодой весёлой женщиной имеющей 4-х летнюю дочь и мужа, военнослужащего.
 Так уж получилось , что у меня  с 1954 года в Польше жила моя тётя Елизавета - родная сестра мамы. Сначала к ней поехали моя мама с отчимом, а потом тётя Лиза прислала вызов мне.

  Наши семьи были очень дружны, мы даже одно время все жили в одной коммунальной квартире,у меня была сестра, а у тети, матери-одиночки, трое детей. Потом тётя Елизавета вышла замуж за поляка и уехала с ним в Польшу.

  В связи в железным занавесом, мы долгие годы не имели возможности с ней переписываться, но потом мама её отыскала и наладила с ней постоянную переписку.
 
   Конечно, мы детьми играли вместе, когда жили в коммунальной квартире, но не виделись мы довольно долго, более 20 лет. За это время все стали большими,я так жаждала повидать своих двоюродных сестёр и брата. Для нас даже  Польша  была тогда чем-то неизведанным!

  Ну, вот так всё и закрутилось,выезд в Польшу я оформляла довольно долго - вызов пришёл зимой, а поехала я уже поздней весной в мае,оформление документов стоило мне немалых нервов, с меня даже взяли подписку о неразглашении. Хотя какие секреты я могла сообщить об аптеке в которой работала, но так было положено, раз муж - военнослужащий!

   Потом вызывает меня вдруг на беседу командир полка. где служил муж. Он был очень строгий и его все очень боялись. Я, конечно, немного струхнула, но виду не показала, захожу в кабинет - здороваюсь.

  Он говорит строгим голосом: " Присаживайтесь Татьяна Ивановна, что это Вас так в Польшу потянуло?" Ну, я отвечаю: " Тётя прислала вызов,более 20 лет не видела её и своих двоюродных братьев и сестёр" Он помолчал и не сказав больше ни слова, отпустил.

  Оказалось, он должен был дать своё письменное разрешение на мой выезд - вот какие строгие были тогда порядки. Кроме оформления паспорта, мне ещё пришлось собрать кучу документов и о здоровье, и с работы.
  Обмен тогда на польские злотые был столь мизерным, что мама мне написала, чтобы я закупила мельхиор - мол его там можно хорошо продать, а знакомые подсказали, что ещё там хорошо идёт наша хохломская роспись.

  Ну, я так и поступила, всё закупила,наконец настал день моего выезда в Польшу, договорилась с соседкой, чтобы она забирала дочку из садика по вечерам, взяла отпуск на работе, и вот я уже еду в Москву, чтобы там сесть на поезд Москва- Варшава.

   Варшавский поезд мне показался тесным- купе только на два человека, со мной ехала пожилая пани Ядвига, мы познакомились но я польского языка тогда не знала, а она всё повторяла " Проше" Я подумала может голодная - есть просит? Достала поднос хохломской росписи - наложила туда мои знаменитые пирожки, проводница принесла нам чаю.

 Пани Ядвига не отказалась,потом она говорит мне "Денькую бардзо"- я испугалась - думала, она мне за пирожки заплатить хочет, но дело оказалось в другом - она хотела купить мой поднос! Я подумала, что у меня ещё пересадка в Варшаве и согласилась.

  На границе, когда наш вагон загнали в депо и начали приподнимать, я немного испугалась, пошла выяснять у проводницы - та сказала , что рельсы в Польше более узкие, поэтому меняют колёса, а через 3-4 часа поедем дальше!

  Когда мы уже ехали по территории Польши я не могла налюбоваться такими ухоженными полосками земли,что там только не выращивали! Оказалось в Польше было частное земледелие, поэтому каждый сеял, что хотел,я видела и молодую кукурузу и подсолнухи и картошку. Я понемногу стала осваивать с помощью пани Ядвиги польский язык.

   Наконец и Варшавский вокзал,который меня так поразил тогда, он и сейчас считается одним из самых красивых вокзалов в Европе. Он был 2-х этажным , второй этаж располагался над первым полукругом. Там было так много цветочных киосков, киосков с парфюмерией, книжных с глянцевыми журналами. Цветы были везде,в кадках, свешивались с перил второго этажа - это был просто оазис!

   Потом я села на поезд во Вроцлав, где на вокзале меня встречала тетя Лиза с детьми,которые были такими же взрослыми, как и я. Я обнялась поочерёдно с родными и мы поехали на тётину квартиру.Пока мы ехали,я рассматривала город,всё меня восхищало: чистенькие словно вымытые улицы, красивые готической формы здания, костёлы!

  Но квартира у них была такая же почти как и у нас - обычная 2-х комнатная, только кухня больше, чем у наших хрущевок! Я подарила моим родным подарки, а  остальное мы с тетей Лизой сдали в частный магазинчик, где я получила немало злотых!
 Своим я купила тоже подарки - мужу несколько немецких рубашек, дочери - платье немецкое из шифона, себе тоже парочку таких платьев и кофточек, а подружкам - косметику.

   Всё это мы закупили, когда гуляли с тетей по улицам, сама я боялась заблудиться, мне так нравились их красивые здания. Только многие из них  почему-то были покрыты сажей. Я спросила об этом тетю Лизу,а она засмеялась и ответила, что у них  некоторые старые дома топят до сих пор углём, и что есть даже у них такая профессия, как трубочист, чем меня очень насмешила!

  Ходили на службу в католический костёл - там меня поразила почти аскетическая обстановка, только фигурки святых, никаких икон. Но зато всю службу можно было слушать, сидя на лавочках, католики вставали только ,когда пели!

  Я потом бродила по улицам часто и одна, там было так много цветов в парках и скверах, что казалось весь город утопал в цвету и ароматных запахах  кофе из ближайшей кофейни, в которую я регулярно заходила.

  И вот однажды я познакомилась там с одним поляком ,мы подружились, но самое смешное , что через некоторое время он стал меня сватать?!  Как я не уверяла, что у меня уже есть муж и даже ребёнок - его ничто не останавливало, только мой скорый отьезд спас меня от этого такого назойливого кавалера!

  Мы много говорили о жизни по вечерам с моим братом Генеком  и сестрой Тамарой , а у них тоже  уже были свои семьи и у каждого по маленькому мальчику. Я ездила с братом в его доки, где строились корабли! Он работал там на башенном кране - это было очень увлекательное зрелище - большой недостроенный корабль!

  Провожали меня все, даже мой незадачливый кавалер пришёл на вокзал с большим букетом цветов!
 Мы не знали на сколько прощаемся, как оказалось надолго! Мне так запомнилась та поездка, потому что попала я в Польшу во Вроцлав только в 1992 году, ну это уже другая история!