Сетература, журнал Москва, 2012 - 11

Валерий Осинский
Сетература

Москва (2012 — № 11)ISSN 0131-2332. http://moskvam.ru/publications/publication_146.html

Судя по сотням тысяч зарегистрированных пользователей в многочисленных литературно-художественных интернет-изданиях, на литературных сайтах и в электронных библиотеках, миллионам текстов, опубликованных в интернете, заслуженные «бумажные толстяки» заметно проигрывают по популярности своим младшим литературным интернет-собратьям.

Подтверждением тому является, хотя бы то обстоятельство, что многие «толстяки» – «Волга», «Дружба Наров», «Знамя», «Звезда», «Иностранная литература», «Нева», «Новый мир», «Октябрь» и другие – давно обзавелись сетевыми двойниками. Ибо тиражи бумажных изданий неизменно падают, – в лучшем случае – не растут! – в то время, как интернет аудитория медиа рынка неуклонно расширяется.
Главная причина падения тиражей «бумажных» изданий – трудности распространения. (Но это особая тема!) Как следствие – читателям негде купить «толстые» журналы, кроме как в редакциях самих журналов, в одном-двух книжных магазинах столицы, либо приобрести экземпляры по подписке. В библиотеки, особенно на периферии, журнальные новинки зачастую приходят с опозданием. Кроме того из-за проблем с финансированием библиотеки вовсе отказываются от подписки на периодику. Поэтому даже самые преданные поклонники «академических» изданий, – а такие всегда были и будут у «толстяков»! – уходят за «большой литературой» в интернет. И это в свою очередь главная беда «бумажных толстяков»: ибо литературно-художественное издание не может существовать без читателя. 
Огромное пишущее и читающее литературное интренет-сообщество можно весьма условно разделить на четыре категории: это те, кто посещают сетевые двойники «бумажных» литературно-художественных «толстяков», собственно веб-журналы, литературные сайты «самиздата» и электронные библиотеки. Условно, потому что посетители литературных интернет изданий, как правило, кочуют с сайта на сайт в поисках интересных литературных новинок.
Подробно останавливаться на сетевых двойниках «бумажных» литературно-художественных журналов, которые в современных условиях давно существуют, как всевозможные ЗАО со всеми атрибутами окололитературной коммерческой деятельности,  нет смысла. Как правило, «сетевики» почти полностью копируют своих «бумажных» близнецов – то же оформление, те же рубрики, те же авторы, почти тот же объем – в сетевом варианте многие работы значительно усекаются. «Продвинутые» литературные журналы включают в сетевую версию фотогалереи, антологии музыки, книжные новинки, форумы. В отличие от «бумажной» версии журнала, материалы сетевых двойников, как правило, абсолютно доступны всем пользователям интернета в любом уголке мира. Иные «толстяки», чтобы привлечь читателя, размещают в сети лишь несколько страниц текстов, опубликованных на бумажных носителях.
В условиях «рынка» для журналов очень важна подписка. Подписаться читателю предлагается через посредников – агентства и организации, занимающиеся распространением печатной продукции – и «без посредников, круглый год, с любого месяца, на любой срок и на любое количество экземпляров».
Но тут неразрешимая дилемма между читателем и изданием: если можно читать текст на электронном носителе, зачем покупать – «бумажный», а если читателю предлагается несколько страниц текста, опубликованного на бумажном носителе, как разобраться, стоит ли читать текст целиком или нет? Тем паче, если «любитель» литературы привык читать задарма в интернете! 
Еще одна из причин падения читательского интереса к «бумажным толстякам» и уход читателя в виртуальное пространство, это – снижение общего уровня культуры чтения в России. Талантливый читатель – это такая же редкость, как талантливый писатель. Читателя надо воспитывать. А некому! Каждый читатель, хоть раз мечтал написать «что-нибудь эдакое». Даже неудачная проба пера дает представление о писательской работе и заставляет читать внимательнее. Если в «советское время» редакции журналов рецензировали тексты новичков, то сейчас такая работа не ведется. 
Во мнении пишущего читателя опубликоваться в «толстяке» литератору «с улицы» невозможно. В каком-то смысле пишущий читатель прав – нынешние литературные «толстяки» ориентированы на «своих» авторов, давно работающих с изданием. А заявить о своем творчестве начинающему автору хочется!   
Поэтому литературные сайты, наиболее посещаемые литературные ресурсы в интернете. Их можно отнести к некой разновидности «самиздата». Публикации в сети Интернет литературных и псевдолитературных произведений и их суррогатов породили новый термин «сетература». Числу зарегистрированных пользователей «самиздатовских» сайтов позавидует любой интернет журнал. Не говоря уж о «бумажных толстяках». «Проза.ру», «Стихи.ру», «Изба-читальня», «Литзона», «Литсовет», «Литкульт», «Самиздат», «Неизвестный гений» и т.п. привлекают огромную аудиторию начинающих литераторов всех возрастов и литературных жанров. Так, «Проза.ру» позиционирует себя, как крупнейший русскоязычный литературный портал, посвященный современной прозе, на страницах которого зарегистрировано более ста тысяч авторов и опубликовано полтора миллиона произведений. Свою миссию портал видит в том, чтобы предоставить всем авторам возможность свободной публикации своих произведений в сети Интернет и найти своего читателя.
  Примерно те же задачи ставят перед собой другие литературные сайты. На них зарегистрированы пользователи из России, США, Канады, Германии, Франции, Украины, Австралии …словом несметный интернационал любителей русской литературы. «Бумажные толстяки» вряд ли могут похвастаться такой географией распространения.
Названия сайтов часто довольно условны, – как например «Неизвестный гений» – и их не следует воспринимать буквально. На таких сайтах, помимо литературных разделов нередко присутствуют разделы: музыка, искусство, изобразительное искусство. Это так же привлекает аудиторию. Иные сайты, как скажем «Изба-читальня» провозглашают себя «патриотами русского языка, вне зависимости от того, где проживают» и публикуют любые произведения, обсуждают любые темы, прямо или косвенно относящиеся к литературному творчеству, за исключение запрещенных законом призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни, пропаганды порнографии и педофилии.
Сайты активно работают со своими пользователями –  поэтические и прозаические конкурсы, на которых путем простого голосования определяются победители, составляют рейтинги произведений и авторов, организуют форумы, платные и бесплатные выступления авторов на главных страницах сайта, чествования авторов, сообщают о появлении книжных новинок, издают сборники за счет  авторов и т.д. и т. п.
Разнообразие форм работы с пользователями сайтов зависит от фантазии их модераторов. Все мероприятия на страницах таких изданий проводятся, как правило, бескорыстно. Кроме тех случаев, когда автор желает «продвинуть» свое произведение, заявить о себе.
Безусловно, подобная игра в литературу способствует популяризации литературы. Идея же большинства литературных сайтов в том, чтобы показать срез творчества обычных людей, и их отношение к нему. А так же в том, чтобы объединить и познакомить людей различных творческих конфессий.
Преимуществом всех литературных сайтов является то, что каждый зарегистрированный пользователь на своей странице может не только выложить свои «нетленки» любого объема и качества, но имеет право оставить рецензии и комментарии на произведения коллег. А так же может получать рецензии и комментарии на свои произведения, что очень важно для пишущего человека. Кроме того, решение о публикации текста не зависит от мнения редактора, как это происходит в «толстых» журналах, не надо годами или месяцами ждать появления работы на страницах издания: процедура обнародования текста на сайте происходит в режиме реального времени – пиши хоть с листа. То, что написано электронным пером, автор может редактировать столько, сколько считает нужным – что совершенно невозможно на бумажном носителе.
Минусом «самиздатовских» сайтов можно назвать то, что ждать здесь профессиональной критики и разборки произведений, не приходится. Иные модераторы пробуют исполнять функции литературных гуру, но их редактура, ограничивается выискиванием орфографических ошибок и стилистических ляпов. Поэтому в необъятном море «самопального чтива», как правило, любители читают любителей.
Конкуренцию по популярности «самиздатовским» сайтам могут составить лишь электронные библиотеки. Достаточно набрать в поисковике название нужной книги более или менее известного автора и десятки электронных библиотек предложат свои услуги пользователю – можно читать и скачивать текст без регистрации. Электронные библиотеки, как правило, даже не ставят авторов в известность о том, что их книги размещены на сайте. Впрочем, авторское право в России – это авторское бесправие, и сетовать на такое положение дел нет смысла.
Особую категорию литературного интернет сообщества составляют непосредственно веб-издания. Они позиционируют себя по-разному. Но ориентированы на профессиональных писателей и литераторов более или менее искушенных в ремесле. В литературных интернет-журналах уже существует довольно жесткий редакторский отбор предлагаемых авторами текстов, срок ожидания публикации, рубрики. Словом, все, как в бумажных «толстяках».
Но есть несомненные преимущества перед бумажными изданиями: неограниченное пространство, предоставляемое для публикации авторских текстов, и ежедневная периодичность обновления сайта. 
Пожалуй, наиболее интересными литературными интернет-изданиями по содержанию и оформлению, а так же наиболее популярными среди пользователей являются  веб-журналы «Перемены», «Точка зрения» и «Топос». 
«Перемены» – главный редактор Глеб Давыдов – веб-журнал гуманитарной, культурологической направленности с широким охватом тем: от моды и современного искусства до литературы, путешествий и религии. Основан журнал в марте 2005 года. Позиционирует себя как «Толстый веб-журнал 21 века». По словам редакторов издания, «большинство его обновлений не привязаны к конкретному времени и с интересом будут читаться, как сегодня, так и через сто лет». В журнале публикуется эссеистика, интервью, художественная литература (рассказы, романы, повести), поэзия, популярные статьи об исторических личностях, которых авторы считают «Людьми Перемен», большие рассказы о путешествиях и авторские фотографии соответствующих мест.
Публикации «Перемен» часто имеют выраженный эзотерический, философский и психоаналитический контекст. Для многих публикаций характерен уклон в гонзо-журналистику. Как сказано на сайте издания, «основной интерес создателей и авторов журнала «Перемены» – это способы энергетических взаимодействий». Причем интерес этот проявляется у авторов «Перемен» в самых разных областях познания этих способов – от интеллектуального и научного, до интуитивного и мистического.
Журнал так же включает в себя несколько авторских и коллективных блогов, которые создатели называют блог-книгами. Это отличительная особенность «Перемен» от похожих изданий. На страницах «Перемен» можно познакомиться с великолепно оформленными литературными новинками. Создателям сайта не откажешь в литературном вкусе. Наиболее интересные материалы сопровождаются вступительной статьей, в которой проводится подробный критический анализ произведения. Журнал оформлен красочно и интересно и удобен для пользователя.
История литературно-публицистического Интернет-журнала «Точка. Зрения: современная литература в Интернете», – главный редактор Елена Мокрушина – со слов создателей журнала, восходит к середине 90-х – времени расцвета московского андеграунда, и начиналась с создания литературного объединения «Точка. Зрения». Основной целью нового сообщества стали поиск молодых талантов и создание креативной среды, позволяющей творческое общение и профессиональный рост молодых авторов. В сентябре 2001 года «Точка Зрения» стала выходить в форме Интернет-журнала. А в 2003 году проект приобрел новую концепцию и редакторский состав.
Каждой публикации в «Точке Зрения» сопутствует редакторский комментарий, подробно рассматривающий достоинства и недостатки произведения. Кроме того, с 2005 года в проекте «Русский Эпиграф» публикуются статьи по литературоведению, литературному переводу, критике, истории Интернета, истории литературы, основам книгоиздания, модным книгам, правилам стихосложения и др.
Чтобы сделать сайт интересным для рядовых пользователей, у которых литература не является основным интересом, руководители сайта разработали множество развлекательных игр он-лайн, проводят программу еженедельных литературных чтений, организуют творческие объединения в разных городах России. «ТЗ» является информационным партнером многих литературных конкурсов.
Несомненными достоинствами журнала является обратная связь с читателями и авторами – зарегистрированные пользователи журнала участвуют в форуме, обмениваются мнениями в блогах, все произведения авторов, даже не прошедшие редакторский отбор, рецензируются. Еще одно достоинство издания – его демократичность: точка зрения на проблему, заявленную автором в работе, не всегда совпадает с точкой зрения редколлегии, но это не препятствует публикации текста, если текст написан профессионально и соответствует критериям жанра.
Журнал «Топос» – главный редактор Шишкина Валерия Юрьевна – еще одно из наиболее интересных ежедневных сетевых литературно-художественных и философско-культурных изданий. Задачу журнала, его создатели видят в том, чтобы отслеживать «таинственные процессы образования новой русской культуры». Многие начинающие авторы, со слов создателей журнала, получили признание читательской аудитории, пройдя через испытательные площадки «Топоса», в соседстве с публикациями литераторов, культурологов и деятелей русской культуры мировой известности. «Топос» – журнал, в котором «на глазах читателей формируется современная русская словесность постсоветской эпохи».
Постоянные разделы журнала: поэзия, проза, литературная критика, библиотечка «Эгоиста», онтологические прогулки, искусство, жизнь как есть, лаборатория слова, и другое.
Обновления на главной странице «Топоса» появляются в рамках «Сегодня», есть разделы с навигацией, анонсами опубликованного, а так же ссылки на архивы. Возможен поиск по фамилиям автора, а так же расширенный поиск.
«Топос», как и названные выше интернет-издания, не публикует материалы, ранее предоставленные в редактируемых сетевых изданиях. В журнале ведется учет прочтения авторских работ. На его страницах зарегистрированные пользователи могут оставлять свои комментарии на прочитанные произведения. 
На медиа пространстве существуют другие литературно-художественные веб-издания, помимо, упомянутых выше: «Альтернация», «Другие берега», Русский переплет», «Свисток», «Пролог» и т. п. Но принцип организации подобных сайтов схож, и базируется на активном внедрении интернет технологий, неограниченных ресурсах размещения текстов в интернете, доступности веб-журналов для всех пользователей сети, на оперативном контакте журналов со своими читателями.
Веб-журналы, в отличие от своих «самиздатовских» собратьев и «бумажных толстяков», которые, как умеют, зарабатывают деньги литературной деятельностью, существуют на энтузиазме своих создателей и авторов, готовых бескорыстно публиковать свои произведения. Составят ли конкуренцию веб-журналы «бумажным толстякам» качеством текстов, покажет время. Но, то, что читатели все больше предпочитают «бумажным толстякам» страницы всевозможных литературных интернет порталов – несомненно.   

Валерий Осинский