Сказки ночного костра

Александр Васильевич Стародубцев
      Ночь открыла глаза,
              в глазах - ночь...         

           1
 Закат над рощею погас.
 В тумане ручеёк журчит.
 Благословляя этот час,
 Я разведу костёр в ночи.
 И обрету интимный круг
 Из полусвета и теней.
 Мой огонёк ещё не крут,
 Как эта грусть в душе моей.
 Попросит света и тепла
 Моя усталая душа.
 Мои неспешные дела
 Мне эту вольность разрешат.
 Я буду караулить ночь,
 И буду говорить с огнём.
 Звезда судьбы- заката дочь,
 Пусть нам напомнит о былом.
 Горит костёр. Его огонь
 Уже светлее. Шире круг.
 Уже храпит, как дикий конь,
 Стараясь вырваться из рук.
 – Тебе бы вновь леса палить,
 Яриться огненной рекой.
 Но, я смогу тебя пленить
 И быть тебе моим слугой. –

                2
 Притих огонь. Шипит ужом.
 Сипит, как рысь под куражом.
 А в рыжих, огненных глазах
 Таится ненависть и страх.
 –Ага, притих? А как горел!
 Летел бедой на пиках стрел.
 Твердыни жёг и города... –
 –Когда-когда? Когда?.  Когда – ?!
 В ответ стреляют угольки,
 Полен скругляя уголки.
 И округлялась головня
 Под жарким натиском огня.
 – Послушай, сполох, до сих пор
 Ты, словно тать, ползёшь во двор.
 Таишся, словно фитилёк.. –
 – Мне так ловчей. А ты бы смог ? –
 – Я не бенгальская свеча . –
 Твержу злодею сгоряча.
 И закипает новый спор:
 Кто - тать, кто - вор. Не спор – позор.               
 – Темнишь про тёмные дела.
 Моя стезя всегда светла, –
 Ярится искрами огонь:
 – Моё - сгорит. Моё - не тронь!
 Не уберечь. Не упасти.
 Не спрятать, Господи прости.
 Где я пройду, там жар и свет.
 И ничего светлее нет! –
 – Постой, а люди?  Ты же их
 Сжигаешь мёртвых и живых.
 Разбору нет: где - князь, где - чернь.
 Такая злость тебе зачем ? –
 – Живые – плоть, а в ней – скелет.
 Кому – гореть, кому – дотлеть. –
И двинул огненным плечом.
 – Такая суть. А я при чём ? –
 – Живое – братья на земле.
 А ты, цветы дарил змее?
 Ну? Что молчишь, дарил цветы?
 Так чем же благородней ты ? –
 Я ошалел: " Каков нахал ?!."
 А он и это услыхал.
 Язвит : "А, скажем, серый волк...
 Какой, скажи, от зверя толк? "
 – В природе хищник – санитар.
 Больной отстал, а волк – достал.
 И эпидемии микроб,
 Не ступит за чужой порог. –
 В ответ злорадствует огонь
 – А вонь ? Ты забываешь вонь!
 Она округу обнесёт,
 Достигнет впадин и высот.
 Кого накроет – всюду мор.
 И опустеет каждый двор.
 А я пройду – багров, лучист,
 Мой жаркий след до стона чист,
 Живому – путь, живым – простор!
 Ты проиграл и этот спор. –

                3
 Оковы ночи и теней
 Нависли за спиной моей.
 А я сижу лицом к огню
 И думу думаю мою.
 Сдувает ветер жар углей
 Играет перекал огней
 Цветёт любая головня
 Багровым сполохом огня.
 И он горит. Горит костёр.
 Ладони яркие простёр.
 И жарко дышит в тишину:
 – Смотри – живу! Живу. Живу... –
 Но притаился тихий дождь.
 – Поля мочи. Меня не трожь! –
 На углях капли, словно всхлип.
 И мой огонь слегка поник.
 Но, жив костёр. Горит в ночи.
 В болоте иволга кричит.
 В овраге прячется ручей
 И повторяет: "Чей я – чей?"
 Открылся в небе Млечный Путь.
 – Огонь, туда слабо махнуть ? –
 В его глазах тоска и злость:
 – Я там живу...  А здесь я – гость. –
 И в подтвержденье этих слов
 В полнеба зарево зажглось.
 Стрелой идёт. Огнём горит
 Посланец звёзд-метеорит.
 Его бесстрастные лучи
 Теряют отблески в ночи.
 И смотрит ночь – теней сестра
 На пламя позднего костра.

                4
 – Порою древней, дикари
 Лицом и телом – в цвет земли,
 Соединяя племя в сход,
 Вгоняли мамонта в подкоп.
 Камнями били на размах
 И хором выли: "Ух..!" и "Ах..!"
 И мамонт трудно умирал.
 А вождь ораву усмирял
 И разрешал палить костёр.
 И нож его, как луч-остёр,
 Кромсал грудину на пласты,
 Срезая главные куски.
 Все горлопанили: " Ур-р-р-а "!
 Тащили хворост и дрова,
 Галдели дико у костров:
 "Готов? Готов! Уже  го-то-в-в-в..."
 И жутко лязгали клыки.
 И в такт плясали кадыки.
 И люто мазались в крови,
 Вгрызаясь в мясо – дикари.
 А ты – огонь. Ты им светил.
 И никого не совестил.
 И умирал. Забыт. Негож.
 В сопеньи неумытых рож. –

                5
 – Полезных дел моих не счесть.
 В них мой задор, душа и честь.
 Во всех делах, куда ни кинь.
 А без меня – повсюду клин.
 Ещё прообразы твои
 Меня в пещёрах берегли.
 Я их хранил. Ласкал и грел.
 К победам вёл. А как горел!
 Основой был в любом труде.
 Секреты знал в любой руде.
 Манил  расплавить медь и сталь.
 И  научил добыть хрусталь.
 Любил калить оковы лат,
 Умел крепить любой булат.
 И в сечах, искрами огня   
 Крестились люди за меня.
 Я свет принёс под своды крыш.
 Войдут. Зажгут. И ты – горишь.
 На бездну праведных бесед
 Я подарил тепло и свет...
 Но, вот сородичи твои,
 Мой мирный нрав не берегли.
 Затеяв новый передел,
 Меня влекли для подлых дел.
 Палили избы и дворцы.
 В бессилии гневались творцы.
 Но, вёл людей зловещий рок
 И я противиться не мог.
 Я, сын неволи – жёг друзей
 По воле ханов и князей.
 Ты слышал, Папа - Иоанн,
 Отец католиков всех стран,
 Двух тысяч лет служил поклон –
 За каждый неповинный стон.
 А над Россией – русский крест.
 За что, скажи, такая месть  –
 На сотню бравых молодцов
 У вас – две сотни мертвецов?
 Уже ли мог лукавый крот
 В погибель выманить народ,
 Угробить цель, дела и быт,
 Кто трижды гол, кто трижды сыт?
 Скажи мне, истину ценя,
 Кто вам явил того царя? –
 – В людских делах, ты  – не судья.
 Весь этот мир  – одна семья,
 Биологический посев.
 А ты, Сворог, откуда здесь? –

                6
 На миг задумался огонь.
 Легла на пламя тень и боль.
 – Потомок Зевса – Прометей,
 Беспечен был к судьбе моей,
 Когда подобием змеи
 Скатился в логово Земли.
 И утащил меня с небес.
 Его карал за это Зевс.
  Он бился в муках много лет.
 А я отправился в Тибет.
 Провидец Рерих примечал,
 Тибет  – начало всех начал.
 С Тибета двинулся народ,
 Какой сейчас в Руси живёт. –
 – Свежо преданье. Но, поверь,
 Народ – не конь. И даже зверь
 Такие долгие пути
 Едва сумеет ли пройти... –
 Костёр вскипел. Взвился столбом,
 Дивясь моим простым умом:
 – Каков глупец! А ледники?
 Они подобие реки,
 Заледенели, а текут–
 За год по несколько минут!
 Так и народ. Пучину лет–
 Перемещался Солнцу вслед.
 Покинув древний Индостан
 Вселился в нынешний Иран.
 И одолев Кавказ седой,
 Народы встали на постой.
 Легли пред ними три пути
 И три судьбы...  Куда пойти?
 Одни, смутясь холодных стран,
 Ступили в сторону Балкан.
 Другие  – в сторону Карпат.
 А ты пришёл по Волге, брат.

                7
 Я с вами шёл. Светил и грел.
 Летел грозой на пиках стрел.
 Твердыни жёг и города.
 Тогда я богом был. Тогда
 Мне в пояс кланялся народ.
 А воспитал меня Сворог.
 Его родитель был  – Перун.
 И, говорят, не малый лгун.
 Но, встало племя Христиан,
 Тогда и выдался обман.
 А я скитался и плутал.
 И умирал на гребнях скал.
 Чему гореть? Чего палить?
 Перерывалась жизни нить.
 Но. Чрево неба и земли
 Рождало новые огни.
 И озаряло небеса,
 Стреляя молнией в леса.
 Я восставал из забытья
 Как одичавшее дитя
 И разжигал в лесах пожар
 И с ним резвился и бежал
 На самый дальний край земли,
 Вздувая новые огни.

                8
 Не ровен был мой жаркий век.
 Там, где беспечный человек
 Не охранял своих трудов,
 Я тут как тут. И я  – готов.
 Влезал в амбары. Жёг овин.
 Всегда таясь. Всегда один.
 Подмоги нет. Какой союз?
 Союз с огнём  – опасный груз.
 Но, вслед за мною шла беда.
 Беда и смерть моя  – вода.
 Она всегда над головой.
 И между нами всюду бой.
 Так бьются вечно тьма и свет,
 Не торопясь считать побед.
 Вода всегда секла дождём.
 А я ревел: " Сожжём! Сожжём!!"
 И наступал победы час.
 Но, я слабел. Слабел и гас . –
 В народе я не гостем был.
 Иных  – карал, иных  – щадил.
 Мне было любо наблюдать
 Людей особенную стать.
 Любил в вечерний час зари,
 Когда томятся соловьи,
 И тень падёт на тихий бор,
 Над речкой развести костёр.
 И встанут девы в этот круг,
 Где есть стройнее ножки – лгут!
 А хороводы поведут –
 По лугу лебеди плывут.
 Одна желанней. Та – милей.
 Что делалось в душе моей?!
 Но, я бесплотен . Я – скопец.
 И мой удел – палить овец...
 И я опять по миру шёл.
 Не в меру крут, не в меру зол.
 Любил пугать. Любил жалеть.
 Любил на диво поглядеть.
 В альковах сладостных утех
 Любил глазеть на голых дев.
 Скажи, в огне откуда стыд?
 Да и кому в тот миг остыть?
 Но это всё не тот фавор,
 А вот когда к царям на двор...
 Ой! Что я... Что я, говорю?!
 Я догораю, не горю... –
 Зашёлся в ужасе костёр,
 И наш прервался разговор.

                9
 Подкинул я ещё дровец.
 – Что ж, расскажи и про дворец –
 Костёр молчит. Добавил дров.
 И он разговорился вновь:
 – Что рассказать про царский двор?
 Они цари. Им я – не вор.
 Я приходил в любой дворец,
 Огонь в ночи – всему венец.
 Мне открывали Царский вход,
 Куда не сунется народ,
 Где в шею гнали впопыхах –
 Меня вносили на руках.
 Несли достойно. Но в камин,
 Как будь-то жечь чужой овин,
 Совали книзу головой
 И я коптился головнёй.
 Но, разгорался. Не спеша
 Сочилась пламенем душа.
 И наступал желанный час:
 "Сейчас войдут. Сейчас. Сейчас..."

 В степенном шелесте парчи
 Шаги заслышались в ночи.
 И пара милых голубков
 Вступала в царство царских снов.
 Я зарывался вглубь углей.
 Себя терзал:" Не смей! Тускней!"
 Но любознательность огней
 Не гасла в горнице царей.
 И что я видел?! Боже мой!
 Он к ней клонился сам не свой.
 И ласков был его охват.
 И нежен был ответный взгляд.
 Она томилась. Он затих.
 А страсть уже сжигает их.
 Она уже в его руках.
 Одежды... что? Одежды  – прах.
 И расцветал любви венец...
 Прости, творец…
 Потом сочился тихий стон.
 Как явь…  Как сон…

 За ним вломилась тишина,
 От дел земных отрешена
 И самых  горьких неудач
 И лишь за нею тихий плачь –
 Рыданья девы молодой,
 Объятой властною рукой.
 « – Послушай Дива – сотни лет
 Князьям отказа в ласках нет.
 И дарят их без суеты.
 А ты претишь. Да, дева ль ты?.. – »
 Суровым был и хмурым князь.
 Струился гнев из мудрых глаз.
 А рядом билась, не дыша,
 Её смятенная душа.
 Как стон раздался из груди:
 «– О, повелитель, не губи…
 Вели пытать. Вели казнить…
 Вели меня огнём палить…
 Но, ни огонь, ни тучи стрел
 Сменить не в силах мой удел.
 Я заколдована  Кагой
 Её безжалостной рукой
 Был взварен зель из мёртвых трав
 В глуши дубрав.
 За то, что много лет назад
 Мой дядя – Летняя гроза,
 Её потерянный покой,
 Делил с Зарёй.
 А поздней осенью, в Покров,
 Увёл Зарю под отчий кров.

 Кага – досаду, месть и боль
 Упрятала в свою юдоль
 И поклялась на весь наш двор
 Накликать мор.
 Не мало ведьме удалось:
 Рождались дети без волос,
 Беднели нивы и луга,
 Ломали буйволы рога,
 ………………. и всё – Кага.

 Меня её тяжёлый глаз
 Ловил в глухих лесах не раз.
 Плутала я среди зверей
 По много дней.
 Но, прилетал мой верный дрозд.
 Его полёт был прям и прост.
 И находила птица путь
 В родной приют.
 Но, и Кага была Кагой…
 Её убогий непокой,
 Рождал немыслимую месть.
 И вот я здесь…
 Твой воевода – Грозный мечь,
 Меня из дебрей смог извлечь,
 Где я – ждала последний день.
 Как тень.
 Кага в меня вливала зель:
 « Теперь ты дева и газель.
 Стройна, ретива и красна
 Да только каждая весна
 В тебе волной погонит кровь
 Но на любовь –
 Ты не сумеешь отвечать.
 Ты будешь плакать и кричать,
 Молить пощады у меня.
 Да только, зря. – »
 Колдунья в полночь уползла
 Её безумные глаза
 Горели дьявольским огнём
 На всём живом… – »

                10
 Угрюмо слушал Диву князь.
 Лучился гнев из мудрых глаз.
 И тронул бережной рукой:
 « Ступай в покой.
 Умерю старую каргу.
 На дальний двор сведут Кагу
 Велю палить такой костёр --
 Померкнет взор.
 А как, она не снимет чар –
 Пущу в угар. »
 « О повелитель мой – Кага,
 Сильнее всякого врага.
 Её колдующий исток
 Уймёт цветок.
 В разгаре лета, средь ночи,
 Когда погаснут звёзд лучи,
 И на глухие небеса
 Взойдёт гроза –
 В дубравы тайном уголке
 Найду цветок на бугорке.
 Волшебный папоротник-цвет
 Уймёт навет.
 Кто овладеет тем цветком –
 Тому все беды нипочём.
 И я, покорная судьбе –
 Вернусь к тебе… »
   
                11
 Огонь почувствовал беду.
 " Ой! Что я? Где я? Пропаду..! "
 Холодный дождь в углях шипел
 Огонь метался и сопел.
 А я под натиском души
 Просился: "Сполох, доскажи..."

 « Что досказать – угрюм финал..
 Такого, князь не ожидал. –
 Ушла девица в мир ветвей
 Пропала. Ждали  много дней.
 И войско деву не нашло.
 А время шло.
 Но тут лифляндская броня,
 Всё православное браня,
 Восстала грозною волной
 Звала на бой.
 На земли Западных Славян.
 Катился конниц караван.
 И князь, с дружиною своей,
 Седлал коней…
 Сбиралась рать среди озёр.
 И доставал до коле взор,
 Сливались новые полки –
 Полней реки.
 И зазвучало пенье труб.
 И князь помчался в страшный сруб.
 Запели первые клинки.
 И голубые огоньки
 Порхали лезвием скользя –
 Бедой грозя.
 Три дня тянулся тяжкий бой.
 Одни легли, а кто живой,
 Рубились ненависть храня,   
 Сгубив коня,
 Гуртом вставали в пеший строй
 И шли горой.

 Но, изменил бореям Зевс –
 Лифляндцу отдал перевес.
 И тот пробил в рядах славян
 Большой проран.
 Запал сраженья не остыл,
 А враг зашёл в разъятый тыл.
 И эакрепляя перелом -
 Чинил разгром.

 Широким, пурпурным крылом
 Заря вставала над холмом.
 И золотил, осенний лес,
 Огонь небес.
 На поле воины лежат.
 Над полем вороны кружат.
 Притих проворный ветерок
 В пыли дорог…

                12
 За теснотой угрюмых лип
 Мелькнул виденьем светлый лик
 Тугая на плече коса,
 Тоска в глазах.
 Она стремилась словно тень.
 Она в пути, который день.
 Нашла в лесу вещун-цветок,
 Сняла оброк…
 Но, сердце, в девичьей груди.
 Томило. –  « Горе впереди.
 Твой милый в траурной тиши.
 Спеши. »
 Храня магический цветок,
 Она ломилась без дорог.
 И выручал в плену берёз
 Спаситель-дрозд.
 Сыскали витязя в яру,
 По золочёному перу.
 Изрублен был жестоко князь.
 В крови не видно дивных глаз.
 И перебит тяжелый меч
 В запале сечь.
 Она упала рядом ниц.
 « О дивный цвет - дитя зарниц,
 Верни меня обратно в тень,
 Ему яви погожий день.
 Я пустоцветом отцвету.
 Ему верни его мечту.
 И жизнь верни. Верни коня – 
 Пусть за  меня... »
 Листы расправил чудо-цвет.
 Разлился несказанный свет
 И донеслось из пустоты:
  « О, Дива… Ты…? »
 Как голубые образа,
 Открылись ясные глаза.
 Потом раздался тихий стон,
 Как явь… как сон…
 И князь могучею рукой,
 Как водят деву на покой,
 Не возмущая тишину
 Привлёк жену…

 Сгорел, погас огонь в ночи
 В болоте иволга молчит.
 И смотрит ночь – теней сестра,
 На угли мёртвого костра.

             Эпилог

 Закат над рощей догорал.
 Журчал в овраге ручеёк
 Ночной прохладой мой привал
 Ласкал прохожий ветерок.
 Костёр чертил интимный круг
 Из полусвета и теней.
 Огонь костра едва ли крут,
 Как эта грусть в душе моей.
 Просила света и тепла
 Моя ранимая душа.
 Мои беспечные слова
 Меня пытались утешать.
 Я долго караулил ночь.
 Нелепо говорил с огнём.
 Звезда судьбы – заката дочь
 Нам рассказала о былом…
 А в небе звёздный хоровод
 В чертогах вечности плывёт.
 И лишь Полярная звезда
 Вершит незыблемость Креста
 На Вечном Храме.  Бездну лет
 Её стоянью края нет.
 Велик зазвездия простор.
 И где-то там горит костёр,
 И кто-то ищет наугад
 Мой устремлённый в бездну взгляд.
 Чудная ночь. Чудной простор.
 Чудной  Сворога разговор.
 Светлеет даль. Грядёт рассвет,
В его разливах края нет.
 Незримо тает Млечный Путь.
 – Сворог, пора куда-нибудь. –
 В его глазах остыла злость:
 – Я здесь живу.
                А там – я гость... –    
        2000г.