Дембельский альбом

Тимьян
           Армия- этим словом у нас до сих пор пугают нерадивых учеников, а что мы знаем об армии? Да вроде все и  ничего. Когда парни возвращаются на гражданку, почти все уходят на месяц в запой, а потом у них как будто память стирают, толком никто ничего рассказать не может или не хочет. На вопрос «Ну как там?» получаешь размазанное –«нормально, жить можно», задумчивое «Я же вернулся» -  и на этом все.
           Мой отец служил на северном флоте аж три года. Повезло необычайно. Но нет худа без добра: он был коком и воспоминания у него все про то, как он масло делил да на продуктах спал, как качку переносил и на лампочку с тумбочки лаял. Воспоминания смутные, путанные, никакой конкретики, но добрые и светлые.               
           Брат же мой Кирилл был отправлен в учебный центр в Краснодаре. Вспоминает, что ему первое время  очень хотелось есть, и на тебе, пожалуйста  - их отправили всем взводом на сбор урожая арбузов, так от после этих сборов до сих пор арбузы видеть не может, не то чтобы есть, а прошло уже лет двадцать, как он служить закончил.  Говорит, они их в первые дни с голодухи с удовольствием ели, потом день на пятый стали привередничать, выбирать какой послаще, а потом на десятый, после хорошего дристоза и проблем с желудком ,играли в футбол, кидались ими, делали освежающие ванны для ног и тела. Одним словом, нашли массу применения этой вкусной ягоде.
А после принятия присяги из солнечного Краснодара их отправили в Уссурийск снег чистить. Их часть была в ста километрах от небольшого населенного пункта, изоляция полная, вокруг непроходимые леса, климат не курортный, холодно и голодно. Кирюха служил в смутное для страны время, время перестройки. Перестраивалась страна и все в ней, а в богом забытой части изменений не было. В шесть утра подъем, пробежка в минус двадцать, завтрак, занятия и потом опять на мороз снег убирать. Брат говорит, что столько снега никогда не видел, сугробы высотой с двухэтажный дом, и все сыпет и сыпет, а они его все убирают и убирают. Так и проходили месяцы его службы. Мне сказали, что брат служит далеко, и ему очень нужна наша поддержка, и я писала, поддерживала как могла. Письма были короткие и очень несодержательные, об оценках, полученных в школе, о планах перестановки и так далее, но где-то в глубине души я знала, что он ждет этой весточки из дома, и мне было хорошо.
Однажды их взвод вывезли в дом культуры на представление и дискотеку. Это было так неожиданно, за полтора года службы никто из них не покидал часть, а тут дискотека.
О событии года они узнали  за три дня и все это время ребята находились в волнении, обсуждали, прикалывались, мечтая и придумывая всякие разные смешные ситуации, где главными комичными персонажами были их друзья и сослуживцы, они хохотали до слез и настроение у всех было праздничное, как в канун Нового года. Долгожданный день настал, и на стареньком автобусе они ехали около двух часов на встречу с девчонками. Концерт сюрпризов не принес: для них выступали коллективы народного творчества и кружков самодеятельности, женщины пели русские народные песни, детский ансамбль танцевал. Взвод ждал, автоматически аплодировал актерам, старающимся для российской армии, ждал, когда начнется дискотека. Звуки музыки, раздававшиеся в фойе Дома культуры, заставили всех солдат со скоростью света снять бушлаты и сдать одежду в гардероб. Открылись двери, и наши вояки вошли в желанный мир музыки и танца. Я уже говорила, что Кирилл служил во время перестройки и очень больших изменений в стране, мир менялся на глазах, из-за границы к нам потоком хлынули заграничные товары. Помню взрыв вкуса, когда я попробовала Баунти, киви и всякие шипучие напитки. С вещами произошло тоже самое. Раньше мы носили однотипную одежду, мечтая о джинсах, варенках и кроссовках, редко кто носил модные тряпки, все были  равны и поэтому бедны. Но буквально в один год хлынул поток шмотья, открылись рынки, где в палатках продавался рай для бывшего советского человека. Вещи пестрили буйством красок, нам было непривычно носить такую яркую одежду,  но к хорошему привыкаешь очень быстро, и буквально вся страна переоделась за год. Женщины стали начесывать волосы, ярко одеваться и краситься, глядя на иностранных певцов и певиц, которые своим творчеством моментально вытеснили нашу российскую эстраду. Все стали смотреть Санту Барбару, слушать АВВУ и Эйсовбейс с Доктором Албаном – It”s My Life -  и это не только жизнь доктора Албана, но и наша. Но в далеком городе Уссурийске в военной части 156 понятия не имели об этих изменениях, и представьте, что стало с солдатами, когда они оказались на дискотеке.
Увидели учениц местного ПТУ № 12 по подготовке швей мотористок в полной боевой готовности с челками карлсон, раскрашенными лицами и ярко вызывающих лосинах и цветных мини юбках. Кирилл вспоминал-«Мы все были в шоке, такое впечатление, что над нами пошутили, а девчонки  - это клоуны из местного цирка, незнакомая музыка  била мощным звуком, как пыльным мешком по голове. Женщины в разноцветных трико хаотично дергались в разрез музыке, нам казалось, что мы попали в какой-то адский театр». Весь взвод стоял вдоль стенки и некто не шелохнулся, будто всех в один миг разбил полный паралич. Капитан взвода тоже был ошарашен происходящим, и у него дико разболелась голова, он решил что на первый раз дискотеки хватит. Солдаты быстро оделись и загрузились в автобус.
 От прежней веселости не осталось и следа, все молчали и напряженно смотрели в окна. Ребята не обсуждали увиденное, не прикалывались и не шутили. Каждый в душе ощутил утрату и боль потери того, что было раньше, безнадежность возврата к прежнему, и страх перед будущем. Осознавая что пропустили что-то важное, что мир изменился, а они нет, им было страшно.

          Стук в дверь прервал мое чтение –«Света, к телефону!»  крикнула соседка. Я подошла к телефонному аппарату, стоящему на тумбочке в коридоре большой коммуналки, и сказала –«Алё».
-«Привет, ты меня не знаешь и даже не видела, не бросай трубку, пожалуйста, я хочу просто поговорить».
          Из трубки звучал приятный мужской голос, куча вопросов вертелась в моей голове, и я от любопытства не положила трубку. –«Меня зовут Леша, я тебя увидел на улице и ты мне очень приглянулась, я просто хочу с тобой поговорить, поболтать, ничего больше». –«А как ты узнал мой номер?» -«В моем дворе живет парень, он твой одноклассник, я у него и взял твой номер, но сказать, как его зовут, не могу, я ему обещал». Так и начался мой телефонный роман, Леша звонил всегда в одно и тоже время, говорил медленно, имел хорошее чувство юмора и был веселым. Вечерами я часами просиживала в темном коридоре у аппарата, слушая его бархатный, низкий голос. После двух месяцев каждодневных телефонных свиданий и болтовни обо всем на свете, я вдруг поймала себя на мысли, что начинаю пытаться представить его. Мне была тогда шестнадцать, я симпатичная, стройная, общительная, имею кучу друзей и поклонников, учусь в десятом классе, не пятёрочница, а просто хорошистка, любой парень за счастье считал встречаться со мной, но я видно искала свой идеал.
Каждый вечер я с нетерпение ждала звонка Леши и должна сказать, что он был пунктуальным. За три месяца  я знала о нем все, или мне хотелось так думать. Он жил с мамой и старшей сестрой, а еще одна сестра была замужем, учился в техникуме на четвертом курсе, у него было много друзей, самого близкого из которых звали Александром, у него была собака по клички Грей, и мне очень нравился его голос. В воображении я рисовала портрет Алексея, конечно, мое женское любопытство выпытало некоторые отличительные особенности,  такие как рост, цвет волос, глаз, знак зодиака и т.д. В моем воображении это был высокий парень крепкого телосложения, с вьющимися темно-русыми волосами, голубыми глазами и запоминающимся баритоном. С каждым новым вечером я все больше увлекалась нашими разговорами, мы уже делились впечатлениями дня, чувствами пережитого, рассказывали все хорошее и плохое, были друг для друга поддержкой, отдушиной. Это редко, когда ты можешь говорить с человеком про то, что у тебя в голове, не подвергая цензуре свои мысли, не боясь осуждения, когда тебя по настоящему пытаются понять, а не просто выслушивают, входят в твое положение, не советуют, не говорят, как надо, а просто слушают и слышат. Он стал для меня как личный психолог, как телефонный дух, с которым можно всегда поговорить, который всегда ждет твоего звонка, всегда рад, который любит. Любит где-то далеко, увидев один раз и набравшись смелости позвонить в надежде не быть отвергнутым, любит тихо, ничего не прося взамен, только слышать, только быть нужным. Я чувствовала все это, хотя он мне в открытую никогда не признавался в своих чувствах, по голосу и интонации все было понятно. Шло время и мне очень хотелось увидеть вживую своего Лешу, он же как-то оттягивал нашу встречу, чем сильнее разжигал мое любопытство. И вот мы все же назначили время для нашей встречи, готовилась я к этому свиданию всерьез, начесывала челку карлсон, целый час выводила стрелки на глазах, иголочкой разъединяла реснички за ресничкой и мечтала, мечтала. Наряжаться особо было не во что, но помню, одела самые, на мой взгляд ,красивые вещи и пошла. Конечно, я хотела применить старый приемчик со свиданием вслепую, прийти пораньше и посмотреть на кавалера,  и если не понравится, тихонько уйти. Но в этот раз я так делать не стала, как-то неудобно было перед Лешей, и еще нюанс, это я  с ним встречаюсь первый раз,  а он меня уже видел.
Иду, вся дрожу от волнения, и вижу: на нашем месте встречи стоит высокий парень с собакой, переживать еще больше стала, а вдруг я Грею не понравлюсь и он на меня набросится. Подойдя к молодому человеку, у меня перехватило дыхание и я, задыхаясь, спросила –«А где Леша?»
Сама испугалась своих слов, о чем это я, это наверно и есть Алексей. В голове все путалось, сердце сжалось от испуга и не состыковки желаемого с действительностью. Передо мной стоял парень лет восемнадцати, очень худой, с редкими светлыми волосами, узким лицом, покрытым сверху веснушками, а снизу прыщиками, кривыми зубами, выступающими вперед, и голубыми глазами. Глаза - это и вправду зеркало души, в них я увидела все переживания, которые Леша сейчас чувствовал, да и в моих тоже было мало спокойствия. Не чувствуя ног мы двинулись гулять, никак не могла понять, что происходит, мои мечты разбились в мелкие дребезги, голова пыталась сопоставить увиденное с услышанным. Вы не подумайте, что я испугалась некрасивого парня,  внешность немаловажна, но все же это не главное. Страшно было то, что я себе нафантазировала бог знает что, и когда мои представления не вписались в то, что я увидела, программа дала сбой. Мне очень хотелось поскорей попасть домой, чтобы все это обдумать и сопоставить, привести мысли в порядок.
          Леша после нашей встречи звонил все реже, он видел мою реакцию и был смущен не меньше меня, парень был он умный и склонность к анализу имел. Прошло еще месяца два наших вялых разговоров, и однажды он меня ошарашил новостью, что уходит в армию. –«Писать-то будешь?» смеясь, поинтересовался он. Я ответила, что может и напишу, если время будет. Через две недели я получила письмо из Москвы от Леши. Он писал про сослуживцев, распорядок, что скучает по дому и нашим телефонным разговорам. Я не смогла не ответить ему, сейчас понимаю, что совершила ошибку, захотелось быть хорошей, культурной, нет бы сразу парня отшить, так я еще продолжала с ним по телефону болтать, а потом еще и письма писать. Ну, что было то было.
           Однажды ко мне домой пришла его сестра и сказала –«Мы все едем к Алексею в армию на присягу, понимаю, что у тебя денег нет, все расходы берем на себя, билеты, проживание, питание.
Для Леши очень важно, чтобы его девушка в эти минуты была рядом с ним» и протягивает мне фото Леши. Я с минуту молчала и, набравшись силы, рассказала, что я для ее брата, что мы виделись лишь раз, и что мне мужества не хватило оборвать наше общение раз и навсегда. Она выслушала мой рассказ и ушла, больше писем от Алексея я не получала, но осадок на душе остался большой. Как-то мы встретились в продуктовом магазине, он меня узнал, но сделал вид, что не знает, демонстративно прошел мимо, по-моему это и к лучшему.
           Эта история для меня была хорошим уроком .«Нужно говорить правду даже если вам кажется, что она может сделать кому-то больно, в противном случае умолчав ее, вы сделаете больней в двойне, да и себя не пощадите, вспоминая о своей глупости и слабости».
           Говорят, что после армии начинаешь ценить свободу, ощущение, что ты сам себе не принадлежишь, первое время ломает человека, а потом впадаешь в анабиоз и начинаешь дни считать.
           Мой супруг служил в инженерных войсках в пригороде Санкт-Петербурга. Это была секретная элитная часть для блатничков, и как Дима туда попал, это целая история.
Было ему уже двадцать лет, позади оконченный колледж, и желания идти в армию у него не было. Но мама ему четко дала понять, что отмазывать его не собирается, да и денег таких у нее не было, а парень он был здоровый, так что делать нечего, нужно идти Родине служить. Прощался он с гражданкой долго и с размахом,  за неделю начал пить, безбожно просиживая в кафе да на дискотеках целые дни, хотел накайфоваться  свободной жизнью. В последний день был необычно грустен и напился так, что уснул у друга беспробудным сном. Утром взволнованная мама с сестрой побежала по друзьям искать горе-защитника нашего отечества. Нашли они его в бессознательном состоянии и стали приводить в чувства. На помощь подоспел папа и помог тащить тело Димки до военкомата,  пока то да се - опоздали, уехали новобранцы из районного военкомата в городской военкомат, а оттуда их быстро посадили на поезд у тю-тю на границу в пограничные войска.
У Димы было такое сильное похмелье, что он даже му сказать не мог и выглядел жутко в старом дедовом ватнике, истоптанных кедах и линялых штанах. Прикид добра мама подогнала –«Все равно все выкинут, что зря добро переводить».
Отец побежал узнавать что да как, пытаясь исправить сложившуюся ситуацию, нашел капитана и договорился за бутылку водки, чтобы тот помог им. Капитан не обманул, Диму отвезли в центр города и зачислили в войска связи. Мамочки и папочки платили большие деньги, чтобы их сыночки служили поблизости, они так еще и сидели прощаясь с детишками, и тут явление Димы, здоровый детина в прикиде аля деревня, с лицом опухшим от алкоголя в красное пятно и отпечатавшийся подушкой, трехдневной щетиной и жутким перегаром, который заранее предвещал появление духа.
Дмитрий произвел неизгладимое впечатление как на новобранцев, так и на их родителей. До сих пор друзья вспоминают  это эффектное появление. Служба была не особо тяжелой, после того как вошли в ритм и режим, дни полетели один за другим.
Диме не очень повезло в период адаптации, так как его корнем зла оказался его ночной храп. Ему он ничуть не мешал, зато всем остальным, его призыв ни слова бы не сказал, а вот ребята постарше обозлились на него. Выходили из положения так: каждый по очереди из Димкиных сослуживцев нес вне нарядную вахту по устранению храпа Димы, а это можно было сделать одним образом: не дать ему спать. Рядом с ним стоял сонный человек с подушкой, и как только раздавался посторонний звук ,должен был бить подушкой храпящего. Поначалу эта система действовала, правда через месяц ночных вахт ребята его призыва тоже стали недолюбливать шумного соседа, ведь им из-за него приходилось не спать.
Пацаны взбунтовались. -«Не будем больше дежурить возле Димки, он храпит, а мы мучайся».Было принято решение не давать  спать виновнику шума, после отбоя все укладывались по койкам, а Дима должен был стоять около дверей, охраняя врата входа в царство морфея. Продолжаться долго это не могло, Дима, измученный недосыпом, стал храпеть стоя, а высший пилотаж его мастерства - он мог это делать даже с открытыми глазами.
Представьте себе картину, стоит солдат около дверей с открытыми глазами и храпит что есть силы; приставили к нему подушечного выбивалу, но и это не помогло. Решили его на следующую ночь на тумбочку поставить. Дима возражать не мог, так был измотан просто до смерти. Есть хочется, кирзачи ноги натерли до кровавых мозолей, по телу прыщи пошли и нормального сна как уже месяц не было, удавалось вздремнуть какими-то урывками по полчасика или того меньше. Одним , наш солдатик до того был измотан, что ему хоть на тумбочку, хоть в терновый куст. Пришла ночь, все уснули, а наш имитатор стражника сна стоит на тумбочке около двери и не спит. Хоть какой-никакой уставший, а организм функцию самозащиты включил. Вроде бы все уснули; решил наш охранник с тумбы слезть, а тут назло дембель злой проснулся и обратно на пост поставил.
Проснулись взвод от несусветного шума, все же обессиленное тело Димки, не выдержав пытки сном, рухнуло, размесив под собой тумбочку и разбив себе голову в кровь. После спасательных операций, разборок с начальством и трехдневном пребывании в лазарете, отстали от Демона, позволив ему спать после отбоя, только при условии, что тот засыпает последний, в армии ко всему привыкаешь.
            Еще один случай у них интересный был, ребята, чтобы время убить, решили написать в газету СПИД инфо, раньше она очень популярна была, там пикантные истории из серии клубничка и целая страница знакомств.
           Парень, 20 лет, без вредных привычек, крепкого телосложения и красивой наружности, хочет познакомиться с девушкой для серьезных отношений и адрес переписки. После выпуска газетного тиража письма повалились как из рога изобилия, вся рота с наслаждением читала письмо за письмом, прикалываясь над девчонками, ищущими серьезных отношений.
Объявление они давали на Васильева Ивана, огромного детину двадцати лет, единственного сынка заботливых мамы и папы, окруженного теплой и заботой многочисленных родственников. Учился кое-как, серьезных отношений не имел, так, случайные знакомства с противоположным полом, был достаточно в хорошей форме, но это благодаря возрасту и физиологии, так как спортом ленился заниматься; была склонность к полноте, но в армии это ему не грозило.
Ваня был привязан своей старой собаке, деревне и бабулиным блинчикам с клубничным вареньем. Этот солдат был скуп на эмоции, мышцы его лица были атрофированы с детства, которое прошло в сытости и вседозволенности.
У этого мальчика было все, конечно он не рос в семье олигарха, таких в то время не было, он был сыном хорошего работяги.
Отец Ивана, Владимир Васильев, был рожден в послевоенные времена и успел хлебнуть и голода и холода, потеря матери в детстве оставила жуткий отпечаток на неокрепшем сознании парня, на его попечении был младший брат и сестра, выживали как могли, отец, вернувшийся с фронта победителем, оказался в конечном итоге контуженным и неспособным к работам, ушёл в запой тем самым ускорил и без того быструю скоропостижную  кончину матушки.
Владимир Васильев имел хорошее здоровье и крепкий дух, он закончил  ПТУ и работал на заводе мастером литейного цеха 12 часов в день, поднимая с каждым новым днем производительность, и верил в светлое будущее.
Своему младшему брату и сестре дал возможность получить высшее образование, и когда у него родился поздний ребенок, назвал его Иваном в честь деда и пообещал, что тот ни в чем нуждаться не будет и не узнает, что такое голод и холод.
Свое обещание Владимир Васильев сдержал, работал он на благо своего сынка денно и нощно, только не видел в нем сыновней благодарности, все чаще сын напоминал он ему персонаж Недоросль, ленивый, ничем не интересующийся, ко всему равнодушный, мнение своего не имел и напоминал откормленного порося. Отец видел пробелы в воспитании, но вокруг было так много куриц, защищающих своё яйцо, что крепкая мужская рука не могла приложиться к ленивому мальчишке. Рос пацанчик среди крепкой заботы мамок и теток, которые его откармливали, холили и лелеяли. Отучился в техникуме, куда его мама по блату пристроила, и каждую сессию учителям хорошие подарки дарила, но когда вдруг Ваня заявил что в армию не пойдет и его нужно отмазать, отец не выдержал, поднялся и прошипел – «Ты, лоботрясина, если в армию не пойдешь, не сын ты мне вовсе и дело с концом»,  вокруг все заохали, закудахтали –«куда ты сыночку единственного ты  отправляешь, деспот, одумайся», а Васильев стоит на своем, он мужик, должен в армии служить, хватит за юбками прятаться.
Против отца идти не стали, но матери побегать пришлось, чтобы пристроить дитятко поближе к дому, чтобы под присмотром был. Каждую субботу приезжала они к нему с провиантом, подкармливая и подбадривая.
           Полетели письма на имя Васильева Ивана Владимировича от претенденток на долгие серьезные отношения, эти письма весь взвод вслух читал и ответы писали дружно, сочиняя о Ване всякие небылицы, что он необычайно красив и безумно богат, подогревая желание на новые письма.
Прошёл месяц, другой, и писем стало мало, да и солдатики интерес потеряли, но одна девушка продолжала писать. Ивен стал прятать приходящие письма от сослуживцев, ведя тайную переписку, те, конечно, шутя интересовались, что там он ей пишет, но на диалог солдат не шел, и со временем оставили его в покое. Однажды в день посещения Ваня был сам не свой –«А ко мне девушка должна приехать, та, что письма писала» -  сказал он своим друзьям, и вид был у него испуганный. Когда сообщили, что пришёл посетитель к Ивану Васильеву, все побежали смотреть на девчонку, Ваня же остался сидеть на койке, боясь спуститься вниз для свидания.
Девушке было девятнадцать, низенькая, пухленькая, не красавица конечно, но ничего. Так вот эта девушка дождалась из армии Ваню, стала его женой и родила ему двойняшек. Пацанов назвали именами дедов Ваниных -  Петром и Василием. Вот такая история с перепиской. Никто не знает, что находится в запечатанном конверте, не бойся, открой, может это твоя история.
          Когда заканчивается служба и дембеля собираются домой, то непременно расшивают себе форму с лампасами и погонами, парадную, что бы шел он по улице, а все прохожие оборачивались, а погода непременно хорошая, и идет он такой гордый и свободный с чувством выполненного долга, и гордится собой и страной, которой отдал два года жизни.
          Непременно фото на память, со всеми, с кем провел эти годы, в столовой, в тренажёре, с капитаном и младшим капитаном. Куда же без куражных снимков верхом на духах с шпагой наголо.
Долго дюбеля фоткались: и пирамиду из солдат делали, и верхом скакали в шапке Наполеона из подушки на головах, фантазии не было предела. Кто-то позвал, и они дружно выбежали из комнаты, а вот фотоаппарат забыли. Раньше фотокамеры были простые пленочные, отщелкал  -  несешь в проявку и получаешь снимки, никакого тебе просмотра снимков заранее.
Постояли духи молча, посматривая на фотик, да и, не стерпев обиды, нащелкали в дембельский альбом своих голых жоп на долгую память об армейских годах.


«TimYan»