Господа офицеры - товарищи генералы

Игорь Семенников
                Вместо эпиграфа:
«…в РККА к 22 июня 41-го г. был единственный офицер царской армии, не подвергшийся репрессиям – маршал Б.М.Шапошников»   (Владимир Стрельников «Тайная статистика великой войны»  «Вечерняя Москва» 13 мая 1996г.)
    «В ходе репрессий конца 30-х годов…были истреблены и последние бывшие офицеры, занимавшие видные посты в армии, так что к началу войны в рядах армии осталось лишь несколько сот бывших офицеров (некоторые из них продолжали занимать важные посты вплоть до командующих фронтами)» (С.В.Волков «Трагедия русского офицерства»).

    Возможно, кому-то первое высказывание покажется бредом сумасшедшего, но на самом деле этот исторический вопрос актуален и в наше время.  Вторая же цитата из книги довольно известного историка интересна своей противоречивостью:  «были истреблены и ПОСЛЕДНИЕ  бывшие офицеры, занимавшие ВИДНЫЕ посты в армии», и в то же время  «к началу войны в рядах армии осталось…несколько сот бывших офицеров», да еще занимавшие «важные посты». Вероятно, это были «самые распоследние» офицеры.  Но меня заинтересовало другое – а сколько именно бывших офицеров служило в РККА к 1941 году?  В указанной книге Волкова, несмотря на богатый фактологический материал (книга буквально изобилует цифрами) этот вопрос обойден. Какой-либо обобщающей работы ни в литературе, ни в интернете найти не удалось, занялся поисками сам.   За точку отсчёта я взял статистический сборник «Красная Армия в июне 1941г.» 2003 года издания. Сейчас, спустя 10 лет, информации по такой статистике стало больше, в самом сборнике тоже есть ряд неточностей. Результат получился далековат от ожидаемого, но, как говорится, чем богаты. Поэтому приведенные ниже цифры  не полны и я буду благодарен за любую дополнительную по этой теме информацию.
     Для полноты картины мною  учтены не только  командиры из бывших офицеров , находившиеся в строю перед войной, но и те кто служил во время Великой Отечественной войны в РККА, РККФ, НКВД,НКГБ,  благо разница между служащими двух первых и двух последних  ведомств довольно трудноуловимая.
    Термин «офицер царской армии» в данном случае не совсем точен, потому что многие военнослужащие получили офицерские погоны  уже при Временном правительстве, многие были повышены в звании, в том числе став генералами или адмиралами, а некоторым работавшая по инерции делопроизводственная машина выдала новые погоны уже при Советской власти – до массовой демобилизации  армии в начале 1918г.  Поэтому я воспользуюсь термином  20-40-х годов  - «старая армия», подразумевая, что Красная, белые, армии новообразованных на территории распавшейся Российской империи государств  - это «новые» армии.  Далее по тексту будет использоваться словосочетание «офицер старой армии» , для краткости «офицер с.а.».
    Итак:
   С 22.06.1941г. по 09.05.1945г. в рядах РККА, РККФ, НКВД, НКГБ  разновременно, на разных (строевых и нестроевых) должностях, в разных (командный, политический и т.д) составах,  в званиях от лейтенанта до Маршала Советского Союза (и аналогичных им: «военинженер», военюрист» и т.п.) служили 450 командиров, служивших в старой армии  и флоте в чинах от прапорщика до генерал-лейтенанта (и аналогичных им флотских).  Действительно, «несколько сот».  В это число входят те, кто прослужил всю войну или только часть ее:
    - ушедшие по любым причинам из жизни или попавшие в плен;
   - ушедшие в во время войны в отставку по старости или состоянию здоровья (например генерал-лейтенант РККА, он же генерал-лейтенант с.а. Д.Н.Надежный ) или наоборот, вернувшиеся из отставки на службу в связи с началом войны; 
    - находившиеся в заключении в результате довоенных репрессий  и освобожденные во время войны (например, подпоручик с.а., комдив, потом генерал-лейтенант РККА М.Ф.Букштынович) или наоборот, осужденные трибуналами во время войны; 
    -непрофессиональные военные, работавшие до войны по гражданской специальности или находившиеся на партийной работе, вступившие с началом войны в армию и получившие воинские звания (например, прапорщик с.а., красный партизанский командир в гражданскую, партизанский же командир в ВОв, генерал-майор РККА А.К.Флегонтов) 
         
      НЕ ВХОДЯТ в указанное число те,  кто по любым причинам не служил в вооруженных силах во время войны, в том числе репрессированные до войны, освобожденные, но не вернувшиеся в армию, реабилитированные в 50-х годах и тогда же восстановленные в армии с присвоением званий.
    
     Из указанных 450 красных командиров  в старой армии  двое были генерал-лейтенантами, двенадцать - генерал-майорами, двое –контр-адмиралами, остальные – не выше полковника (капитана 1 ранга). Кроме того,  тринадцать из них были офицерами-белогвардейцами, причем двое получили в белой армии генеральские погоны.   Ещё шестеро перед поступлением в РККА послужили офицерами в свежеиспеченных национальных (украинской, прибалтийских, кавказских) армиях. Самый известный представитель первой категории  - Маршал Советского Союза Л.А.Говоров, второй – опять же Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян. И, наконец, еще двое успели послужить и белых и в национальных армиях и только потом – в Красной.
   Далее, из тех же  450 командиров по состоянию на 21.06.1941г. в строю находились 103 командира в звании не выше полковника (и равных ему). Минимум 94 из них в дальнейшем стали генералами или адмиралами.
   По состоянию на 21.06.1941 года доля бывших офицерам с.а. в рядах РККА  выглядит так:
    Маршалы Советского Союза  - 20% (из 5 – один Шапошников).  Вообще из 22 Маршалов СССР, родившихся до 1900 года, офицерами с.а. были семеро – 32%. Из них пятеро погибли в результате репрессий, офицерами с.а. из них были двое. 
    Примечание: встречал утверждение, что Маршал СССР С.К.Тимошенко в старой армии был не унтер-офицером, а поручиком,  но скрывал это. Подтверждений этому пока не нашел.

    Генералы армии – 40% (двое из пяти).
    Наивысший процент офицеров с.а. по РККА был среди генерал-лейтенантов – 57,4%  и, как это ни покажется это странным, среди комдивов – тех, кого еще не переаттестовали в генералы – 43,3%.
   Среди генерал-майоров доля офицеров с.а. намного ниже – 25,1%, но надо иметь в виду, что многие из них вообще не служили в старой армии просто в силу возраста. Особенно это относится к «молодым» родам войск, в первую очередь к авиации. Очень многим генерал-майорам авиации в 1941г. не было 40 лет. Среди же общевойсковых генерал-майоров офицером с.а. был каждый третий.
    
   Самый же высокий процент офицеров с.а. в то время наблюдался  среди адмиралов – 66,7% (двое из троих), кроме них – среди вице-адмиралов -60%. А вот среди контр-адмиралов  - только 22,2%.
   
   Это –по званиям. А это по должностям на 21.06.1941г.:
   Ни нарком обороны, ни начальник Генштаба офицерами с.а. не были, зато
   среди командующих округами (один из них назывался командующим фронтом) доля офицеров с.а. 41,2%.
   -среди их заместителей – 52,9%
   -среди начальников штабов округов -47%
       Среди командующих армиями – 65%
       Среди командиров корпусов:
      - стрелковых  -30,4%
      - механизированных – 23%
      -  воздушно-десантных – 0%  -опять та же тенденция о «молодых» родах войск.
   Зато по «старым» родам войск:
       - кавалерийских -50%
   
   В ходе же войны  по должностям статистика такова:
    Верховный главнокомандующий офицером не был, зато среди тех, кто в войну возглавлял Генеральный штаб, офицеров с.а. было 75%. 
   Среди командующих (разновременно) наземными фронтами – 40,5%.
   Среди начальников штабов фронтов  - 30,2%
   
   Среди командующих  армиями  -  32%, а с разбивкой по родам войск:
      -отдельными, ударными, общевойсковыми  - 39,6%
 А дальше опять та же система омоложения:
      - танковыми  - 15,4%
      - саперными – 12,5%  ( по неполным данным)
      - воздушными – 7,4%  (средний возраст командующих в 1941г. -38 лет)
      - ПВО – 0% ( до 1900 года родился только один).

     Среди  перечисленных красных командиров было немало дворян, как личных, так и потомственых.  С 1856г. личное дворянство приобреталось с получением чина штабс-капитана (штаб-ротмистра, подъесаула, во флоте  - лейтенанта), потомственное -  полковника (капитана 1 ранга).  Таким образом Маршал СССР Б.М.Шапошников,  вице-адмиралы  А.В.Немитц и А.В.Шталь были потомственными дворянами, Маршалы СССР А.М.Василевский и Ф.И. Толбухин – личными. Были в РККА и титулованные дворяне (самый известный пример –генерал-майор старой и генерал-лейтенант Красной Армии граф А.А.Игнатьев).

  На этом сухую статистику закончим, рассмотрим несколько персональных данных.
  Высоких государственных должностей  в своей карьере достигли офицеры с.а. Маршал Советского Союза А.М.Василевский (начальник Генштаба и министр вооруженных сил) и  комиссар госбезопасности 1 ранга, потом генерал армии  В.Н Меркулов (министр госбезопасности), кстати сказать, тоже потомственный дворянин и по материнской линии княжеской крови.  Офицером с.а. была такая очень известная (в худшем смысле слова) в армии того времени личность  как председатель Военной коллегии Верховного суда СССР армвоенюрист, потом генерал-полковник юстиции В.В.Ульрих.
      Из людей с довольно экзотическими биографиями следует отметить А.Я.Крузе. Подполковник старой армии, он дорос до генерал-майора в армии Колчака, к 1941 году съехал до полковника Красной Армии и закончил карьеру в звании генерал-лейтенанта уже Советской Армии.
      Не менее интересна судьба В.М. Догадина. Полковник с.а. он, как уверяет его свойственник «генерал-майорские погоны за строительство перекопских укреплений получил от барона Врангеля» . По приписываемым самому Догадину словам: «на построенные им перекопские бастионы большевики буквально залезли по горам своих трупов»( http://magazines.russ.ru/zerkalo/2004/24/sm10.html).   Любопытно: сейчас некоторые историки, пытаясь объяснить прорыв красных через Перекоп, говорят, что его знаменитые укрепления существовали только на бумаге.  И если это так, и, принимая во внимание, что В.М.Догадин потом спокойно служил в Красной Армии, что следует о думать нем лично и о его службе у белых?
    А впрочем, обратимся к другим персонажам отечественной истории с еще более интересными  биографиями.
    Генеральский сын (т.е. потомственный дворянин) подпоручик Б.В.Дюшен, член РСДРП (м) с 1903 (! –И.С.) года в гражданскую воевал на стороне  белых, в том числе участвовал в известном антибольшевистском мятеже в Ярославле ( разумеется, БЕСПОЩАДНО и КРОВАВО подавленном большевиками),  а в дальнейшем служил в Отделе ПРОПАГАНДЫ (партийно-революционная выучка пригодилась!) при штабе армии Н.Н. Юденича (а еще говорят, что белогвардейцы – чистоплюи до пропаганды не унижались).  Дослужился до капитана, эмигрировал, в эмиграции СТАЛ СОТРУДНИЧАТЬ с ОГПУ. В 1926г. вернулся в СССР, работал в Наркомпросе. В 1935 арестован и осужден как контрреволюционер, в 1940г. досрочно освобожден. В Наркомпрос больше не вернулся, а поступил на службу в…НКВД. Полковник.
    Еще круче другой пример. Служил в старой армии  штабс-капитан (а значит дворянин) В.Л.Абрамов. В марте 1918г. вступил в Красную Армию (если в марте – значит добровольно, мобилизацию большевики ввели позже), из которой через пару  месяцев ПЕРЕБЕЖАЛ к белым. Потом попал в плен к красным и… остался у них служить. Теперь уже навсегда. В дальнейшем перешел… опять же в НКВД. Генерал-майор.  Ничего не скажешь, подходящий контингент для борьбы с контрреволюцией! И как не вспомнить старую истину, что хороший специалист без работы не останется!
    Но всё это ерунда по сравнению с тем, как служил В.Й.Скайстлаукс. Поручик русской армии, генерал латвийской, с 1940г. –генерал-майор Красной Армии, с 1943 –штандартенфюрер, с 1944 –оберфюрер СС (где-то между полковником и бригадным генералом). Такое надо уметь!
   
     Отдельной строкой хочу выделить еще одну категорию красных командиров- советских офицеров, не являющихся офицерами с.а.  В июне 1941г. в РККА служили тринадцать человек (из них шестеро имели звание выше полковника),  в гражданскую войну воевавшие на стороне  белых в качестве «нижних чинов» - солдат либо унтер-офицеров. Один из них – зам. начальника ГЛАВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АРМЕЙСКИЙ КОМИССАР 2 ранга В.Н. Борисов, другой –полковник Н.С. Скрипко, в будущем –маршал авиации. Кроме этих тринадцати один был бывшим офицером азербайджанской армии, другой –рядовым в грузинской, третий (перед войной был в запасе) – рядовым украинской армии.

                Эпилог
  На протяжении последних 25 лет часто приходится слышать, что большевики делали плохо всякое дело, за которое брались. Похоже, хуже всего им удалось выполнить задачу по истреблению классов и сословий.