А. Адлер и его индивидуальная теория

Гадаев Алексей Вениаминович
Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937)

    1.Основные понятия теории Адлера

Адлер полагает, что личность человека это единое, самосогласующее и целостное. Он не принял фрейдовской концепции либидо, пансексуализма, выступал против расчленения личности на три инстанции и детерминации её развития биологическими потребностями. Им предпринята попытка социализации учения Фрейда. Адлер полагает, что основной детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке.
Его теория базируется на следующих основных понятиях:

    1. Чувство неполноценности и компенсации;
    2. Стремление к превосходству;
    3. Суперкомпенсация - выдающиеся достижения, порожденные энергией комплекса неполноценности;
    4. Стиль жизни;
    5. Социальный интерес, или общественное чувство как характеристика психического здоровья;
    6. Творческое «Я»;
    7. Порядок рождения;
    8. Фикционный финализм;
    9. Понятие психического здоровья;
    10. Направленность на поведения на достижения цели;
    11. Принцип целостности, или холизм (от англ. whole - целый, цельный, целостный) в понимании единства индивида и социума и единства жизненного стиля.

Чувство неполноценности и врожденное стремление к превосходству (завоеванию и защите физического или психологического жизненного пространства).
Физическая и психическая (характерологическая) неполноценность является стимулирующим, способствующим победе за выживание. Человек стремиться найти способы для преодоления своего чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсаций. Именно из чувства слабости и неполноценности ребенка по отношению к миру взрослых развивается специфический для каждого человека стиль жизни. Чувство неполноценности, вызывающее стремление к превосходству, проявляется уже в первые 4-5 лет жизни ребенка в виде «цели победы» и жизненной цели. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека и даже к гиперкомпенсации. В результате гиперкомпенсации у человека развивается комплекс превосходства. Механизм гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять самого себя таким, каков он есть.
Социальный интерес и стиль жизни
С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живёт жизнью, имеющей лишь личное значение, - они поглощены своими интересами и самозащитой.
Типы личности по Адлеру
Адлер считал, что человеческая ориентация по отношению к внешнему миру определяется стилем жизни. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. Адлер предположил классификацию типов личности, основанную на том, как решаются человеком эти три главные жизненные задачи.
Управляющий тип – это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере.
Берущий тип – это люди, удовлетворяющие большую часть своих потребностей за счет других и причиняют им страдания (социальный паразитизм). Но так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причиняют страдания другим.
Избегающий тип – это людибольше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху. Их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагают возможность неудачи.
Социально полезный тип. В таком человеке соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Он осознает, что решение этих задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
Концепция творческого «Я»
Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на своё окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. Люди являются хозяевами собственной судьбы.
Влияние порядка рождения на формирование стиля жизни и их характера
Адлер считал, что для формирования стиля жизни играет порядок рождения ребенка в семье.
У единственного ребенка могут возникать трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Самый старший ребенок в семье скорее будет консервативен, стремиться к власти и расположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок.
Для среднего характерна ориентация на достижения.
Младший ребенок обладает высокой мотивацией достижения.
Фиктивные цели или более активное влияние будущего, чем прошлого, на жизненный стиль индивидуума и психологические проблемы индивидуума.
А. Адлер сформулировал парадоксальную концепцию, названную фикционным финализмом. Суть ее в том, что наши основные жизненные цели, как правило, представляют собой простые фикции, не выдерживающие прямого сопоставления с действительностью. Скажем, многие люди уверены, что напряженная работа и немного удачи в принципе могут обеспечить им практически все, что они хотят — успех, богатство, славу и т.д. В большинстве случаев такие ожидания не оправдываются, но это не страшно, поскольку напряженная работа в любом случае приносит свои плоды: человек становится «крепким профессионалом», приобретает хотя бы средний материальный достаток и уважение небольшого круга знакомых лиц. Пусть это не совсем то, что ожидалось, но и это совсем не плохо.
Фиктционный финализм – это идея о том, что поведение индивидуума подчинено целям, намеченным им самим в отношении будущего. Все основные представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно проверить, ни подтвердить. Очень часто фиктивные цели помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует отбросить. Концепция фикционного финализма влияет на личность субъективными ожиданиями того, что может произойти, чем реальный опыт. Поведение человека направляется принятием фиктивной жизненной целью, которая существует не в будущем, а в его субъективном представлении о будущем.
Понятие психического здоровья
А.Н. Романин считает, что Адлер ввел понятие психологического здоровья. Он так определял ориентиры развития здорового индивидуума, в котором должно равно и одновременно сочетаться стремление к совершенствованию (включая честную борьбу за первенство) и сильное общественное чувство – стремление ко взаимодействию с другими.
Адлер определял невроз как «естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрического стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в социальном развитии».
Важно отметить, что признаком социального здоровья является именно одновременное чувство стремления к взаимодействию и самоутверждению, а невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутвер­ждения за их счет - с другой стороны.
Иногда у невротических личностей встречается одновременное присутствие этих двух негативных проявлений: стремление к дру­гим - не от здоровой социальной потребности, а от слабости (в том числе при затаенной ненависти к ним), и одновременно по­пытка самоутверждаться за счет того, кто оказался еще слабее или вынужден терпеть, как, например, члены семьи невротика, его ка­призы, а нередко и унижения от него.
Такие извращенные реакции легко тестируются бытовым на­блюдением. Типичная реакция социально зрелой личности - аде­кватность общения: чем с ним лучше обращение, тем и он лучше к вам относится. Невротическая реакция социально незрелой лич­ности, психология раба - чем с ним лучше, тем он хуже (садится на шею); чем с ним хуже (строже), тем он – лучше (страх).

В книге «Психотерапевтическая энциклопедия»./Под ред.Б.Д.Карварсарского/ М.: «Питер»2006/ записано: «В концепции психологического Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.
Как правило, сессия психологического консультирования начинается с анализа индивидуального стиля жизни клиента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно — органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента — мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).
Само психологическое консультирование представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах с клиентом психолог создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта клиента, которые ускользали от его осознания. А затем возникшая вновь целостность «с улыбкой возвращается психологом клиенту». Непременными условиями психологического консультирования является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.
Следующий шаг в психологическом консультировании Адлера — оказание помощи клиенту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой клиент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий клиентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психолога реализовать его в поведении. Наконец, сотрудничество психолога и клиента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает клиент по отношению к психологу? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психолога-консультанта? Клиент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.
Таким образом, схема развития психологического процесса консультирования в И. п. выглядит следующим образом:
1) вхождение психолога-консультанта в контакт с клиентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;
2) формирование ответственности клиента за успех психологического консультирования (сигналом о готовности его к сотрудничеству с психологом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);
3) когнитивное осознание клиентом жизненного стиля и проблем самости;
4) эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом;
5) проверка в реальности нового опыта [там же, с. 168-170].
Понятия: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость.
К основным идеям и принципам Альфреда Адлера в первую очередь следует отнести:
- принцип целостности, или холизм (от англ. whole, которое переводится как целый, цельный, целостный);
- единство индивидуального стиля жизни;
- социальный интерес, потребность в кооперации или общественное чувство;
- направленность поведения на достижение цели.
В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно детерминирующим (причинно обусловливающим) поведение, мысли, чувства и ожидания человека, является явное или скрытое (даже от сознания самого этого человека) стремление к первенству, превосходству над другими, к расширению сферы влияния, так сказать, к завоеванию жизненного пространства, расширению (увеличению) собственности, приобретению чего-то нового.
То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное существование этого мотива. Напротив, именно его «нереализация» и порождает неврозы и многие психологические проблемы, на первый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями.
Основные стадии психотерапии по А.Адлеру (а соответственно и задачи психотерапевта) можно сформулировать следующим образом. Психотерапевт должен:
- составить четкое представление об индивидуальном стиле жизни клиента;
- помочь клиенту правильно (без самообмана) понять самого себя;
- развить и закрепить его социальное чувство.
Для выявления и уточнения индивидуального жизненного стиля клиента Адлер рекомендовал создавать благоприятную (максимально доверительную и благожелательную) атмосферу собеседования, в которой, при ненавязчивых «подправлениях» хода беседы со стороны психотерапевта, клиент рассказывает о своей жизни, начиная с воспоминаний самого раннего детства.
Здесь Адлер в значительной мере согласен с Фрейдом в том, что неврозы, а точнее - невротический стиль жизни в решающей мере формируется из негативных условий раннего детства. Поэтому психотерапевту очень важно тактично, но весьма детально уточнить такие негативные условия, как избалованность, с одной стороны, или отверженность - с другой. Адлер считает, что именно эти две крайности и порождают главным образом зачатки невротического жизненного стиля, который потом может существенно внешне модифицироваться, но по типу основных отношений к себе и другим останется все тем же.
Только после уточнения всех этих моментов психотерапевт должен переходить к следующей стадии, главной задачей которой является объяснение самому клиенту истинных причин тех проблем, с которыми он не смог справиться самостоятельно и потому обратился к психотерапевту.
Основной задачей Адлер считает осознание клиентом не отдельных своих чувств, поступков, а в первую очередь реальное (без самообмана) понимание индивидуального жизненного стиля. Тогда отдельные тревожащие клиента мысли, чувства и поступки впишутся в единый контекст жизненного стиля и подскажут общую (а не каждую для отдельного случая) схему их объяснения и коррекции.
Важным условием эффективной психотерапии А.Адлер считал кооперацию, сотрудничество психотерапевта и клиента как равных партнеров, объединенных общей целью и промежуточными задачами (ступенями) ее достижения.
Психотерапевт должен создать максимально раскрепощенную, благожелательную и доверительную атмосферу, которая позволит клиенту ощутить то, чего ему не хватало в семье, где он либо подвергался гиперопеке, либо недополучал внимания. Либо в результате потакания всем капризам данный индивидуум не ощущал определенных социальных (внутрисемейных) требований и, при кажущейся свободе, не получал в этих ограничениях определенной опоры в виде привычки делать не всегда приятные, но необходимые вещи или признавать необходимость определенных ограничений своих желаний».