Коммуникация в туризме. Человек или машина

Владислав Тютин
Как мы сегодня можем охарактеризовать туризм?  Отрасль экономики, приносящая огромную прибыль? Природные и культурные богатства, сохраненные человечеством для передачи их потомкам? Говорить можно о многом, но ключевое слово здесь – говорить, а иначе – коммуницировать.
Общение в туризме составляет важнейшую роль, несмотря на то, что сегодня компьютеризация вышла на новый уровень. По моему мнению, инновации и новые технологии не могут заменить человека. В настоящее время уже существуют отели, в которых размещение осуществляется посредством терминалов без прямого контакта с человеком.  «Поразительно», - скажите Вы. Но человеку, как существу социальному, все-таки приятнее, когда за стойкой стоит любезный и улыбчивый администратор, с которым всегда можно поговорить, получить необходимую информацию (где лучше провести досуг, где вкуснее кормят и т.д.), даже просто пообщаться. Никакая машина не сможет заменить человечность, поэтому огромную роль играет возможность людей общаться на разных языках, изучать культуру различных стран. Среди студентов Уральского Федерального университета кафедры Социально-культурного сервиса и туризма был проведен опрос, в результате которого было выяснено, что порядка 75% опрошенных предпочли бы общение с человеком, а не с машиной. Следует отметить, что от рода деятельности зависит соотношение «за человека» и «за машину». К примеру, абсолютно все выбрали вариант заселения в отель, где за стойкой администратора находится человек. Если рассматривать другой вариант, когда турист может сам приобрести определенный продукт (авиабилет, турпутевку и т.д.) через интернет, то здесь порядка 35% предпочли самостоятельно забронировать данные услуги. Однако, на мой взгляд, данный эффект может носить временный характер, поскольку у самостоятельно бронирующего человека может быть плохое настроение, или же неполадки с онлайн-бронированием приведут к тому, что человек откажется бронировать самостоятельно, а обратится к специалисту.
Представим, что человек без знания русского языка заселяется в отель, тогда необходимо, чтобы его собеседник (в данном случае администратор гостиницы) говорил на английском языке, поскольку английский язык является интернациональным (собственно как и немецкий, русский, китайский и т.д.) и самым многочисленным. Если наш гость, к примеру, японец и плохо говорит по-английски (как известно, небольшое количество японцев говорит на английском языке), то здесь то и играет взаимодействие при помощи жестов, мимики, интонаций голоса и т.д. В этом и есть преимущество живого общения в туризме.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что без живого общение невозможно представить себе туризм. Возможно, в будущем сверхумные машины будут составлять огромную составляющую, являясь посредником между людьми (это происходит уже сейчас), но живое общение останется незаменимой составляющей человеческой жизни.