охота

Александр Яхлаков
  Александр   ЯХЛАКОВ.


                ОХОТА
                ( зарисовка )

     Зимний невесомый день. Тишина. Лес, серебристый от снега, неподступной зубчатой стеной охраняет ее. Она, тишина, застыла белыми шапками на лапах елей, сизой изморозью прильнула к заледеневшим стволам, впиталась темнотой среди деревьев, паутинно опутала их и, казалось, нет такой силы, способной нарушить ее. Хотя, чу… живет лес. Нет-нет и простучит, как телеграмму отобьет, непоседа-дятел. С легким шуршанием-вздохом соскользнет лишний снег с ветвей и они, облегченно, мерно замашут, словно извиняясь за секундное беспокойство. И совсем  уже кощунственно врывается перекатный гром от пролетевшего  в небе самолета, но и он,  достигнув остроконечных зубьев леса, разрывается ими, затухает  в косматости его и глохнет. И снова тишина.
      Хоть раз за зиму я вырываюсь из города. Экипируюсь, как положено: мохнатая шапка, полушубок, водолазный свитер, унты, патронташ, ружье, рюкзак. Домашние  в смутной надежде на добычу, обещанную  в который уже раз, суетятся, проверяют, перепроверяют – все ли взято. Теща,  я уголком глаза заметил, быстро перекрестила мою спину. Я браво поднимаю кулак, и за дверь, на электричку,  к тишине.
     И вот я здесь. Иду налегке. Ружье оставлено у деда Антипа,  у которого  я всегда останавливаюсь. Громоздкий оранжевый рюкзак – мечта туриста-многодневщика,  - тоже там, вместо него – антипин солдатский сидор с немудренным запасом. Финские фирменные лыжи – тоже  у Антипа, а на валенках - подбитые лосиной «броды», как их назвал хозяин. Представляю, сколько скрипу было бы от «фирмы», зубами бы скрежетал от их визга,  а эти – что надо.
     Вхожу в лес, расстегиваю полушубок, снимаю шапку и медленно иду вглубь,  в тишину. И тут, словно испытывая меня, на фоне серо-зеленого ствола ели столбиком, уши торчком, вольно свесив  передние лапы, сидит беляк! Не шелохнется, точно посверкивает золотистыми глазами. Мишень на заказ. Стою, как и он, столбиком. Смотрим друг на друга. Осторожно, чтобы  не спугнуть не зная  кого: зайца или тишину, отворачиваю  в сторону, ухожу. Косой, чувствуя мои мирные намерения, мне показалось, даже поднял лапу, как бы останавливая меня, мол, встретились и не поговорили. «Хитер, зайчиша, видишь, что я без пукалки, вот и позируешь, а от вооруженного-то от меня ты давно бы зад показал среди деревьев».
    Подхожу  к избушке. Сверкает она белой округлой лысиной, а жестяная коричнево-черная труба в центре ее высунулась как перископ. Единственное оконце амбразурно щерится на  подступивший лес. Дверь до середины занесена снегом. Ни следочка. «Устроен же человек», - удивляюсь сам себе. – «Сидел бы сейчас в четырехкомнатном «вигваме», на надцатом этаже,  в шлепанцах,  в халате атласном, и попивал бы кофе  у телевизора, ан нет,  к избенке этой берендеевской притопал, значит…»
      Ногами отшвыриваю снег от дверей, дотягиваюсь до черенка лопаты  у стены, не с первой попытки выдергиваю ее -  вооружен, снег летит по сторонам. Уф, ныряю в темень избенки. Глаза привыкают. Здесь все на месте: печурка, лежак, дощатый столик у окошка – все, как год, два, десять лет назад. Потираю руки, открываю  дверцу  печки – дрова на месте, береста готово свернулась под полешками. Запалил. Смотрю и смотрю на причудливые выкрутасы пламени, как оно оплывает дрова, заполняет собою пустоты между ними, поначалу словно ласкает, уговаривает дрова, но только это ласка хищника, игра кошки с обреченной мышью, никуда уже полешкам от огня не деться, и они злобно запотрескивали, запостреливали,  а огню только это и надо – зацепился, вгрызься, - возьмет свое сполна; он  уже не мечется, а жадно охватывает, словно заглатывает поленья, довольно гудит. Печка малиновеет, избушка быстро наполняется теплом. Стены темнеют, стекло на окне запотевает. Полушубок давно снят,  а хочется еще и свитер стянуть, но останавливаю желание. Беру чайник, выхожу, щурясь от снежной белизны, набиваю его снегом, плотно набиваю, возвращаюсь, ставлю на багровую плиту печки – зашипел, застрелял чайник, потом тихо застонал, и наконец, загудел.
      Через несколько минут, обжигаясь, отдуваясь, пью лесное чудо. Никакого сравнения с домашним цивильным пойлом – «кофием» - никакого! Разморенный теплом и чаем, вяло дозаряжаю печку, разваливаюсь на лежаке. В голове ни одной мысли, просто хорошо, благостно, и все.
      Задремал ли, забылся ли… Открыл глаза – окошко  уже не белеет – темно, тихо. Соскакиваю на пол. Печка, остывая, умиротворенно потрескивает. Кочережкой разгоняю по углам темно-красные, посеребренные инеем-пеплом угли, закрываю дверцу, одеваюсь; сидор на плечо. Выхожу, отвешиваю  низкий поклон «дому сему». Возвращаюсь, и как что-то тайное, сокровенное несу с собой, а несу – тишину.

1980 г. Архангельск