О, Рафаэль!

Татьяна Осипцова
«О, Рафаэль!» - вздыхала я, прикрывая глаза, и представляя, как бреду с ним за руку по набережным Невы, показываю свой родной город, и мы говорим, говорим… Дальше этого мои фантазии не шли, я была совсем еще девочкой, но именно Рафаэль стал первым мужчиной, о котором  мечтала, в которого по-настоящему влюбилась.
Далекий семидесятый. «Пусть говорят». Фильм показывали одновременно едва ли не во всех кинотеатрах Ленинграда и везде полные залы. Грустная, но обнадеживающая незамысловатая история о простом парнишке с потрясающим голосом, о его пути к славе. Но не сюжет, а музыка, песни, голос Рафаэля, его карие глаза, опушенные густыми ресницами, белозубая улыбка, сочные губы и ямочка на подбородке, пленяли женские сердца.
Посмотрев фильм с подругами,  я не успокоилась. На следующий день вытащила одну из них еще раз. Ей хватило, а мне нет. И после, уже без компании, в одиночестве, сэкономив на завтраках, я бежала после школы в кино – еще раз увидеть Его, услышать чарующий голос. Наверное, это продолжалось неделю – пока фильм шел в кинотеатре «Прибой».
Потом были пластинки, в плотной обложке с фотографией Рафаэля и песнями из того же фильма. Все их я выучила наизусть, по-испански, и до возвращения родителей с работы во весь голос распевала :
Que pasara, que misterio habrа,
Puede ser mi gran noche,
Y al despertar ya mi vida sabrа,
Algo que no conoce.
Привожу испанский текст, но тогда для меня это было лишь волшебным сочленением звуков. Я не представляла, где кончается одно слово и начинается другое – но они казались  прекрасными!
Фото своего идола я вырезала и ставила его напротив, пока делала уроки. После прятала. Любовь требует тайны.
Страсть моя длилась долго, наверное, целый год, пока образ испанского певца и артиста не вытеснил следующий кумир. Посмотрев «Искатели приключений» я могла думать только об Алене Делоне.
Прошло несколько лет, и вот я узнала, что Рафаэль будет давать концерт в Ленинграде. Каким-то чудом маме удалось достать один билет. Кажется, он стоил больше двух рублей – а перепродавали их раз в десять дороже! Лишние билетики в ДК Горького начинали спрашивать на выходе с эскалатора на станции  метро Нарвская. По моим воспоминаниям, в зале были только женщины – от пятнадцати до восьмидесяти. Певца встретили овациями. В первом отделении Рафаэль исполнил все песни из «Пусть говорят» и еще несколько прежде неизвестных. А второе пел «а капелла» и даже без микрофона. Я сидела на балконе, на пятом или шестом ряду, тем не менее, было прекрасно слышно. (Вот бы кого из российских звезд попросить спеть без микрофона)
 Наша публика в те времена умела держать себя в руках, конечно, никто не рыдал и не бился в истерике, но в зале витала атмосфера восторга и поклонения! Думаю, каждой казалось, что певец поет именно для нее. После очередного номера зал взрывался овациями. Букеты не умещались на рояле. Сцена была усыпана цветами – гвоздиками. Что еще можно было найти осенью 74-го? Этот концерт я запомнила навсегда.
Долгие годы в нашей стране не было слышно о Рафаэле. Несколько лет назад по одному из телеканалов показывали «Пусть говорят», я наткнулась на фильм с середины, досмотрела с удовольствием, после поискала на ютьюбе ролики. Оказалось, певец продолжает концертировать. И голос все так же хорош.
Вчера, 10 апреля, Рафаэль давал концерт в Октябрьском. К сожалению, я не могла на нем быть, зато позавчера побывала на встрече с Рафаэлем в магазине «Буквоед», где проходила презентация его книги воспоминаний «А завтра что?»
Сколько же поклонниц (мужчин – единицы) собралось в стенах магазина-клуба! За полчаса до начала сидячих мест не было, народ толпился вокруг, в проходах. Я умудрилась втиснуться между колонной и стойкой с книгами и занять место, с которого хоть что-то видно. В ожидании звезды на экране демонстрировали отрывки из документального фильма о нем. Когда зазвучало:
                Ой пара ми ес ун диа спесьяль
                Ой салдре пар ла ноче…
Я невольно стала вполголоса подпевать. И оказалось, не одной мне врезались в память испанские слова! Зал пел! Сразу возникла симпатия к публике. И как не возникнуть! Ровесницы и постарше, связанные теплыми воспоминаниями, связанные общей любовью. Как позже выяснилось, многие из них настоящие фанатки – я-то одиночка-любительница. В Питере и Москве (и оттуда приехали!) существуют сообщества «рафаэлистов», сайты  (например, http://my-raphael.com). Единомышленницы встречаются, обмениваются впечатлениями, записями. Некоторые специально ездят за рубеж на концерты своего кумира.
Певца встретили овациями. Конечно, постарел - уже 70. Но все такая же светлая открытая улыбка, добродушная манера общения. Никакой  кичливой «звездности», чувствуется уважение к зрителям. Публика задавала вопросы о концертах, о семье, о книге. Она составлена из воспоминаний о ярких моментах карьеры – которая началась с детства! – о встречах с интересными людьми, о друзьях и семье. Я задала Рафаэлю вопрос, что он читает, какой у него любимый писатель, знаком ли он с русской литературой. Певец ответил, что обожает Гарсиа Маркеса, к тому же они близкие друзья. Он читал русскую классику, и обещал познакомиться с современной русской литературой. На вопросы о творческих планах сказал, что сейчас совершает мировое турне, после России направится в Мексику и США. Продолжает выпускать пластинки. (Рафаэль обладатель 49 «платиновых» дисков и одного «уранового» – таких в мире всего четыре).
Потом была автограф-сессия. Она длилась чуть ли не час – мне даже стало жаль певца, который все подписывал и подписывал книги, и продолжал улыбаться каждому. Признаюсь, впервые я получила автограф от знаменитости. Никогда не приходило в голову гоняться за этим, да и впредь вряд ли буду, но в книжке, которую мне все-таки удалось купить (их два раза подвозили, и сразу расхватывали) размашисто написано мое имя латинскими буквами и подпись: Рафаэль.
Приятно.  Это навсегда останется напоминанием о юности, о первой влюбленности.
Книга толстенная (и не дешевая). Издана хорошо, в ней немало фотографий. Я еще только начала ее читать.
Что вынесла из этой встречи? Ощущение, что не так все «запущено». Что не все поголовно стали любителями «русского шансона». Что полно людей, в душе сохранивших юношеские идеалы, чистоту, любовь к прекрасному.
Пока дожидались автографа, мы разговаривали, делились впечатлениями и воспоминаниями, и в душе у меня возникло какое-то теплое чувство. Будто вокруг близкие, свои люди.
Милые, одухотворенные лица, родная петербургская публика.