Маяк из прошлого

Светлана Лучинина
Когда интересно жить своим настоящим, назад оглядываться не хочется. Прошлое тебя держит и цепляет, не дает развиваться и двигаться вперед. Так я считала раньше. Однако с момента Пробуждения я то и дело оглядываюсь назад. Я уже перестала плакать. Прошлое не вызывает больше больных отголосков. Оно действительно стало прошлым, а вот воспоминания, тем не менее, не оставляют. Воспоминания помогают мне понять, кто я такая, и даже научили меня уважать саму себя. Ведь так странно говорить, что уважаешь других людей, а не знать, как ты относишься к самому себе. Теперь я знаю. Я себя люблю и уважаю. Это очень много. Это очень важно.

И я не живу прошлым. Я живу настоящим. Каждый день приносит мне что-то новое. Каждый день заставляет улыбнуться и удивиться. Каждый день. И каково же бывает твое удивление, когда в своем электронном почтовом ящике вдруг обнаруживаешь: «;Hola! (Привет!)» Одно лишь слово с адреса, который ты уже почти забыла.

Забавно. С этого адреса я получала иногда открытки с поздравлением по поводу каких-нибудь испанских неведомых мне праздников. Я получала предложения по банковским вкладам в Испании. Я получала письма счастья.

В детстве я думала, что письма счастья – это только русская особенность. Странное письмо, которое вдруг оказывается в твоем ящике или тебе его незаметно подсовывает какая-нибудь подружка. В нем душещипательная история о том, что в древности некий монах написал это послание с пожеланием удачи и всего самого доброго и отправил его пяти (десяти и так далее) адресатам. С тех пор послание уже не раз обогнуло земной шар. И если ты перепишешь это письмо пять (десять) раз и оправишь его своим друзьям, то будет тебе счастье. А если нет, если посмеешь выкинуть его, жди беды: ты потеряешь деньги, заболеют родные, исчезнет любовь. Я никогда не переписывала и никому не подсовывала эти послания. Как-то не верилось ни в счастье, которое приходит ни от кого, ни в несчастье, настигающее из-за бесполезной бумаги. Во мне вера в свои сны, ощущения, чувства всегда перевешивала суеверный страх.

Абсолютной неожиданностью для меня стало описание писем счастья в романе испанской писательницы Эспидо Фрейре «Замороженные персики». Правда, в тех письмах нужно было не только переписать послание энное количество раз, а еще и монетку в конверт положить. Видно, в каждой стране монах применял дополнительные приемы воздействия. И маленькая героиня сначала усердно переписывала письма, а потом начала их выкидывать и сжигать. Она тоже переступила через суеверный страх. Ей не нравилось, что неведомый рок сулит беды ей и ее родным. Ей не хотелось подбрасывать страх и угрозы своим друзьям.

С уходом бумажной корреспонденции из нашей жизни письма счастья исчезли, но потом вновь появились в Интернете. Мои подруги одно время старательно их рассылали, а я отправляла их в спам. Вот и с испанского адреса иногда приходили письма счастья. Я не думаю, что хозяйка адреса их отправляла. Скорее всего, это был какой-то вирус, нападающий одновременно на всех адресатов ее записной книжки. Я просто убирала послание в корзину. Четырнадцать лет я получала только мусор, но что-то удерживало меня совсем стереть этот адрес. Пожалуй, та же самая сила, что заставляет меня четырнадцать лет сохранять один и тот же электронный ящик. Он служил мне для работы переводчиком, для связи с учениками и друзьями. Он объединяет меня с Эльфийкой. А иногда в него пробивается свет Маяков из прошлого. Передвигаясь по стране, меняя адреса и телефоны, я все-таки хоть где-то оставляла место для постоянства, чтобы те, кому нужно, однажды смогли меня найти. Терялись они. Я никуда не терялась.

И вот «;Hola!». Это что-то новое. В этом слове сквозит какая-то осознанность. Это не рассылка списком. Это привет, адресованный мне и только мне. Я решила ответить. Результат оказался неожиданным. Новое послание заставило мое сердце дрогнуть, и даже слезы навернулись. Хозяйка адреса была счастлива, что наконец-то меня нашла. Она чувствует, что пришло время для общения, пришло время восстановить связь, так неожиданно возникшую и прервавшуюся много лет назад. Однако все эти годы она помнила обо мне. Я для нее особый символ и знак судьбы. Я ниточка, мостик, связавший ее и ее счастье.

Кто же она такая? Она героиня моего рассказа «Витязь на распутье». Люсия, удочерившая девочку Свету. Два Светлячка. А я их первый переводчик. Я умею собирать Светлан и Светлых в своей жизни. И даже если между нами расстояние, свет душевного Маяка дотягивается друг до друга.

Люсия –  первая одинокая женщина, с которой я работала на усыновлениях. Мы познакомились в Мадриде, когда я была в гостях у Иоланды. Они дружили, и ее личное дело уже лежало в Челябинском управлении образования в ожидании приглашения для знакомства с ребенком. Иоланда, Люсия и ее подруга Мерседес подарили мне прогулку в открытом кабриолете по ночному Мадриду. Мы ужинали на Пласа Майор, катались по центру освещенного неонами города, болтали и весело смеялись. Такое не забывается.

Люсия старше меня лет на двадцать, но когда мы оказались с ней наедине уже в Челябинске, казалось, что между нами не было никаких границ. Ни возрастных, ни национальных. Мне было двадцать четыре. Ей сорок два. Две одинокие женщины. Русская и испанка.

Она поразила меня своей простотой и открытостью. Я узнала ее историю о любви и совместной жизни с достаточно знаменитым мужчиной в Испании. Она узнала о моей жизни. Она оказалась редкой иностранкой, для которой Россия не заканчивалась Уралом. Она даже бывала туристом в моем родном городе на берегу Байкала. Она знала и видела Байкал. Она уважала мой труд, и одна из немногих исполнила свое обещание привезти фильмы для моих студентов. Благодаря ей я познакомилась с творчеством Педро Альмодовара и Давида Труэбы. Эти фильмы мы смотрели много лет, и, уезжая из Челябинска, я оставила их в подарок своей кафедре, чтобы и те, кто придет после меня, смогли прикоснуться к неоднозначным историям любви, прощения, преображения через испанскую трагикомедию. Как-то близко это моей душе: плакать и смеяться одновременно.

В отношениях с некоторыми людьми у меня проявляется одна особенность. И я, и они открываемся друг другу одномоментно. Мы можем говорить на разные темы, глядя в глаза друг другу. Это свое состояние я раньше называла «Света включила свет». Практически всегда оно срабатывало во время работы с семьями на усыновлениях. Я была открыта для того, чтобы через меня они поверили людям, отдающим им ребенка. И на суде, где решалась их судьба, я была их Голосом. Ни слова за себя. Я говорила за них их словами, их мыслями, их эмоциями.

Я была открыта, и были открыты они. Однако эта открытость отчасти болтовня с попутчиком в купе поезда. Ему можно рассказать все, а потом выйти из вагона и навсегда забыть о его существовании. Даже имени не вспомнить. Первые испанцы уезжали, брали мои адреса, обещали писать. Однако шло время, и ни ответа, ни привета. Первым я верила и привязывалась душой. Но я оказывалась всего лишь попутчиком, который знает о бесплодии мужа или жены, знает семейные тайны и проблемы. Теперь, когда мир и счастье в семье восстановлены, зачем кому-то свидетель того, что было до этого счастья. Я становилась письмом, которое никто не хотел переписывать.

Однако есть и другая порода людей. Мы открыты друг перед другом, только пока мы рядом и глаза в глаза. А едва мы расстаемся, все слова становятся пошлыми и избитыми, они не способны выразить нашего единения. Да порою нам самим кажется, что в нашей жизни ничего не происходит. Рутина и однообразие. Иногда не хочется грузить своими проблемами, или не достает слов, чтобы выразить радость. Мы не пишем, не звоним. Но вот мы встречаемся и… И словно вчера расстались. Словно мы только на мгновение прервали наш диалог и, запнувшись, продолжили его с той же точки или запятой. И неважно, сколько лет или километров нас разделяло. И снова глаза в глаза. Так было с моей монахиней Марией-Ириной, так было всегда с Козерожкой Маринкой, и вот, совсем неожиданно так произошло с Люсией. Она всегда оставалась в моем сердце. Не зря ее история – это одна из первых моих историй Пробуждения сразу после «Метеорита» и «Дня тишины». После второй радуги. Я думала, что стала для Лусии просто попутчиком, но нет. Я для нее мостик, ниточка и лучик света. Так странно, что человек за много километров от тебя плачет от радости и не может спать потому, что тебя нашел.

Она искала меня по телефону, в социальных сетях и не находила. Она не знала, что ее рабочий электронный ящик жил своей собственной жизнью и общался со мной. Она несколько раз писала на мой адрес, но письма ей возвращались. И вот ее «;Hola!» прорвалось через время и пространство. Видно, мы обе готовы принять друг друга снова. И ее дочка  Светлана тоже. Она хочет знать, что значит быть русской. Она выросла и захотела оглянуться назад. И ее мама рядом с ней. Ее испанская мама. Редкая мама, которая при удочерении оставила ей русское имя, хотя испанцам его так трудно произносить.

Нет, мне нравится быть фаталисткой. Я осознаю теперь абсолютно точно, что всему в жизни свое время. Есть время терять и время находить. И только когда ты действительно готов к общению и открытости перед другим человеком, этот человек появляется в твоей жизни. Быть может, это будет совсем новый и незнакомый человек. А может, свет яркого Маяка пробьется из прошлого. Иногда стоит оглянуться назад. Особенно если ты торопливо бежал по жизни и, уходя, забывал погасить свет.