Дао Черного Квадрата

Евгений Габелев
Одно порождает другое, другое порождает третье, все это порождает бесконечное многообразие вещей.



 

Я расскажу вам о Черном Квадрате, необратимо изменившем сущность искусства и преобразившем слишком многое в нашем мире. Потом я расскажу о том, для чего я все это вам рассказывал, и какое это имеет отношение к вашей жизни. А потом, если захотите, вы сможете нарисовать собственный Черный Квадрат.

 

Но начну я с самого начала.



 

ПЕРВЫЙ КВАДРАТ

 

До того как все появилось, ничего не было. А потом вдруг все появилось, некоторое сразу, а остальное по мере времени, потому что теперь появилось время, и у вещей возникла возможность появляться не сразу. Сам я этого не видел, но знаю из книг, и у меня не так много причин сомневаться в них.

 

К этому щекотливому моменту, связанному с появлением мира, мы еще вернемся, а пока я расскажу что было дальше. После того как родилось время и вещи принялись появляться одна за другой, прошли миллиарды лет. Впрочем, тогда еще не было числа миллиард, и не было Земли, чтобы считать годы.

 

Однако потом она появилась, и на ней появилась жизнь. Живые существа множились и размножались, эволюционируя и усложняясь, и в конце концов, в результате долгой эволюции и естественного отбора, на земле появились художники. Вскоре они стали рисовать картины, изображая мир.

 

Потом один из них нарисовал Черный Квадрат, и все кончилось.



 

ВТОРОЙ КВАДРАТ

 

Через много лет после случившейся катастрофы на земле появились историки искусств и искусствоведы, и стали исследовать причины и последствия произошедшего. Впрочем, есть мнение, что их докучливое племя населяло планету и раньше, но именно в настоящее время они стали слишком заметны.

 

Тем временем, по соседству с ними появилось совсем юное и доселе ничем себя особо не проявившее племя психологов. Некоторые из этого племени, в силу присущей любознательности, стали наблюдать за ритуальными плясками искусствоведов, толкуя их в меру собственной извращенности.

 

Выяснилось, что искусствоведы, как целостный тип, делятся на три рода. Первые, горемычные, пребывают в ужасе от гибели классического искусства, уничтоженного черным квадратом. Вторые, радостные, приветствуют новые времена. Третьи, замороженные, делают вид, что ничего не произошло.

 

Познакомимся с каждым из них поближе.



 

ТРЕТИЙ КВАДРАТ

 

Первые, горемычные, верят что искусство погибло. Вернее оно осталось как исторический факт, свидетельство эпохи, ушедшей от нас навсегда. Мир никогда уже не будет прежним. После черного квадрата невозможно рисовать мишек резвящихся в сосновом бору, или юную деву, кормящую младенца.

 

Черный квадрат подвел роковую черту меж миром искусства, и миром, где искусства нет. По их мнению, искусство должно изображать реальность, убеждать нас в ее достоверности, и побуждать нас к ее совершенствованию и улучшению. Во всяком случае, нечто подобное утверждал Аристотель.

 

Впоследствии эта теория легла в основу метода социалистического реализма, который был последней попыткой защитить мир от черного квадрата. Однако его бастионы пали, и мир окунулся в постмодернизм. Теперь люди рисуют то что не изображает реальность, и убеждают нас в собственном безумии.

 

Хочется не улучшать мир, а пойти повеситься.



 

ЧЕТВЕРТЫЙ КВАДРАТ

 

Вторые, радостные, верят что искусство никому ничего не должно. Просто на протяжении веков художник пребывал под гнетом заказчика и общественных норм, и вынужденно подстраивался под них. И не природа искусства, но лишь желание прокормить семью, заставляло его рисовать красивости.

 

Черный квадрат освободил художника. В его мрачном зеве, словно в космической черной дыре, исчезают надежды заказчика на бессмертие, ради которого тот и требовал изображать предметы материального мира. Искусство было средством захоронения, подобно гробнице египетских фараонов.

 

Теперь оно свободно, и существует для себя. Искусство, это акт чистого самовыражения, внутренний дух автора в своем моментальном срезе, вывернутый наизнанку и опрокинутый в мир. Искусству все равно, нравится ли оно вам или нет. Понимаете вы его или нет. Вы ему вообще глубоко безразличны.

 

Радуйтесь, что оно вообще с вами разговаривает.



 

ПЯТЫЙ КВАДРАТ

 

Третьи, замороженные, верят что ничего не произошло. Что это просто курьез. Они знают, что искусство это искусство дозволенного. Они считают, что если закон запрещает отцам бить детей, то те вырастают и рисуют черные квадраты. Еще непоротые дети пишут на заборах и требуют гражданских свобод.

 

Вообще большая часть бед происходит от безнаказанности. Художник, неоднократно поротый в детстве, не станет рисовать черный квадрат и писать на заборе призывы к мировой революции. Он и дальше будет изображать людей и животных в их естественной среде, не занимаясь разным постмодерном.

 

Искусство конечно отражает внутренний мир автора, и если человек рисует черную пустоту, то значит что она у него внутри. А если кто-то еще и сооружает инсталляцию из колючей проволоки, то это его личные проблемы, исследовать которые надо не искусствоведам, а службе психического здоровья.

 

Кстати, санитары уже на подходе.



 

ШЕСТОЙ КВАДРАТ

 

Однако санитары, если они не состоят на государственной службе, не склонны вас хватать. Репрессивная психиатрия имеет все меньше последователей. Наверно это потому, что их тоже все меньше порют в детстве. Но несмотря на это, психологическая общественность обожает интерпретировать.

 

К примеру, мы склонны верить, что отношение к искусству на самом деле не имеет к предмету практически никакого отношения. Искусство только дает повод, делающий возможным проявление чувств, направленных на совершенно иные объекты. Так что черный квадрат нам в сущности безразличен.

 

И все горестные, радостные или безразличные чувства, направленные на судьбу искусства, отражают лишь историю отношений человека, их выражающего, с некоторыми значимыми для него фигурами из прошлого. А поскольку разыскать все эти фигуры не представляется возможным, грешат на родителей.

 

Так что, напрасно вы звали психолога.



 

СЕДЬМОЙ КВАДРАТ

 

Как известно, в отличие от людей, происходящих от Адама, племя психологов ведет свой род от доктора Фрейда. И многим из них невдомек, что Фрейд был черным квадратом. Хотя и выглядел он безусловно как человек… но аналитический метод, созданный им и породивший затем многообразие психологов…

 

Метод превращал терапевта в черную пустоту. Хороший аналитик подобен пустому черному зеркалу. О нем лишь известно, что он существует, да и то время от времени ставится под сомнение. Это позволяет клиенту вытащить из своего подсознания и спроецировать на зеркало все находящееся там.

 

Хороший аналитик много молчит и находится вне поля зрения клиента. Его биография, предпочтения и отношение к рассказу клиента – тайна. Черная пустота заполняет мир, что бы дать пациенту шанс раскрыться. Единственную и уникальную в своем роде возможность стать собой и увидеть себя.

 

Черный квадрат это идеальный психолог.



 

ВОСЬМОЙ КВАДРАТ

 

Для того, чтобы в тишине терапевтического кабинета возник и развернулся рассказ, терапевт превращается в черный квадрат. Для того, что бы возник и развернулся мир, нужна пустота. Прежде чем появилось все, не должно быть ничего. Внутренний мир, словно вселенная, растет из черной пустоты.

 

В то самое время, когда доктор Фрейд создавал аналитический метод, а Малевич рисовал свой квадрат, юный Эйнштейн опубликовал первую работу по теории относительности. С этого момента мир действительно изменился. Следствием теории относительности и стала идея, о которой я говорил в начале.

 

Теория большого взрыва, во многом воспроизводящая древние представления о сотворении мира, поставила в начале всего черный квадрат. До того как все появилось, ничего не было. Мир был черной пустотой, бесконечной всепоглощающей сингулярностью… и именно это позволило появиться нам.

 

Мы дети черного квадрата.



 

ДЕВЯТЫЙ КВАДРАТ

 

В год, когда Фрейд издал «Толкование сновидений», вышел фундаментальный труд по основаниям математики. Давид Гильберт свел многообразие математических миров к теории множеств. А всю теорию множеств к операциям с пустым множеством. Пустое множество, это ничто. Черное отсутствие. Небытие.

 

Ноль это пустое множество. Единица, это множество состоящее из пустого множества и его содержания. Двойка, это множество состоящее из единицы и пустого множества. Тройка состоит из двойки и единицы. Так же выстраивается математическая логика, геометрия и более сложные математические объекты.

 

Мир не только вышел из пустоты, но и остался ей. Все что кажется многообразием красок, предметов и человеческих чувств. Буйство энергий и причудливость исторических событий… все это содержимое Черного Квадрата, космической пустоты, никогда не покидавшей изначального небытия.

 

Бытие это небытие. Черный квадрат это вселенная.



 

ДЕСЯТЫЙ КВАДРАТ

 

Гильберт, Эйнштейн и Фрейд не читали Дао Дэ Цзин. Не слышали слов Будды, сказанных двадцать пять веков назад. Малевич не интересовался восточной мистикой, теоретической физикой, или абстрактной алгеброй. Безначальная Тьма проявилась сквозь них, не спрашивая нашего позволения.

 

Я не стану детально излагать здесь буддийские представления о пустоте, или их аналоги в даосском учении. Не смогу рассказать подробнее о математической теории множеств, способной казаться абсурдом. И вряд ли стану лезть в корреляции меж западными и восточными соображениями о Тьме.

 

Безначальное Черное Существо… Князь Мира Сего… Пустота… Изначальное Дао… Вы можете называть его богом, или космическим зверем, или вселенским духом… либо проклинать его, как вы проклинаете Черный Квадрат. Кем бы вы ни были, и кем ни считали себя, вы просто люди. Оставайтесь собой.

 

Но знайте что черный квадрат это вы.



 

ЗАВЕРШАЮЩИЙ КВАДРАТ

 

А теперь, как я и обещал, вы можете нарисовать свой собственный черный квадрат. Или внимательно посмотреть на тот, что уже есть.

 

Делайте что хотите.



 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Квадрат преткновения

http://www.b17.ru/blog/kvadrat_pretknovenia/

...