Фрагменты из жизни... Казанский завод Элекон

Вера Тележко
На Казанский завод я стала ездить с 1958 г. За эти годы у меня появилось много друзей на этом заводе. Прекрасные отношения у меня были со всеми директорами завода, особенно с Самариным В.И. и Гизатдиновым Л.В, с главными инженерами Кулолаевым Л.К., Зисером Г.Б., с гл. металлургом Ридник И.Т., с зам. гл. инженера Ландер В.Г., с зам. начальника испытательного цеха Ландер С.Б., с зам. начальника СКО Лисевичем М.М. Особенно хочется отметить мою многолетнюю дружбу с зам. главного инженера Хрулёвым Юрием Васильевичем, в последствии гл. инженером производства. Он, как конструктор и очень грамотный инженер, быстро ориентировался во всех очень сложных и иногда запутанных вопросах, возникавших иногда при внедрении наших ОКР в серийное производство, особенно когда некоторые представители производства пытались поставить нам «палки в колёса». Он был солидарен с нами при согласовании многих документов с в/ч 25580.
Юрий Васильевич познакомил меня со своей семьёй. У него два сына и очаровательная жена Майя Георгиевна. До сего времени мы поддерживали связь переписываясь, а иногда и перезваниваясь по случаю Великих праздников и других торжественных дней.
Очень интересной личностью на заводе был Мансур Михайлович Лисевич. Он был прирождённым артистом, после выхода на пенсию он действительно выступал в качестве затейника и тамады на свадьбах и др. праздниках. Он знал массу анекдотов. Со своими непосредственными обязанностями он тоже справлялся неплохо. К сожалению, он уже ушёл в мир иной и умер в забвении.

Во время одной из наших командировок, в воскресный день, Юрий Васильевич мне и Марку Энтину организовал прекрасное путешествие по Волге на своей моторке. Он привёз нас на один из островов в середине реки, где был организован пикник. К нам присоединились догнавшие нас на своей моторке чета Ландер со своим другом. Мы очень хорошо отдохнули. К сожалению такие эпизоды в моих командировках случались очень редко. В основном это были утомительные, выматывающие все силы с утра до вечера командировки. Условия жизни в Казанских гостиницах в первые годы желали быть лучше.

Казань, в 50-60 годы была довольно-таки грязным городом. Летом мухи, вонючие помойки и особенно грязные, дурно пахнущие туалеты. Старые гостиницы «Татарстан»,  «Казань» желали быть лучше. Позже были построены гостиницы «Волга»,  «Новый Татарстан» и «Молодёжный центр» в которых условия были уже на более современном уровне. Правда гостиница «Волга» была расположена в непосредственной близости от железной дороги и была очень шумной, а позднее в ней развелись чёрные тараканы величиной с небольшой грецкий орех и ночью перемещаясь по полу они создавали шумовые эффекты, мешающие спокойно засыпать. Самым приятным было пребывание в «Молодёжном центре», расположенном на берегу р. Казанки. Вечером после работы можно было искупаться.
Недалеко от завода была столовая, кажется, строительного треста, где прекрасно кормили. У нас в Ленинграде в столовых кормили значительно хуже. Правда, в заводской столовой кормили тоже неважно.
 
Казань в последние годы стала значительно чище, в магазинах уже не было милиардов мух, которые висели на липучках в 60-е годы. Как- то раз я посетила Ридник Иду Товьевну. Она уже была на пенсии. При входе в их дом стоял бачок для мусора и мне бросилось в глаза, висевшее около него объявление: «граждане просим вас сливки в бачок не сливать». Мы хорошо посмеялись над этим объявлением, а мне захотелось послать его в журнал «Крокодил». Вообще-то Казань мне нравилась, там есть хорошие старинные дома, библиотеки, кинотеатры, Казанский кремль и другие  достопримечательности. Город уютный, жители приветливые.

Билеты на поезд и на самолёт достать всегда было трудно, но меня билетами обеспечивал завод. Поразил меня один случай. Мне достали билет до Москвы в купейном вагоне. Правда, верхняя полка. Когда я пришла в купе, там уже была одна женщина, которую провожал какой-то мужчина. Вдруг она мне заявляет, что она - жена Арестова (партбосса), и купе 4-х местное, якобы откуплено на двоих. Я ей заявляю, что я тоже - жена Тележко. Она в недоумении смотрит на меня и не зная что сказать, ошарашенная моим заявлением, промолчала.

У меня были прекрасные отношения с директором ОКБ при заводе Сабировым Харисом Ахметовичем, но когда его заменил Московцев М.А. с ним у меня отношения не сложились. 11 июля 1982 г. умер Лутфулла Валеевич Гизатдинов. На его место пришёл Лебедев А.Н.,  который скончался в трамвае во времена перестройки.

Будучи уже на пенсии, я получила от завода приглашение принять участие в торжествах по случаю 60-летия завода «Элекон» 27 августа 1999 г. К сожалению, поехать в Казань я не смогла по ряду не зависящих от меня причин, а жаль!