Театральная Мастерская. Авторская программа курса

Елена Федорова Нижний Новгород
    Для подобного материала не оказалась подраздела, поэтому помещаю его под "кино", но на самом деле-  это практическая педагогическая программа, которая предлагается для профессионалов в области театральной педагогики. Она будет полезна людям, кто впервые сталкивается с таким видом творческой работы.  Насколько такая деятельность самостоятельна, в чем ее путеводные звезды, подводные камни, мера ответственности и результат - об этом автор будет говорить в дальнейшей работе.

 

                "Театральная Мастерская".
  Авторская программа курса в области услуг специализированного     дополнительного образования.

                Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………….
1.  Цели и задачи специализированного  курса  дополнительного творческого образования  « Театральная мастерская»
2.  Экономическая обоснование.
3.  Занимаемая ниша в сфере услуг дополнительного образования.
4.  Миссия организации
5.  Результативность.
6.  Внутренний устав и свод правил.
7.  Философия профессии.
8.  Русская «Этика»
9.  Последователи Станиславского и их педагогические программы.
10. Мировые театральные педагогические школы.
11. Список и характеристика предметов
12. Форма проведения занятий.
13. План занятий сроком на один учебный год.
14. Программа  первого года обучения.
15. Краткий обзор программы 2, 3, 4 года обучения.
16.  Результаты воплощенного проекта.
17. Заключение.
Список  литературы

            
                Введение.
   С начала двадцатого века в русской и мировой театральной школе накоплен такой огромный опыт, что казалось бы: чего еще желать? Достаточно взять чей – то педагогический материал, чью – то апробированную программу, смело идти ей вслед и успех обеспечен, но отличный фундамент это еще не дом. Жизнь постоянно вносит свои коррективы и человеку, решившему взяться за такой специфический вид деятельности, как театральная педагогика, где приходится не то, чтобы снова и снова изобретать велосипед, но всегда помнить о том, что жизнь никогда не стоит на месте и то, что вчера было незыблемым идолопоклонством, завтра не представляет никакой цены, а то, что всеми было побиваемо камнями и почти забыто, сегодня снова признается как истина.
У любого педагога есть два пути: ретроградный, в котором нет никакого риска, но нет и счастливых открытий, и авангардный. Что же поздразумевается под этим словом? В педагогике, как и во врачебной науке, главное - не навредить. Вот здесь и содержится риск: что в деятельности педагога является настоящим новаторством, а что извращением. Конечно, можно стараться быть в авангарде, впереди планеты всей тренингом и муштрой, а юношеский голод творчества использовать в своих крайне амбициозных проектах, как то выглядят в глазах автора данной работы имеющие место в истории современного театра многочасовые постановки, что перекрывают все мыслимые раннее до этого по своей продолжительности и демонстрируются зрителю с утра до вечера. Почему – то никому не приходит в голову, - а каковы же будут последствия подобных скороспелок? Что даст новоявленным « загнанным лошадям, что пристреливают, не правда ли» подобный опыт?
Неужели так глупы и архаичны были предшественники, которые в свое время даже запрещали сниматься в кино по достижению учебного процесса, а не то чтобы становиться профессионалом за два – три года, проведенные в театральном институте. Надорваться. Возможно ли такое для человека, единственной задачей и смыслом которого на этот период времени есть играть и только играть?
Именно это: надорваться, слишком рано устать, выгореть психически и душевно, получив вместо настоящей жизни суррогат, приобретя и усвоя при этом ложные навязанные идеалы, - есть ли такая угроза незрелому человеку, слишком рано впрягшемуся в лямки профессии, причем такой профессии, где уровень психологической и физической нагрузки так высок при самой высокой степени конкуренции? В противном случае театральное учебное предприятие при всей его абмициозной пропаганде того, что оно является рассадником и взрастителем художника, как профессионала и человека культуры во всей полноте этого понятия – в противном случае, учебное заведение становится ареной для выживания и формирования продуктивных краткосрочных невротиков.
Не странен ли тот факт, при котором человек, которому по роду занятий предстоит всматриваться отныне в жизнь, чтобы суметь отразить и преобразить ее на сцене, на деле зачастую становится заложником узенького мирка, в котором вместо живого солнца светят софиты и фонари, причем, он, настолько беспомощен и ассоциален вне стен этого крохотного мира, что трудности, которые обычный человек предпочитает успешно преодолевать, для человека искусства выглядят, как непреодолимые?
Сколько несостоявшихся судеб, сколько раньше времени оборванных жизней положено на алтарь этого самого искусства, которого, как Кроноса, представляют вечным пожирателем своих детей! В подтверждении к этому можно было бы перечислить огромный список имен, но Леонид Филатов сделал это уже в своей авторской программе «Чтобы помнили». Исходя из этого, можно ли сказать, что такая ситуация является нормой для данного вида деятельности. Автору работы думается, что это, по крайней мере не должно быть так, ведь слишком уж дорого обходится для нации такая самодеятельность в рамках одной профессии. Другое дело, что в самой профессии кроется столько подводных камней, что представить хотя бы какой – то маломальский список по преодолению тех трудностей, которые ожидают человека, пришедшему в мир искусства - не представляется возможным. Здесь, как и везде, все зависит от личности самого человека, степени его одаренности и способности не только противостоять разрушению, но наоборот активно развиваться и нести это развитие иногда даже вопреки всему.
В этом предисловии мною затронуты ряд существенных вопросов, которые необходимо решать человеку, взявшему на себя роль учителя, Мастера, каковое название он получает или не получает с тех самых пор, как возьмется за воспитание самого первого ученика.

                1. Цели и задачи программы специализированного курса дополнительного творческого образования « Театральная мастерская».
 
   Целью деятельности данных курсов актерского мастерства с ее образовательной творческой программой, является: предоставление всем желающим возможности углубленного изучения основ актерского и режиссерского мастерства в ее теоретической и практической составляющей,  профессиональная подготовка поступающих в театральные средне - специальные и высшие учебные заведения , киноакадемии, и учебные заведения культуры.
Задачами курса является специализированное  гуманитарное образование учащихся, их творческое развитие на базе тренинга театральной школы в традиции русского театра - студии.   


           2. Экономическое обоснование. Рентабельность.
  Проект « Театральная мастерская» был разработан и воплощен на базе центрального Дома Культуры им. Свердлова ( здание бывшего Дворянского Собрания. ул. Большая Покровская, г. Нижний Новгород ) и по истечении 10 лет своего существования доказал свою целесообразность в условиях данного места в городе Нижнем Новгороде. Предварительно нужно пояснить, что само местоположение диктует ряд требований для того, чтобы подобная мастерская могла существовать. Находясь в центральной точке центральной улицы города такая мастерская должна обладать существенной конкурентноспособностью; вокруг, да и в самом ДК существует большое количество актерских курсов, кружков, самодеятельных коллективов, театров – студий, профессиональных театров, а также театральное училище, которое в настоящее время предлагает подготовительные курсы для поступающих.
Внимательно рассмотрев предложения на образовательном рынке, автор данной программы не имела никаких особых преимуществ  в материальном отношении (нужно сказать, что « Театральная мастерская» должна была существовать на условиях самоокупаемости, а требования арендодателей являлись поистине драконовскими (60%), то вначале можно было бы считать подобный проект абсолютно нерентабельным, если бы…не человеческий фактор.
 

    3. Занимаемая ниша в сфере услуг дополнительного образования.

При более внимательном рассмотрении стратегии деятельности подобных курсов и школ актерского мастерства, автору программы «Театральная мастерская» стал очевиден тот факт, что рынок дополнительных образовательных услуг хоть и переполнен предложениями, но в то - же время спектр его достаточно узок, сводится к общеизвестным тренингам, а также поверхностен и краткосрочен, потому что направлен на достижении наибольшей выгоды. Используются упражнения базовой театральной школы в его крайне облегченном варианте. Задачи подобных курсов не научить, а развлекать в той степени, пока потребителю этого хочется, и пока он платит или не платит за свое времяпрепровождение, которое ему преподносится, как обучение актерскому мастерству, деньги.
   Чтобы избежать вульгаризации, автору требовалось предложить на рынок такую программу, которая бы соответствовала своим задачам:
1.Быть высокопрофессиональной, включать в себя лучшие упражнений из базовых методик, с включением новых перспективных приемов.
2.Быть увлекательной и интересной.
3.Должна дать максимальное развитие учащимся.
4.Иметь окончательный художественный продукт.
5.Должна оправдывать материальные, временные и человекоресурсы.
6.Приводить к определенным первоначально индивидуальным задачам для каждого прошедшего обучение в школе актерского мастерства.

               
                4. Результативность.
    После воплощения проекта и проверке полученных результатов, следует отметить самый высокий процент в городе ежегодного поступления в театральные учебные заведения страны, учебные заведения культуры и т.д., а также их успешного окончания. Ученики «Театральной мастерской» разных лет смогли получить и получают бесплатное государственное образование в следующих учебных заведениях:
Нижегородское театральное училище, Борский колледж культуры, Ярославская театральная академия, Екатеринбургский театральный институт, Московский институт культуры, Санкт – Петербургский институт культуры, РАТИ, Школа – студия МХТ. Оказались они конкурентноспособными и в Щукинской театральной академии, СПБГАТИ, ЛИТ им. Горького и т.д. По окончании они успешно работают журналистами, телеведущими, актерами, режиссерами в Нижнем Новгороде, в лучших театрах Москвы и других городах страны.
Все это можно было бы счесть случайностью, если бы не определенные закономерности в творческих судьбах обучавшихся в нижегородской «Театральной Мастерской». Они, эти судьбы, насколько бы разнообразными не были, являются жизнестойкими и по причине самостоятельной работы каждого в своей области, а также вследствии разностороннего развития личностного эквивалента, что имеет свою первоначальную опору не в наборе высоких психофизических навыков каждого человека – художника. Это качество сознательно и целенаправленно формировалось автором программы, режиссером – педагогом, с первых минут начала обучения. Этот процесс не окончен и до сих пор. Иными словами, можно сказать, что единожды взявшись за гуж преподавания в области театральной, либо какой другой профессиональной сферы в области гуманитарных наук, преподаватель всегда должен помнить, что самым эффективным примером для ученика, является его, учителя, жизнь. Трудно сказать, что формирует больше: учитель, которого в традициях русской школы называют мастером, или ученики, но этот взаимопроникающий процесс оказывается намного шире и длительней по времени для многих его участников.

                4. Миссия организации.
   Где же тот, подчас, краеугольный камень, что становится главою угла, что лежит в основе театральной педагогики, как науки ? Какие истинные цели она преследует, кроме того, что дает общее широкое культурное образование? Но в этом случае понятие общего образования не понимается в той степени, как если бы это происходило в других учебных заведениях: «Художник – товар штучный». И от него, этого будущего художника, зависит во многом, каковой будет выглядеть жизнь общества в недалеком завтра.
Итак, автор программы выбрал для себя первостепенную задачу не научить элементам, а в начале начал и впоследствии обучить основам, открыть ученику самую важную составляющую профессии, прежде всего ее духовное зерно и нравственный смысл. Это первично, и станет источником дальнейшей деятельности человека – художника на разных этапах его деятельности. Осознание всей ценности духовной составляющей даст не только силы для раскрытия и воплощения всего задуманного, но так же крепкую опору для всей  жизни и деятельности на всем ее протяжении, в лучшие и не самые лучшие ее времена.
Все остальное вторично.

               
                5. Философия профессии.
               
     Один руководитель театра  любил повторять, что режиссер должен быть честолюбив, а актер – тщеславен. Все это прекрасно было известно мэтру театральной педагогики. Так зачем же умнейшему человеку русского театра понадобилось писать целую книгу на тему межличностых отношений? Разве один из крупнейших менеджеров Российской  Империи был в чем – то уязвим или ущербен?
Видимо так. Ничто человеческое ему было не чуждо, а если быть точнее, уж кто – то, а великий учитель  в свое время вволю нахлебался всего того, что существовало и существует доныне в театре: соперничество, двойные – тройные человеческие взаимоотношения – вся та муть и пена, которая не видна зрителю или может быть, наоборот, слишком видна. И чтобы существовать в подобном организме, нужно иметь набор каких – то  приемов, которые бы, насколько это возможно, сводили на нет ситуацию психологической разреженности и противостояния индивидуалистичных воль. Насущной стала проблема выработки необходимого свода правил, который был направлен на очищение всего театрального организма, на освобождение от всего того хлама, что тащил в себе старый театр.
Демократический театр с высокохудожественными идеалами, которые он проповедовал обществу со своих подмостков, должен был сам являться таким лицом для общества, и ему требовалась новая жизнь и свежая яркая мысль. Впрочем, от прочих хороших вещей старого театра  он оставил для себя  выражение "служить в театре". А служить это не то же, что работать. Не стоит забывать, откуда брал свои корни великан Алексеев - Станиславский, имея происхождение не просто в семье, а в роду успешных предпринимателей, меценатов и благотворителей, а значит, являлся в более чем равной мере продолжателем тех принципов высокой гуманности, что старательно прививались и взращивались в подобных  российских династиях такого уровня. Но Станиславский не был бы гигантом, если бы, ко всем прочим его великим открытиям для мировой культуры, он бы не совершил еще одного переворота.  Дело это только на поверку выглядит простым, на самом же деле именно Станиславский, а не кто – то другой бросил вызов духовной клоаке общества прошлого и бущего.  Станиславский, кроме того, что он великий русский гуру театра, так он еще... и  ассенизатор  культуры! А потому, постулат первый гласит: пред тем как войти в театр ( и не только в театр) - вылей на себя ведро воды!
            
            
                6. Русская "Этика".
 
   " Если бы вы знали, как зритель чувствует всё, что происходит за закрытым занавесом.  » К. С. Станиславский




....................................................
            13. План занятий сроком на один учебный год.
 Расписание количества занятий ( с учетом каникул и праздничных дней)


Сентябрь – 8 занятий и организационное собрание, в связи с набором учащихся.
Октябрь - 9
Ноябрь  - 9
Декабрь - 9
Январь  - 5
Февраль - 8
Март    - 9
Апрель  - 9
Май     - 9

Итого = учебных 75 дней
      = 206, 5 часов.

Продолжительность занятий 2 час 45 минут.

Занятие состоит из трех блоков по 45 мин, с двумя перерывами по 15 минут.
Время проведения занятий: два раза в неделю с 18 до 20 часов 45 минут.
Обоснованием такого графика построения занятий может служить то, что занятие должно включать разминочную часть, тренинг, теоретическую и проверку заданий. Время продолжительности одного блока ( 45 ) минут основано на научном утверждении, что по закону зрительского восприятия внимание взрослого человека можно удержать не более 1 ч. 10 минут, а внимание ребенка не более 45 минут. Затем оно начинает спадать и информация не запоминается. На основе этой временной шкалы выстроены спектакли. Для взрослого спектакля длина первой половины спектакля не должна превышать одного часа 10 минут, затем должен следовать антракт. Для детей спектакль длится не более 45 минут.
Беря в соображение, что в мастерскую могут посещать как взрослые люди, больше студенчество, но и школьники старших классов, а занятия проводятся в вечернее время, то такой график вполне обоснован.
Однако, график графиком, но если задаваться целью достигнуть по – настоящему хороших результатов, придется пожертвовать немалым количеством и личного времени , в этом минус или нет, каждый педагог решает для себя в отдельности, но, как показала практика, в подобной работе все таки основным является человеческий фактор. Конечно, ученик « окупается» в соотношении количества затрат со стороны его усилий и качества преподавания учителя, но все же люди требуют для себя внимания и индивидуального подхода на разных этапах обучения. Так как времени не хватает, сколько бы его не было затрачено, все - же потребуется дополнительное. Оно вовсе может быть и не связано с финансовыми расходами, но ученикам нужно предоставить возможность где – то собираться для обсуждения творческих проектов, репетиций заданий, подготовки капустников ( они играют немаловажную роль в формировании художника), организации внутри коллектива поздравлений их участников по различным поводам общественной и личной жизни. Необходимы также совместные посещения выставок, музеев, спектаклей, кино, поездки на фестивали: театральные, бардовской песни, рок – музыки. Все это очень объединяет коллектив . Так, учащиеся «Театральной мастерской  не просто побывали на Нижегородском, Саровском, Городецком фестивалях бадовской песни, на кировском фестивале «Гринландия», но еще и получили там звания лауреатов. Регулярно ездят и на Грушинский фестиваль. Литературное творчество, драматургия, поэзия и авторская песня является объектом изучения в мастерской. Им , конечно, уделяется не так много времени, но на этом делается особый акцент, как на одну из самых главных составляющих учебного процесса.
( далее следует перечень практических упражнений, которые автор курса не столько скрывает, сколько предпочитает издать отдельным тиражем как целостную программу)