Ставрида и Кашалот

Геннадий Бобров
В тёплом течении большого и шумного океана жила рыбка, звали её Ставрида-Лида. Она была совсем ещё юной, и ей было всё интересно – как растёт морская капуста, поднимаются со дна морского красные, зелёные и бурые водоросли, как красиво парят над коралловыми рифами нарядные рыбы-бабочки и как забавно рак-отшельник тащит на себе чью-то раковину.

Однажды, отстав от своих, она поймалась на крючок и очутилась в небольшой лодке с двумя рыбаками. "Вот и пришёл мой конец", - подумала она, горюя. Лёжа в ожидании своей гибели, Ставрида-Лида подслушала разговор двух рыбаков, которые продолжали удить в лодке рыбу. Один другого спросил:

- А что ты будешь делать, когда на нашу маленькую хлипкую лодку нападёт большая сильная акула?

- Я ей веслом по морде дам так, что она испугается и умчится, уводя за собой своих хищных подружек, - ответил другой. Его товарищ не унимался:

- А когда на нас нападёт кашалот?

- С кашалотом шутки плохи, тут весло не поможет, без хитрости не обойтись! Нужно от него откупиться, бросить что-нибудь и сматывать удочки, быстро грести к берегу, пока он не поймёт что к чему.

- А чем ты собираешься от него откупиться? - спросил первый рыбак. - Уж не своим ли кошельком?

- Что ты, приятель! Берёшь что-нибудь съестное и бросаешь ему прямо в пасть. Вот, хотя бы эту рыбёшку. - Тут рыбак взял в руки Ставриду-Лиду и показал приятелю, как надо метать рыбу, если появится кашалот, но не удержал - рыбка скользнула в его ладонях и плюхнулась в воду. Через минуту Ставрида-Лида уносила свои плавники подальше от лодки с рыбаками.

- Ну, что же ты, - сказал с укором первый рыбак. - Не можешь добычу даже сохранить!

- Не расстраивайся так, приятель! Это мелюзга, пусть подрастёт и попадётся нам опять, тогда мы её уже не упустим, поверь мне, бывалому!

Когда Ставрида-Лида догнала своих родных, то рассказала о том, что с ней приключилось, а те не поверили ей и стали над ней смеяться, уча уму-разуму: мол, рыба не должна быть такой любопытной. Это ни к чему, главное уметь добывать себе пропитание и вовремя убежать от хищников.

Но однажды родная стая Ставриды-Лиды угодила в рыболовные сети. Выскользнуть и спастись смогла только она одна. Плача, бедная рыбёшка поплыла в одиночестве, без своих братьев и сестёр, куда глаза глядят, как вдруг прямо перед ней появился огромный тёмный кит-кашалот. Он открыл свою пасть, и уже хотел было проглотить Ставриду-Лиду, но очень удивился и замер, когда увидел, как рыбка, вместо того, чтобы убежать, стала смеяться над ним.

- Эй, Кашалот, ты так постарел и ослаб, что готов съесть на обед всего одну крошечную рыбёшку, вместо целой стаи? Это и есть твой обед? Ха-ха-ха!

После таких слов Кашалот покраснел от стыда и злости и уже готов был проглотить наглую рыбку, но Ставрида-Лида остановила его:

- Постой, великан! Хочешь досыта поесть?
Кашалот кивнул своей большой прожорливой головой и пожаловался:

- Я уже сутки толком ничего не ел, попадается в основном мелюзга, вроде тебя.

Ставрида-Лида сделала вид, что ей стало жаль кита, что она готова ему помочь… 

- Тогда слушай, Кашалот! Недалеко отсюда небольшая рыболовецкая шхуна поймала много-много рыбы. Ты такой большой и грозный! Что тебе стоит одним махом своего великолепного хвоста перевернуть это судёнышко и сбросить в воду тысячи аппетитных рыб, а с ними и рыбаков? Вот уж наешься вдоволь!

Кашалот согласился, и они поплыли к тому месту, где недавно рыбаки поймали всех её братьев и сестёр. Как только они приблизились, Кашалот тут же стал толкать шхуну своей огромной головой, раскачивая на волнах и грозя перевернуть её вместе с людьми и рыбой. Испугались тогда рыбаки, решили откупиться и сбросить свой улов вместе с сетью.

Так они и сделали – тысячи рыбёшек оказались опять в родной воде, а шхуна на всех парах стала удирать от грозного кита к своим берегам. Кашалот, завидев рядом с собой столько много рыб, позабыл про рыбаков, открыл свою гигантскую пасть и хотел было всех разом проглотить, но запутался в сетях и стал рвать их своим телом, пытаясь освободиться. Всё напрасно – чем больше он старался, тем сильнее запутывался. А в это время рыбы без труда покинули повреждённую сеть и дружной стаей направились прочь от злого места.

С тех пор уже никто не смеялся над Ставридой-Лидой и почитал за честь поплавать с ней между коралловых рифов, любуясь, как растёт морская капуста и как рак-отшельник так забавно тащит на своей спине кем-то забытую на морском дне раковину.