Три заметки в газету

Светлана Хохлова 3
«Снова найдены останки солдат Великой Отечественной

28 июля вблизи Ленино-Снегирёвского мемориала были обнаружены солдатские останки. Местные жители, расчищая фундамент на своём участке, наткнулись на захоронение времён Великой Отечественной войны. Чтоб поднять останки, пригласили командира Истринского поискового отряда Александра Усаневича. С помощью поисковика Кирилла Синицина и хозяина участка Андрея, Александр поднял останки 15 человек - советских воинов, сражавшихся здесь суровой зимой 1941-42 годов. Он говорит:
- Это санитарное захоронение времён войны. Видимо, местные жители собрали в воронку останки с полей…
Моя бабушка рассказывала, как она зимой 1941-42гг видела это поле около нынешнего мемориала: «на снегу сплошь лежали здоровенные мужики, сибиряки»… Весной 1942 года жители убирали с полей трупы.
Бабушка вспоминала, как ей на этом снегирёвском поле пришлось помогать раненому. Она стала стягивать с его ноги валенок, а он стянулся вместе с ногой. И теперь я смотрю, как Саша держит в руке гнилой мокрый валенок, из которого в прорехи видна чёрная кость. Вот она, перекличка эпох…
 Александр складывает кости в пакеты, и показывает мне их величину -  действительно, это останки богатырей.
Среди личных вещей воинов - две расчёски, зубная щётка, ремни. Обнаружены полусгнившие штыки от «трёхлинейки» и винтовки Мосина, патроны, несколько гранат. Но самое главное – два медальона, которые отдали на экспертизу. Саша считает, что один из них мог принадлежать морскому пехотинцу. «А другой - лейтенант – вот, два кубика в петлице»…
Усаневич предположил, что могила могла быть затеряна, и, провалившись, стала представлять из себя яму, в которую сбрасывали отходы, а потом сравняли с землёй. Когда после войны (при Хрущёве, говорит Александр) собирали разрозненные захоронения, эту могилу уже не нашли. Андрей вспоминает: «Да, они тогда не досчитались одной могилы».
Мы отвезли останки к Снегирёвскому мемориалу (позже они будут там захоронены в братской могиле) - всего-то четыре небольших пакета: все уместились в багажник «семёрки».

«Помогите найти!

В прошлом номере мы опубликовали заметку «Найдены останки солдат Великой Отечественной», где говорилось о том, что вблизи Ленино-Снегирёвского мемориала были обнаружены солдатские останки и найдены два солдатские медальона. Медальоны были отданы на экспертизу и исследованы криминалистами. Записка одного из медальонов оказалась испорчена так, что восстановить её пока не удалось. Записка второго медальона сохранилась довольно хорошо. Вот её содержание: «Пчёлкин Андрей Иванович. Москва 22 Ска….м пер. д.13, кв.2. Уроженец Московской области Истринского района д. Армягово. Сообщить родным: 1) ст. Румянцево, Калининской ж.д., Покоевский с/с, д. Леоново, Пчёлкина К.К. (жена)». На обратной стороне указано, что мать – Агапова, родом из Челябинска.
Поисковики искали данных о родственниках Пчёлкина Андрея Ивановича в д. Леоново, Покоево, Рождествено, в Бужаровской администрации и предприняли ещё ряд шагов, чтоб найти родственников погибшего. Но, к сожалению, поиск не дал результатов.
В книге Памяти Истринского района Пчёлкин Андрей Иванович значится без вести пропавшим в январе 1942 года. Там же сказано, что он родился в 1905 году и был призван в армию Истринским РВК.
Редакция газеты обращается к жителям Истринского района с просьбой помочь в поиске родственников Пчёлкина Андрея Ивановича…»

«Наш земляк Андрей Пчёлкин первый среди 10 тысяч

11 декабря 1941 года наш город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. В этом году случилось удивительное событие, по времени почти  совпавшее со знаменательной датой. Истринским поисковикам удалось восстановить имя и с почестями предать земле прах нашего земляка, погибшего в бою на участке Ленино-Садки в те далёкие, незабвенные дни. 
28 июля в Снегирях были найдены солдатские останки. В 1941 году в этих местах проходила линия фронта, шли упорные бои.
Мы писали, как этим летом местные жители при расчистке фундамента обнаружили забытую могилу. Поисковики  выяснили, что здесь было санитарное воинское захоронение времён войны. Останки тогда сложили в воронку, а потом эту временную могилу потеряли. Что  немудрено при огромном количестве погибших и малых силах местных жителей – трупы с полей собирали и хоронили в основном женщины и дети.
В том захоронении среди личных вещей воинов были найдены два медальона со смертными записками с указанием имён погибших, их близких и адресами. Записки были отданы на экспертизу, и одну удалось прочитать. Выяснилось, что она принадлежала жителю нашего района Андрею Ивановичу Пчёлкину, геройски погибшему в бою под Снегирями.
Валерий Викторович Кураков, вице-президент поискового движения СНГ, основатель Истринского поискового отряда сказал тогда: «Мы с нашим клубом «Поиск» за двадцать с лишним лет работы подняли и похоронили 10 тысяч человек, восстановили 400 имён. Истринец среди них – первый».
После поисков по архивам района, не принёсшим результата, наша газета обратилась за помощью к своим читателям. И через некоторое время нам позвонила женщина из Румянцева, которая оказалась подругой жены Андрея Пчёлкина. Чудес не бывает? Ещё как бывают! Она случайно увидела где-то этот номер газеты спустя месяц после публикации заметки «Помогите найти», прочла её и обратилась в редакцию. Так у нас оказался московский адрес старшего сына Пчёлкина – Юрия.
 Один из поисковиков, майор Виталий Плигин взялся отыскать адресата в столице. Оказалось, что дом, указанный в адресе, где когда-то проживал Юрий Андреевич снесли в 1970 году! Виталий поехал в адресный стол на Каланчёвке. Ему пришлось сделать запрос, чтоб получить домовые книги, в которых, увы, ничего нужного не оказалось. Виталий не сдался и в результате нашёл адрес и даже телефон Юрия Андреевича Пчёлкина. Впрочем, телефон не ответил, и Виталий поехал по адресу.
 Сын Пчёлкина оказался живым-здоровым, он до сих пор работает - главным специалистом в одном из проектных институтов Москвы. Юрий Андреевич несказанно обрадовался – он долгие годы искал своего отца, и надежда ещё теплилась. Обрадовались и младшие брат с сестрой.  Сестра, можно сказать, потеряла голову от счастья, плакала и смеялась. Говорила, что отец её нашёл через 67 лет. К сожалению, старшая сестра не дожила до этой радости. И всего лишь год не дожила до этой встречи её мать, жена воина, которая надеялась на встречу с любимым всё время их разлуки.
Поисковики вручили его детям хорошо сохранившуюся смертную записку.
Ребятам удалось выяснить, что Андрей Иванович Пчёлкин служил в 304 пулемётном батальоне в составе 9 Гвардейской Стрелковой дивизии, который принимал активное участие в боевых действиях в Снегирях в декабре 1941 года. Призван на фронт 24 ноября 1941 года в возрасте 36 лет.
В нынешнем декабре Андрея Пчёлкина похоронили с воинскими почестями  в братской могиле на Снегирёвском мемориале  вместе с другими 15-ю неизвестными бойцами. Вечная память павшим героям!
 Близкие смогли лично возложить на эту могилу венок, поблагодарить и обнять тех, кто нашёл их отца».

Светлана Хохлова для газеты «Истринские вести»  2009 г