5 Старый дом

Галина Польняк
Жил – был мальчик по имени Георгий, а по фамилии Рукавишников. Дома и в школе его называли Егором. Даже бабушка и дедушка звали его Егором. Только на уроке он мог услышать:- Георгий Рукавишников к доске.

Как только у Егора выпадало свободное время, он уезжал к бабушке и дедушке в старый дом. Там он любил спать без подушки на жестком матрасе, ходил босиком, парился в баньке, пил парное молоко, вставал с петухами и на заре отправлялся на рыбалку. Ещё Егор любил рисовать всевозможные растения и насекомых. Он сажал насекомых в банку, рассматривал, а потом рисовал тушью или красками. Затем отпускал их на волю.

У дедушки были две собаки и один сиамский кот Степан. Одну собаку лайку звали Тайга. Дедушка ходил с ней на охоту. Своенравная собака не признавала никого, даже деда порой не слушалась. Любила она только бабушку.

Родных братьев и сестер у Егора не было, а двоюродные были очень малы, чтобы их отправили одних погостить в старый дом. Но дом никогда не пустовал. Постоянно на верхнем и нижнем этажах жили бабушкины и дедушкины знакомые, или знакомые знакомых. Юноши, девушки будущие журналисты, поэты, программисты, студенты, художники – одним словом творческая молодежь.

Егору было не скучно в этом большом старинном доме. Перед домом на могучем дубе висели качели. Прошлым летом за домом он обнаружил плиты лабиринта. Лабиринт весь зарос травой и мелким кустарником. Егор решил привести лабиринт в порядок, расчистил его, вырубил кустарник и выложил недостающие плиты. За лето он привел лабиринт в полный порядок. В центре лабиринта рос красивый кедр и можжевеловый куст. Самое интересное, что он ни разу за лето не прошёл лабиринт от начала и до конца. Каждый раз его кто-нибудь отвлекал.

Этой весной он с нетерпением ждал летних каникул. Ему вот уже несколько раз приснился лабиринт. Он видел передачу по Дискавери «о лабиринтах». Теперь Егор даже гордился, что у него есть свой лабиринт.

Рисунки насекомых  и растений он хранил в особой папке. Иногда бабушка брала рисунки и показывала их своим приятельницам. Она не говорила им, что это рисует её внук. Просто рисунков было уже так много и все они были яркими и красивыми, что многие поражались такому обилию жуков, жучков, пауков и бабочек, листьев и цветов. Когда им говорили, что рисунки сделаны с насекомых, пойманных возле дома, а растения и цветы окружат их со всех сторон, их изумлению и интересу не было конца. Многие не могли поверить в такое изобилие у них под носом.

Весна кружила в воздухе, как огромный воздушный шар. Солнце нежилось в молодой листве и прозрачных лужах. Многоголосый птичий хор приветствовал весну и солнце. Все это веселилось, кружилось, прыгало в глаза разноцветными пятнами. Егор бродил по улицам, вбирая в себя новые неповторимые запахи и впечатления. Он был так счастлив, что нестерпимо хотел рассказать о своей радости деревьям, птицам, первым цветам и старому бабушкиному дому.

Наконец папа освободился, и они с Егором едут в старый дом. Весна в полном разгаре. Цветут сады, появились бабочки. Пролетели последние школьные дни, впереди летние ка-никулы. Егор отправил электронной почтой письма всем сво-им друзьям, что на всё лето уезжает из города.

Папа остановил машину на песчаной дорожке и просигналил. Открылась дверь, Егор бросился вперед и был подхвачен мягкими теплыми руками бабушки. В дверях показался дедушка. Из-за его спины на Егора смотрела белобрысая девчонка с большими тёмными глазами. Смотрела нагло и вызывающе. Кто ты такой и зачем появился тут? Мы тебя не звали.

Егор опешил и посмотрел на бабушку.
- Это наша Светлана - внучка моей давней приятельницы. Ты сней знком. Она поживет с нами лето. Вы скоро подружитесь, и тебе Егор не будет скучно.

Егору никогда не было скучно в старом доме. Один только чердак и заброшенный сад чего стоили. Не нужна ему здесь никакая девчонка. Он и девушек-то молоденьких не очень любил. Вечно они его тискали и пытались кормить своими кулинарными шедеврами.

- Здравствуй, Егор! - сладостно пропела девчонка и показала ему язык.
«Ну, я покажу девчонке, кто в доме хозяин, - подумал Егор, - дай только время. Как же подружимся. Этого только не хватало дружить с девчонкой, да еще с такой белобрысой».

Егор подхватил свой рюкзак и направился к себе в комнату. Это была угловая комната правого крыла дома. Она казалась ему самой солнечной и самой уютной. Такую же комнату, но с другой стороны занимал дед. Он любил просыпаться с первыми лучами солнца. Когда-то давно эту комнату соединили с соседней, и теперь она была самая большая в доме, если не считать гостиной, которая находилась на первом этаже.

Сейчас в центре гостиной стоял бильярдный стол, за которым разыгрывались увлекательные партии. В дождливые вечера в камине потрескивали дрова, на маленьком столике пыхтел самовар, а бабушка Агриппина сидела в глубоком кресле и вязала. Рядом с ней всегда сидел своенравный кот Степан. Этого кота невозможно было взять в руки, тут же начинал мяукать и кусаться. Он любил независимость и мог часами просидеть с вами рядом. В такие минуты он напоми-нал статуэтку и им мог любоваться каждый.

Гости любили гостиную и вечерами всегда собирались у камина и за круглым столом. Обсуждались планы на завтра, решались кроссворды, тихо звучала музыка. Кто-нибудь перебирал струны гитары или играл на пианино, кто-то делал наброски углем на картоне. Свет не включали долго, до полных сумерек. В сумерки начинались рассказы из своей жизни или из жизни знакомых.

Егор с ногами забирался в старое кресло. Хорошо слушалось в дождливый вечер. Когда дождь затихал, открывались окна, впуская в дом прохладу и трели соловья.
Бабушкин дом находился в небольшом старинном городке.

Достопримечательностью маленького городка являлся пруд с богатой и разнообразной фауной. Когда-то давным-давно в городок приезжал ученый и долго собирал данные, делал рисунки и фотографии, а потом написал диссертацию о жизни пруда. Примерно в полукилометре от города находится сосновая роща. Местное предание гласило, что деревья посадил полтора века назад какой-то крепостной старик. Больше ничего о нём неизвестно. Народная память не сохранила даже имени его.

Бабушкин двухэтажный дом находится недалеко от леса. Низ дома выложен из красного кирпича, а верх деревянный узорчатый. Дом построен в 1800 году. Он весь отделан резным орнаментом. Егора назвали в честь прадеда построившего этот дом. Он был единственный внук и его, конечно, очень любили, но как было заведено в семье, мальчиков не баловали, а относились строго и спрашивали как со взрослого.

Мама, дедушка и прадедушка были художники. Долгие годы в старинном доме находился музей и в доме провели отопление. Раньше дом отапливался дровами. В доме до сих пор сохранились две голландские печки. Для музея построили в городе красивое большое здание.
 
Теперь бабушка и дедушка живут в своем большом и гулком двухэтажном доме одни. Дедушка всё ещё продолжает рисовать. В основном пейзажи: реку, лес, окрестные поля и поляны, старый дом. Дом этот рисовали сотни раз и весной, и летом, и занесенный снегом, и под дождем, и осыпанный желтыми листьями, и с печальными голыми ветками в преддверии первого снега.

Дом красовался на картинах утопающий в цветах и грозовую погоду. Все любили этот дом, поэтому так часто рисовали его. Ещё рисовали рощу и речную заводь с плакучими ивами.

Одна картина особенно привлекала Егора. Она словно манила к себе и просила открыть дверь, чтобы шагнуть в дом и разгадать его тайну.

На одной картине, где изображена роща, в ней чуть мерцает маленький огонек. Егор часто спрашивал бабушку: - Что это за огонек в роще?
- Это очень странный огонек, - отвечала бабушка, - спроси у деда, он тебе все о нем расскажет.

Дед поведал историю:
- Как-то возвращался он весной домой поздно вечером в густых сумерках, было это в первом часу ночи. Шёл я прямиком мимо рощи. И вдруг вижу, что такое? Среди стволов на земле замаячил желтоватый огонек, словно свеча горит, Странно думаю, кто её тут поставил ночью и зачем?

Осторожно подошёл поближе, но огонек внезапно пропал. Потухла видно свеча, подумал я и подошёл к тому месту, где она горела. Осмотрелся. Нет ничего. Ощупал землю там, где теплился огонек, - тоже ничего нет, кроме сухих веток да сосновых шишек. Ну да ладно, эка невидаль, свеча горела. Видно сгорела вся, в темноте не найдешь и воска.

Я вышел на тропинку и зашагал к дому. И тут мне показалось, что кто-то смотрит мне в спину. Я оглянулся на рощу и почувствовал, как по спине пробежал холодок. Среди деревьев на том же самом месте, где я только что был, опять горел желтоватый огонек. Потом я нарисовал рощу в сумеречном свете с этим огоньком.

Многие после меня видели таинственный огонек и хотели узнать его тайну, но едва до него оставалось десять - пятнадцать шагов, огонек вдруг пропадал. Отойдут дальше от этого места, где его видели, - он вновь появится. Они точно старались определить расположение огонька и тщательно обшаривали всё вокруг, стремясь найти загадочный источник света. Тщетно. Но только они отходили от таинственного места - «свеча» вновь загоралась, словно дразня и пугая их своей непостижимой тайной.

Старики по-разному толковали это явление. Одни говорили, что видно тот, кто посадил деревья, был человек сведущий в колдовстве. Теперь его дух охраняет рощу и плохо будет тому, кто посягнет на эти древние сосны.

Другие утверждали, что огонь свечи указывает на спрятанный, на этом месте клад. Это утверждение привело к тому, что многие занялись кладоискательством. Примерно на этом месте, где видели огонек, появилось несколько ям. Но, похоже, никому так и не удалось найти клад. А «свеча» по-прежнему горела каждую ночь.
Вот такая история была рассказана Егору про старую сосновую рощу.

Продолжение следует.
http://www.proza.ru/2014/04/10/2574