Ностальгия. баллада о черничном пироге...

Эмма Брамник-Вульфсон
 « Жизнь в любом  возрасте должна иметь какой-то смысл!», говорила в свои 102 года  мудрая  Белла Дижур, писательница,философ , мама  всемирно известного  скульптора Эрнста  Неизвестного.

 И я никогда не боялась бега времени и спокойно трудилась на всех фронтах, журналистике, и дома, в семье.  Со  спокойной душой  ждала  и наивно верила, что придет  время,  я окажусь на заслуженном отдыхе . Тогда-то , наконец,  наведу отличный  порядок  в доме;  архивах  публикаций и старых фотоальбомах. Мало ли  еще о чем я мечтала. Не мечтала  лишь  о том, что когда-нибудь влюблюсь в   кухню.

 « Оказывается, дорогая, у  тебя истинная   французская кухня!-  иронизировал по этому поводу мой муж Саша,- Я даже люблю  ее. Известно, что    блюда   у французов  зависит  от  ингридиентов, остальное  все на вкус. И у тебя все на взгляд, и на вкус. Потому блюда всегда разные , хотя  создаются  по единому  рецепту.  Высокое Творчество! Но особенно я тебя люблю  за то, что  тебе нравится  записывать «вкусные» рецепты...»

Еще  в Башкирии, в Уфе, в войну, школьницей я вела все домашнее  хозяйство-топила печи, на коромысле  в ведрах носила воду  из колодца, готовила обеды на электроплитке!, убирала квартиру, мыла посуду и полы.  Даже   штопала в войну. старые тюлевые покрывала и занавеси , причем ,... в  две  толстые нитки , пока этот мой "метод" не раскритиковала хозяйственная  подруга Ира Стоянович (югославка , отца которой  арестовали  в 1938-м, мама-машинистка,скромная зарплата, и потому Ира  и хозяйственнее. Она всегда была у нас,как дома,как сестра).

 С замужества, как   пушкинские Ларины, мы все увлекалась  заготовками компотов и  варенья . Особенно , когда у нас появился садовый участок. Чтобы  во имя здоровья моего  дорогого Саши, известного  высококлассного Хирурга , хоть на чуть-чуть отвлечь  от его  любимой медицины и операционного стола .    

Для того  за 300 рублей   я и  купила садовый участок,  на котором  плодоносили   яблони сортов , начиная с настоящей антоновки, сорт  которой теперь почему-то исчез. Была в саду и необыкновенная   «Царская слива»,тоже  уже редкость сегодня.

Однако в выходные   мне с трудом удавалось уговорить моих  семейных горожан ехать в   наш    сад. А был он почти рядом- в городе, 6 км от дома,  в  Пурвциемсе,  в   конце  маршрута  троллейбуса №17.  Но в районе началась  жилая  застройка. Взамен нам, садоводам,   выделили  участки по Мурьянской дороге,  в Пабажи, Там, в  46 км от дома, на  плодородной целинной  земле  за сезон мы собирали по 120-130 килограммов  клубники  сорта «Фестивальная», других, «фамилии » которых сама уже забыла.

 Хочешь- не хочешь, с таким количеством что-то нужно было делать.. Где-то я тогда  вычитала, что для здоровья  в сезон   каждому желательно  съесть  ее по 8-10 килограммов и пыталась  убедить  домашних есть  клубнику «от пуза».                Но  с этим  мы  все явно  не справлялись.

«Опять клубника!», »Больше не могу!»... с ужасом восклицал сын  Гена  за столом, главный  соучастник сбора урожая, когда мы  с ним из Пабажи привозили домой  по две-три корзины , по 5-6 кг каждая. Словом,  «От пуза»  было невмоготу и мы обзванивали  друзей, чтобы приходили за ягодами . Не спасало .  « Чтобы не пропало» и приходилось варить варенье, закручивать  компоты. И в сезон на большом  столе в кухне  под  ватными одеялами  на  ночь  оставались остывать  по  10-12 трехлитровых банок.       В итоге еще    5-7 лет спустя после   «закрытия»  нашего сада,  банки с вареньем ,  остатки  увлечений тех лет, еще  ждали  своего  часа  в кладовке  у черного хода...

 А записывать рецепты - это у меня от мамы.  Я храню ее тетрадь с довоенными записями от руки ,  возраст которым,  еще немного,  и будет век, 100 лет!

...В  нашей большой кухне, в одном из  шкафов – многолетняя, доставали с трудом, библиотека полезных  советов . Книги, начиная от  действительно  полезного  в советское время  энциклопедического издания «О вкусной и здоровой пище». Издания «вкусных» книг польской, румынской, грузинской  кухни. Конечно, и  еврейской, которые  стали издавать только  в 90-х годах ,  в перестройку. Наборы  красочных открыток с рецептами  и коллекция  страниц из отрывных настенных календарей.
Особой моей гордостью был уникальный  русский »Календарь»1903 года , фактически справочник . Из него можно было узнать и  цены на  жизнь  тех лет, и население  разных городов,  расположение кресел  и цены на билеты в крупных театрах России...  В календаре, конечно,  и  кухонная энциклопедия.

Не  менее  интересные «Советы домашней хозяйки » , выпуска 1915 года.  Зачастую они  даже  служили  и занимательным чтивом  при встречах и  домашних приемах . Особенно, в трудные  послевоенные годы, когда  еще была  карточная система на продукты. Пример  из раздела « Блюда для прислуги»:  « Если к вам неожиданно пришли гости, возьмите  остатки вчерашней телятины  и  ветчины...»

 По наследству от мамы  моими коронными   блюдами  всегда  были  жаркое из грудинки с черносливом,  компоты... Еще долго  я  буквально  творила  «Тейглах»-еврейское , особо праздничное лакомство   - вареные в меду «булочки» , из теста на яичках в виде фигушек. Но признаюсь, и  они тоже дважды одинаковыми  не получались-очень уж сложная технология – все точно по рецепту, крышку  кастрюли  с варевом  40 минут не поднимать! Дверьми не хлопать!  Иначе  опадут  «выросшие»   в кастрюле «булочки» .

... Много было волнительного, хорошего  интересного за наши годы   вместе с моим  Сашей,  доктором Брамником,  известным Хирургом. Главное же , что за  последние годы на земле и  он  заразился тем садом и дачными  планами, чуть отвлекаясь от  операционного стола, что значительно  продлило ему жизнь.

  Однако, перед  моим дорогим Сашей все же остался один мой  тяжкий долг.... Однажды в  сезон он принес из больницы рецепт  и даже    рисунок-чертеж пирога с черникой, которым   угощали  в тот день коллеги и очень ему полюбился.

Но испечь такой пирог  долго  как-то не получалось. Об этом долге  мне   почти через 20 лет   даже напомнила моя молодая  коллега  Рене Арманд ( за годы совместной работы  коллектив  так сплотился, что   остался навсегда  теплой и заботливой  общей  семьей).

 С Сашей  мы  были  счастливы и без  черничного пирога –его  похороны прошли  в 32-ю годовщину нашей свадьбы. Счастливы, потому что  вырастили  хороших детей, вместе дождались  первых внуков. Потому что мы были молоды,энергичны,полны светлых планов. И умели  мечтать.     И еще  потому,  что нам  было еще   далеко  до снегопада.

И все -таки  каждый черничный  сезон  напоминает мне о  пироге, которого так и не дождался мой  самый дорогой  Человек...