О принципах обучения от моего отца

Всеволод Новопашин
Здесь только тезисы, схемы, относящиеся к процессу обучения и воспитания детей.

Что важно для учителя.

Профессиональный уровень учителя.
Разносторонность учителя, - в плане
- привития полезных навыков детям
- очень важно + спорт, + экскурсии, личный пример, зарядка, тренировки
- спорт без рисков и потерь, - разумность рисков, и сведение их к минимуму 
- начитанность, осведомлённость ученика о главных положениях основного предмета
Важность учить думать, уметь пользоваться ссылками, литературой.
Находить различные решения, и не требовать от учеников стандартов мышления при том, что все схемы действия при решении задач должны помогать творческим процессам.

Для учителя важно терпение и методичность. Учитель со стажем учит детей своих учеников и видит свои же ошибки обучения и воспитания, - ошибки учителей стоят дорого.

Не всегда уроки рисования ведут к тому, что ученика учат  рисовать. Обучение рисованию воспринимается некоторыми педагогами как выполнение планов определённых методик. Точно так же, обучение языкам в школе - это солидные, объёмные программы, - но ведь от них мало результата. А если поставить цель обучения навыкам - рисовать, петь, решать задачи, уметь разбираться в простых электрических цепях, иметь понятие о неорганической и органической химии, учиться разговаривать на изучаемом языке - то процесс обучения совершенно изменится. Появится интерес или безразличность ученика, - а дети имеют различные способности, и не всегда эти способности выявляются сразу, - а иногда способности детей пропускают их педагоги на фоне детей, от способности которых потом ни в чём не воплощаются. 

От учителя требуется большой профессионализм в каждом уроке. Если учитель что-то не знает или не умеет, - он не должен притворяться знающим и умеющим - и тогда не будет падать его авторитет среди его учеников. Всё знать, и всё уметь -невозможно.

Отец отрицал спорт ради риска, но среди его восхождений в горах - переход по горам вокруг озера Иссык - Куль зимой по маршрутам, которые и летом относились к маршрутам высшей категории сложности. А в походах отца почти никто из детей не "выхвалялся", он как -то умудрялся и "гасил" стремления к демонстрированию рискованных трюков, "экстремальности". Отец водил спортсменов на несколько - тысячники, и в то время, как они потом несколько дней отдыхали, для отца такая нагрузка была обычной. В походе - нужно не лениться создать комфорт. Положить мягкие ветки или листья под основу, не лениться поправить постель перед сном, даже когда очень устал. У отца совершенно не было ЧП в походах. Отец учил играть в воллейбол - и у него самого был 1 разряд. 

Как мне пригодились сведения из физики - как то раз, я заплыл в озеро Иссык-Куль ночью на несколько километров. Расстояние между берегами - около 62 км, глубина озера там - сотни метров. Северный берег обычно светит больше, чем южный - а случилось так, что я перестал отличать берега, и растерялся так, что не знал, куда плыть. Первое - это паника, внутри похолодело. Но потом стал вспоминать школу отца. Если что- то случилось, то первое, что надо делать - это прекратить панику, а потом думать, искать совета, если это можно. И я вспомнил, что ночью ветер дует около берега в море, а днём - с моря. Я поплыл потихоньку на спине, поднял руку - и почувствовал спасительный ветер. Несколько часов - и я, счастливый, на берегу! В те времена, не озере  Иссык- Куль случались бури, которые имели различное направление относительно расположении озера (улан и санташ).

А на мои заплывы и на мои путешествия по горам отец смотрел плохо, но разрешал ходить в горы одному. У человека должно быть чувство опасности, и если такого чувства нет, - то и бояться нечего. Что же касается интуиции, то в отцовскую интуицию верили бывалые люди - если Николаевич поехал или пошёл - то ничего не случится.

В физике, ученик начинает понимать предмет, когда он может применять принципы и законы. Не каждый закон можно применить "сходу" - например, при неупругом соударении, кинетическая энергия движения не сохраняется - но тогда можно узнать, сколько же энергии перешло в тепло. При упругих соударениях сохраняется импульс, момент импульса. Законы Ньютона имеют большое значение и в жизни, только противодействие социальной системы может быть намного больше, чем действие. Поэтому невежливость - это действие против самого же себя, а неправильное поведение человека ему всё равно аукнется. Нужно учить детей не только умениям, но и благодарности. И вот важно - при всём том, что все уроки отца шли на фоне шуток и детского смеха, он никогда не подтрунивал над религиями, - хотя и сам не был набожным человеком, и среди его учеников, детей учеников и так далее - отец выучил несколько поколений детей -  есть искренние верующие различных конфессий. Инвариантность школы относительно убеждений полагает, что в отношениях ученика с учителем есть такая грань, когда важна неприкосновенность  собственных убеждений ученика, учеников.   

Владимир Николаевич Новопашин работал учителем физики в посёлке Каджи-Сай (1952-57) и в г. Кара-Балта (пос. Кош-Тегирмен) в Киргизии (1957-1997), родился в г. Барнауле 28 апреля 1927 года, умер в г. Кара-Балта 10 апреля 2009 года.

Из идей отца, которые он высказывал на собраниях педагогов и работников образования - важность передачи дворцов творчества детям, молодёжи. Важность существенной поддержки детского и юношеского спорта. Важность спорта и гигиены, важность полноценного питания учеников. Ученики не должны питаться всухомятку - а сейчас нельзя сказать, что питание налажено для учеников школ и ВУЗов, и в том числе, и для преподавателей. Важность доступности образования при том, что наибольшие способности всегда (или как правило) у детей из небогатых семей, и из семей среднего достатка.

Среди учеников  отца  более 50  победителей олимпиад по физике в Киргизии, и я тоже когда-то выигрывал Республиканскую олимпиаду по физике, и хорошо выступил в Новосибирске на олимпиаде по математике. У отца никогда не было руководящих должностей, не было каких -то званий. Учитель с большой буквы.