Ханка

Сергей Одзелашвили
                Ханка.



Ветер  крепчал,  свистя  в  камышах  и  в  моих  ушах.   Было  трудно,  мелкие  соринки  и  песок  секли  лицо,  стараясь  попасть  в  глаза.  Но  это  не  так  страшно,  как  заевшие  меня  комары  и  гнус.  Все  хваленые  средства  как  слону  дробина. 

Смешно,  сам  себе  жалуюсь,  сам  же  выбрал  этот  поход  по  Приморью.  Лавры  Арсеньева  мне  не  дают  покоя.
Крупнейшее  озеро  на  всём  Приморье,  уникальная  природа,  уникальный  животный  мир.  И  только  тяжёлые  бомбардировщики  с  военного  гарнизона  в  Хороле  пролетавшие  изредка  над  головой,  надсадно  сотрясая  воздух,  говорили  о  том,  что  цивилизация  со  всеми  своими  пороками  пришла  и  сюда.   

Я  стоял  на  отвесном  яру  и  ветер  трепал  мою  штормовку,  хлеща  меня  моими  же  отросшими  волосами.   Огромная  рыжая  Ханка  с  грязновато-белыми  барашками  волн  билась  об  берег,   как  то  истерично,  с  привыванием.

Что  же,  сегодня  я  высплюсь  под  завывание  ветра.  Мой  маршрут  был  в  сторону  Новокачалинска,  хотел  посмотреть  на  цветущие  лотосы.  Мало  кто  может  представить  столь  прекрасное  творение  Природы.  Не  зря  же  любимый  цветок  Будды  - лотос.  Их  много  на  западном  берегу  Ханки,  но  там  заболоченные  низменные  берега  и  гнус  хозяин  тех  мест.   

Порыбачив  и  налюбовавшись  цветущими  лотосами,  собирался  в  сторону  Барабаш-Левады  в  дикие  нехоженые  места,  где  есть  ещё  тигры,  дымчатые  леопарды  и  неимоверное  количество  фазанов  и  косуль.   Но  это  всё  мои  планы,  а  пока  я  только  шёл  от  Камень–Рыболова.

                ********************

Прививку  от  энцефалита  сделал  заранее,  предусмотрительно,  хотя  честно  признаться,  очень  больная  прививка.  Вроде  и  не  далеко  отошел,  а  места  глухие  нехоженые.  Вспомнил  фразу – Велика  Россия,  а  отступать  некуда. 

Как  огромна  и  прекрасна  моя  Страна  и  всё  же,  так  горько,  что  такая  красота  безлюдна.  Встречаются  староверческие  поселения,  но  они  в  своей  аскезе  от  цивилизации  замкнулись  и  так  же  дики,  как  и  природа,  окружающая  их.  Их  дикость,  конечно  же,  в  маниакальной  осторожности  и  ни  приятия  чуждых. 

В  одной  из  прошлых  экспедиций  познакомился  со  старовером  охотником,  может  оттого,  что  он  был  один,  или  я  ему  приглянулся,  но  мы  с  ним  разговорились.  Очень  много  он  мне  интересного  рассказал,  но  в  душу  запала  его  красивая  легенда  о  лотосах.

Среди  охотников  и  рыболовов  эта  легенда  - быль.  Они  в  неё  верят  и  убеждены  в  её  правдивости.
В  давние  времена  на  китайскую  фанзу  семьи  рыбака,  вышли  охотники  за  женьшенем.  Семья,  проживающая  в  этой  хибаре  их  приняла,  за  столом  разгоряченные  рисовой  водкой  пришлые  в  споре  убили  всю  семью,  а  молоденькую  красавицу  изнасиловали  и  выбросили  в  заросли  лотоса. 

Девушка  не  погибла,  листья  лотоса  её  спеленали,  укрыв  от  глаз  убийц.  Вскормленная  лотосами  она  стала  их  хранительницей.  Изредка  её  видели  бегающую  по  листьям  лотоса  с  распущенными  длинными  волосами  до  талии. 

Встреча  с  ней  была  предзнаменованием  беды.  И  очень  редко  когда  кому-нибудь,  она  помогала. 
Но  все  кто  её  видел,  говорили  в  один  голос,  столь  совершенную  красоту,  они  никогда  не  видели.  Да  и  те  счастливчики  которым  она  помогала,  кардинально  меняли  свою  жизнь  в  лучшую  сторону.

Легенда,  как  легенда,  но  больно  много  в  ней  таких  подробностей,  которых  в  легендах  не  бывает.  У  неё  глаза  цвета  цветущего  лотоса,  длинные  ногти  на  пальцах,  волосы  так  не  характерные  для  китаянок  они  вились  мелкими  завитушками.  Эти  подробности  удивляли.   

Когда  я  спросил  охотника-старовера,  а  видел  ли  он  её  сам.  Он  сразу  же  посмурнел  и  засобирался,  так  мне  и  не  ответив.   
И  сейчас  подойдя  на  третий  день  к  небольшой  бухте  сплошь  заросшей  лотосом,  я  стоял  поражённый  от  открывшейся  красоты.  Тысячи  и  тысячи  цветков  лотоса  возвышались  над  водной  гладью.  Чуть  качаясь  под  ласковым  ветерком. 

Огромные  фантастические  листья  с  восковым  налётом,  ковром  накрывали  водную  гладь  и  на  них  сверкали  капли  воды  как  разбросанные  самим  Будой,  драгоценности -  завораживали. 
Все  те  трудности  которые  я  испытал  идя  сюда  разом  компенсировались  необычайной  картиной.   

Разбил  палатку  на  возвышенности  и  потрясающий  вид  внизу  завораживал.  Заготовил  хвороста,  порыбачил  себе  на  обед  и  ужин.   Поймал  четырёх  касаток  и  две  крупные  рыбины  верхогляда.  Крупного  верхогляда  оставил  на  ужин,  а  из  остальной  рыбы  сварил  уху.   

Потрясающей  красоты  закат  осветил  цветы  лотоса,  и  они  разгорелись,  просвечиваясь  фонариками.   Я  снимал  на  видеокамеру,  покажу  своим  родным  и  друзьям  в  Питере,  какую  запечатлел  красоту.   
Жареный  верхогляд  и  запечённые  корневища  лопуха  были  изысканы.  Уголья  завалил  прелой  листвой  и  мхом,  отпугивая  дымом  гнус.

Проснулся,  разом,  меня  кто-то  тянул  за  ноги.  Присел,  включая  фонарик,  никого.  Странный  сон,  послышался  шорох  у  костра.  Нет,  мне  не  приснилось,  рядом  кто-то  находится.  Странно,  палатка  застёгнута,  кто  же  тогда  тянул  меня  за  ноги.  Вытащив  свой  тесак,  осторожно  расстегнул  полог. 

Начинался  рассвет,  небо  безоблачное  было  чуть  розовое.  Птицы  оглашали  своими  криками  окрест  -  никого.  Мне  что,  мерещится.  Состояние  тревоги  и  возбуждённости  меня  не  покидало.  Удивительно,  никаких  следов,  ни  звериных,  ни  человеческих. 

Спать  я  уже  не  хотел  и  пошёл  к  воде  умыться.  Нагнулся  набирая  воду  в  ладоши  и  увидел  отражение  на  водной  глади.  Вскинул  голову,  в  метрах  трёх  от  меня  на  листьях  лотоса  стояла  невероятной  красоты  девушка.  Абсолютно  обнажённая  и  только  длинные  густые  чёрные,  как  смоль  волосы  в  мелких  завитках - такие  же  на  автопортрете  Дюрера – прикрывали  её  со  всех  сторон  до  середины  бёдер.  Красивые  чуть  вытянутые  груди  с  розовыми  сосками  выступали  из  этой  пелены  волос.   

Я  так  был  ошеломлен,  упав  на  пятую  точку,  откинувшись,  выставив  руки  за  спину,  растеряно  смотрел  на  чудо. 
Стройная,  высокая  и  меня  это  удивило,  девушка  выжидательно  смотрела  на  меня. 

Глаза,  Господи,  разве  бывают  такие  глаза,  огромные,  распахнутые  в  опахалах  ресниц,  они  перекликались  по  цвету  с  лотосами  и  рассветом  за  её  спиной.  Только  чёрные,  как  бездна,  зрачки,  тревожили  своей  глубиной.  Немного  удлинённое  лицо  с  маленьким,  но  очерченным  ротиком  не  очень  вязалось  с  теми  лицами  китаянок,  которых  я  видел.  Оно  не  поддавалась  осмыслению,  я  не  мог  сказать  к  какой  расе,  или  национальности  она  относится. 

Неожиданно  она  протянула  руку.  Как  плавно,  нежно  было  движение  руки.  Её  палец  меня  поманил,  и  она  пошла  по  листьям  лотоса  вдоль  берега,  оглядываясь  с  призывом  смотря  на  меня.  Она  меня  звала. 

Я  не  верил  своим  глазам,  она  шла  по  листьям,  и  не  один  не  колыхнулся,  я  брежу  на  яву.  Поверил  в  легенду.  Зажмурился,  приостановившись.  Вновь  посмотрел - девушка,  полуобернувшись,  нетерпеливо  смотрела  на  меня.   

Поманив  рукой,  продолжила  передвигаться  по  листьям.  Она  вела  меня  к  мысу,  который  прикрывал  с  юга,  эту  невероятную  бухточку.  Взглянув  на  меня,  она  исчезла  за  скальным  выступом  мыса. 
Подбежав,  огибая  мыс,  увидел  чистую  водную  гладь,  девушки  не  было,  но  прямо  передо  мной  в  метрах  тридцати,  качалась  в  небольшом  прибое,  лодка  без  вёсел. 

Странно,  не  похоже,  что  она  тут  давно,  лодка  деревянная,  но  ухоженная  и  без  весел?
Подойдя  к  лодке,  увидел  в  ней  мальчика,  лет  восьми,  десяти.  Он  лежал  с  закрытыми  глазами  и  тяжело  дышал. 

                ****************************

Через  три  дня  мы  пришли  в  Камень-Рыболов  и  мальчика  поместили  в  больницу.  Как  сам  он  мне  рассказал  по  дороге,  на  лодке  отплыл  недалеко  от  берега,  неожиданно  поднялся  сильный  ветер  и  его  отнесло  далеко  в  озеро,  одно  весло  он  выронил,  пытаясь  вторым  веслом  его  достать,  шквал  ветра  его  толкнул  и  он  выронил  второе  весло. 

Выловить  он  их  не  смог.  Течение  и  ветер  его  гнали  вглубь  озера,  и  он  три  дня  болтался.  Голодный  почти  обезвоженный  организм,  вода  Ханки  жёлтая  и  мутная  не  располагает  к  её  употреблению.  Он,  ладошками  загребая  пил,  но  боялся  заразиться.  Как  оказался  у  берега,  не  помнит.  Вот  такая  странная  история.

Я  никому  не  рассказывал  о  той  девушке,  кто  бы  мне  поверил,  если  я  сам  себе  не  верю.  Но  уже  дома,  в  Петербурге  рассматривая  заснятый  видеоматериал,  увидел  то,  что  повергло  меня  в  прострацию. 

Вдалеке  на  самом  краю  бухты  на  листьях  лотоса  сидела  та  девушка  и  пристально  смотрела  в  мой  объектив.  Кадр  был  не  чёткий  как-бы  смазанный,  но  это  была  она.  Я  показал  отцу  и  маме,  но  они  оба  сказали,  да,  это  похоже  на  девушку,  но  скорее  это  оптический  обман. 

И  хотя  моему  рассказу  они  поверили,  в  глазах  отца  все  же  был  скептицизм. 
Они  нашли  объяснение,  якобы  легенда  в  моём  сознании  проецировалась,  как  предвестник  произошедшему  событию  с  мальчиком.
Согласитесь  странная  история,  но  самому  себе  я  верю.  Я  видел  её,  но  как  в  это  поверить. 
Ханка,  Ханка - сколько  в  тебе  загадок.


20  июля  2011