Подружка, Рука, Гости

Вера Дубровченко
  Все, что здесь написано - это и мои детские мысли-впечатления, и то, что поняла гораздо позже...
  Мне, самой младшей 3.5 годика..., папа "ушел" в мир иной..., старшие сестры почти взрослые..., мама в неутешном горе, в прострации... (о степени и силе горя женщины, похоронившей любимого мужа, отца пятерых дочерей, уважаемого человека во всей родне, видного и уважаемого в городе, можно было только предполагать, предполагать тихо, ибо не нарушить и не повысить силу последнего)
  Маме как воздух нужен был безоговорочный постоянный слушатель... Иными словами нужно было прикосновение к верности... И, главное, нужна была передача тепла близкому, родному человеку... Маме нужна была подружка...!
  Ближе всех сестер - младшая... А, значит, это и есть Подружка, которая смотрит на маму, как на главную, которой, в первую очередь нужно материнское тепло, которая выслушает, что угодно, лишь бы быть вместе с мамой... И, без лишних вопросов, в, далеко не все понимающей беседе, будет просто "константой".
    Иначе для мамы было невозможно!
  И вот! Мамина рука! Такая горячая... Рука гладит меня по голове, рука одевает меня..., берёт меня за руку и сжимает мою ладошку...
  (На всю жизнь меня "зарядил" огонь маминой руки, огонь сердца женщины безмерно любившей моего отца...)
  ...мы идем в гости к сестрам мамы.(Сестры мамы уважали моего отца и, как могли, разделяли горечь утраты)
  Стоило нам только выйти из дома, мама превращалась в живую статую и задумчивыми глазами... О чем она думала?! Об одиночестве...?! Да..., но в глазах мелькали искорки позитива. Она как бы готовилась, с кем бы то ни было, к немому диалогу:"Смотрите, сестры, со мной моя дочь..., да, еще маленькая, но "последыш"... Мы вместе..., и это моя надежда на будущее, и, не такая я уж одинокая... Я не отпущу её от себя".
  Против молчания мамы звучали мои вопросы относительно, - "что" и "как" в этом мире... Вопросы, как колокольчики, отражались лечебным эхом в сердце мамы... И, она, не нарушая образа, серьёзной статуи, коротко отвечала...
  Сестер у мамы много! Больше чем нас, и еще два брата! "Мама, а это хорошо, когда много родных сестёр?" - успеваю задать последний вопрос за несколько секунд до того, как мы будем уже в гостях... И, за секунду до того, как мамина сестра отроет дверь, мама успевает ответить:"Хорошо...!"
  В гостях уже я становилась живой, молчаливой статуей... В кресле, куда меня нежно помещали, я сидела смирно, сложив ручки на коленях.... Только глазам "разрешала" осматривать убранство комнаты, на сколько это было возможно, водя глазными яблоками по кругу век...
  Мама разговаривала с сестрой о житье-бытье..., но, довольно часто, поглядывая на меня... Это были взгляды, которые устремляют на икону..., взгляд - как показ НЕ одиночества, как подтверждение своей уверенности на будущее...
  Мама держала мою руку...
  Мама не хотела отпускать меня...
  Мы живы теплом матерей...