Ювелир

Светлана Хохлова 3
В городе не было ювелира, а потом он приехал.

Но задолго до его приезда здесь жили две подружки - беленькая и чёрненькая, дружили с пятого класса. Такие  не разлей вода, что даже после уроков не хотели расставаться - подолгу стояли в подъезде, если холодно; или шли гулять в парк, если тепло. Помогали друг другу во всём, заступались – попробуй, тронь или слово какое плохое скажи; делились секретами и всегда во всём стояли заодно.
Несмотря на то, что жили в разных семьях – у чёрненькой родители обеспеченные, занимали руководящие должности. Особенно мама солидная, важная, носила золотые украшения, натуральную шубу. В их доме всегда водилось что-нибудь особо вкусненькое – вобла, сухофрукты, клубника. И чёрненькая угощала беленькую этими деликатесами. У беленькой родители были простые, бедные. Но она много читала, сочиняла стихи и писала чёрненькой школьные сочинения.
Они любили болтать про мальчишек, слушать пластинку «Оркестр Поля Мариа» и мечтать. Впереди была целая жизнь, а в ней  обязательно - любовь. Поэтому девочки дали друг дружке обет быть свидетельницами на самом главном событии жизни – свадьбе.
Беленькая проводила лето в деревне - рвала для кроликов траву, поливала огород, вместе с соседским мальчиком ходила вечерами за яблоками в заброшенный сад. Хорошо пахли маттиолы, и, кажется, она нравилась этому мальчику.
Чёрненькая на каникулы ездила в Ленинград и привозила оттуда открытки с Летним садом и Исаакиевским собором. Рассказывала беленькой о золочёных фонтанах, и они мечтали, что как вырастут, поедут вдвоём путешествовать, и увидят белые ночи.

Вот и выросли, поступили в разные институты, но дружить не перестали. И хотя у каждой появился собственный круг знакомств, они по-прежнему вместе ходили гулять,  также болтали про всё-всё и, конечно, про любовь.
Чёрненькая приглашала беленькую в гости и хвасталась обновками. У беленькой обнов не было, но чёрненькая всегда давала ей поносить что-нибудь своё.
Беленькая была весёлой и общительной, многим нравилась, с ней постоянно кто-нибудь знакомился. Она вскоре встретила свою любовь, большую-пребольшую.  Чёрненькой стало грустно.  И беленькая старалась поделиться с ней счастьем -  приглашала с собой в компании, знакомила с друзьями, приятелями. «Она добрая, она хорошая и симпатичная  - посмотрите, какие у неё волосы, какие глаза» - говорила им беленькая...
Беленькая со своим женихом подали заявление в загс. Но жениться не успели - произошла грандиозная ссора. Выбираясь из развалин любви, боли и слёз, беленькая узнала однажды, что жених сказал о её семье: «У них даже ни одного ковра нет» - и поняла, что это и стало настоящей причиной их ссоры.

Среди приятелей беленькой был один, которому не везло с девушками – он выбирал одних красавиц, и они ему изменяли. Он говорил: «Мама у меня старенькая, боится, что не дождётся внуков». Беленькая решила познакомить его с чёрненькой: «Она преданная, верная-преверная, да ещё безупречная хозяйка, просто создана для дома и семьи, и народит твоей маме замечательных внуков. А если к ней присмотреться, то она очень, очень симпатичная».
С лёгкой руки беленькой тогда всё и началось. Чёрненькая познакомилась с тем приятелем, влюбилась и, действительно, превратилась в красавицу. Было приятно посмотреть на счастливую пару – он и она высокие, стройные, хорошо одетые. Он пел в ансамбле и записывал для возлюбленной кассеты – он хорошо пел, покупал цветы и мороженое, водил в кино. А она приносила с дачи клубнику, овощи и готовила ему десерты и супы.
Провстречались так влюблённые весну, лето, осень, зиму, снова весну  и решили пожениться. Подали заявление, стали готовиться к свадьбе, делать покупки.
 
В это время чёрненькая завела себе наперсницу: вот, уж кто по-настоящему был некрасив: большеголовая, нескладная, как топором вырублена, лицо в прыщах.  И эта наперсница вместе со своей мамой стали нашёптывать чёрненькой: не дружи с беленькой - она у тебя жениха отобьёт, не нужна тебе красивая подружка - не показывайся с ней, не бери в свидетельницы. А беленькая ни о чём таком не знала, простодушно радовалась за свою чёрненькую и думала – у меня не сложилось, так подружка пусть будет счастливой.
Но, оказывается, не всё так просто. Завистливые люди не могут видеть других людей счастливыми. Стали они толковать, что, дескать, рано чёрненькой замуж идти, подключили её родителей. Те наслушались сплетен, и стали дочку отговаривать от замужества.
 И как-то при встрече с беленькой черненькая вдруг сказала, что хочет отложить замужество, «да и мама против». Удивилась беленькая, даже испугалась, догадалась, откуда ветер дует, и говорит подруге:
-    Ты любишь его?
-    Да…
-    Тогда не слушай никого, мать привыкнет, внуков ей родишь, простит.
-    А вдруг помогать не будет?
-    Вы уже сами на ногах стоите! Оба неплохо зарабатываете. 
-     А если я в декрет пойду?
- Так ведь он работает, проживёте как-нибудь.
-     Все говорят, что рано ещё замуж.
-     В 21?! Рано? Да моя мама нас с тобой старыми девами считает. Это твоя наперсница тебя с толку сбивает? Не слушай – она от зависти.
-    Да и родители у него какие-то…
- Нормальные родители, я их видела. Ты не за них замуж выходишь. А как он сам отнёсся к тому, чтоб свадьбу отложить?
- Я ему ещё не сказала…
- ?!
- Да что ему будет? Если любит – подождёт!
- Так ты с ним посоветуйся сначала! И потом, чего ждать - вы же взрослые люди! Он серьёзный парень, не пьющий, хочет семью создать. Такие на дороге не валяются.  Не делай ты глупостей - потерять человека легко, найти трудно.
-    Я без тебя решу, что мне делать. А если свадьба и состоится, то не ты будешь на ней свидетельницей, а моя наперсница. Всё, мне пора!
Чёрненькая резко повернулась и ушла. Как пощёчину влепила.

…Беленькая медленно шла по  железнодорожному мосту. И вдруг почувствовала – будет не свадьба, а большая беда. И такое это было ясное чувство, что стало страшно. Она остановилась и вслух сказала: «Господи, помоги ей! Пусть она предала меня сейчас, но только бы не сломала собственную жизнь!»

Чёрненькая не позвала её на свадьбу. И не позвонила.
Прошло месяца два, и подруги встретились на улице. Беленькая хотела пройти мимо, но чёрненькая вдруг обратилась к ней со слезами: «Я сделала глупость. Умоляю – помоги, помири нас. Не могу без него, а он не хочет простить. Прости хоть ты!»
Тогда беленькая и узнала, как наперсница вконец заморочила чёрненькой голову, и какую та совершила ошибку.
 Ах, как стало жалко подругу! И беленькая решилась попробовать ей помочь. Позвонила её любимому и вот что от него услышала:
- Понимаешь, я, как дурак, купил костюм и кольца, «достал» продукты: знаешь, куда я их потом дел?  А чёрненькая по телефону - понимаешь, по телефону! - говорит: «Мне ещё рано замуж. Если любишь – подождёшь». Нормально? Почему сразу ничего не сказала? Почему молча смотрела, как я покупал вещи, выбрасывал деньги? Зачем было заявление подавать, родителям, друзьям голову морочить? Дурака из меня сделала.
Я ничего не понимал, я даже заболел. Две недели пролежал с температурой, а она за это время даже ни разу не позвонила. А через месяц спохватилась. Поздно!

Он не хотел прощать.
Беленькая пыталась оправдать свою подружку – сбили с толку, обманули, мать застращала и т.п. Она его любит, она хорошая…
-   Но подлая.
-   Прости её, ведь будешь жалеть…
Осенью он женился на другой. Поставил точку.
Долго ещё чёрненькая плакала, слушая его аудиозаписи: «…и завидовать начнут красавицы тем единственным на свете женщинам, которых любим мы…». А потом, через несколько лет, родила от кого-то ребёнка – хватило ума в этот раз никого не послушаться, не пойти на аборт.
А до этого случилось вот что: беленькая снова собралась замуж, и пригласила чёрненькую на свадьбу. Правда, уже не в качестве свидетельницы, а по старой дружбе.  Чёрненькая рассердилась:
- Ты же обещала, что я буду свидетельницей!
 Беленькая ответила:
- Ты первая нарушила это обещание.
 Чёрненькая пришла к ней на свадьбу, принесла в подарок простынку и чуть слышно сказала: «Посмотрим, что у тебя получится».
Шло время.  Подружки жили в том же городе, но не виделись. У одной рос мальчик, у другой родилась девочка. Как-то встретились на пути, заговорили, вспомнили свою дружбу, попытались начать сначала, походили друг к другу в гости, но ничего не вышло.
Через несколько лет чёрненькая сказала при встрече беленькой:
-   Читаю в газете про твои путешествия - интересно. Возьми меня с собой.
-    А выдержишь?
-    Выдержу! Ты сегодня мне приснилась, и я поняла, как ты мне нужна, помоги мне. Прости плохое и стань снова моей подругой.
И беленькой захотелось разделить с чёрненькой ту радость, которую ей самой давала дорога.
Они договорились  пополам  платить за бензин и поломки в пути, и поехали далеко-далеко, на Белое море. И гуляли там белой ночью по берегу. Вспоминали детство и свои детские мечты, говорили о том, как быстро летела жизнь, трудная и прекрасная. Всё в ней было - и любовь. И вот теперь  сбываются белые ночи.
Дорога была долгой, не простой. Но беленькой нравилось вести машину и хотелось показать подружке всё-всё, что она видела сама в путешествиях по России, о чём писала в своих очерках – и древние монастыри, и старые русские города, и музеи, и природу. Напоить из родников, угостить земляникой, вернуть радость. Пусть расправится это сжатое в кулачок, измученное, насторожённое лицо.
Они вернулись домой, а потом поехали ещё, и на следующий год поехали тоже. А потом чёрненькой показалось обидным платить за поломки в дороге, и она сказала беленькой, когда вернулись:
- Я не буду отдавать деньги – твоя машина, сама плати.
                ***

В тот день подруги и ходили к ювелиру - носили свои украшения. Чёрненькой они, в основном, достались в наследство от мамы (мама покупала золото впрок, вкладывая деньги - и это были тяжёлые кольца и серьги с камнями – бриллиантами, сапфирами, рубинами, александритом). Нужно было что-то уменьшить, что-то переделать. А беленькая купила драгоценности сама, но потеряла одну серьгу и один камешек из кольца, и хотела, чтоб ювелир сделал из оставшегося что-нибудь стоящее. Ювелир взял драгоценности беленькой, посмотрел в лупу и сказал:
- Хорошие камни, хоть и небольшие, но превосходного качества. Из этого выйдет неплохое кольцо.
А потом взглянул на драгоценности чёрненькой и покачал головой:
- К сожалению, камни не настоящие, и золото низкой пробы…