Светлая грусть

Ирене Крекер
"Разные страны – разное мышление.
Действительно ли это так?
Можно ли найти себя в стране, которая тебя не растила?
Или человек чувствует себя комфортно там, где о нем заботятся,
где он чувствует свою нужность людям?
Или здесь что-то другое?"
(Алексей С.)

Думается мне, что размышляя на эту тему, не нужно переходить на частности и судьбы.
 
Человечество – это понятие, распространяющееся на каждого, живущего на  нашей планете. Я - не философ, не  психолог, не поэт, но мне хочется воспеть, созданное Творцом для каждого из нас.
 
В душе я – романтик. Я не понимаю, зачем эти границы, разделяющие людей на территории и государства. Мне хотелось бы, чтобы все говорили на одном языке. Я мечтаю,  чтобы все народы жили дружно, счастливо на Земле и чтобы не было войн, чтобы люди радовались всему, что их окружает.
 
Ветром времени и обстоятельств, вырванная с корнями из земли, родившей и вскормившей меня,  оказалась я по другую сторону Страны Советов и в настоящее время  являюсь сторонним наблюдателем происходящих в ней и вокруг неё событий.

Скажу  честно, мышление осталось прежним, характер не изменился, взгляды на жизнь те же. Что воспитано и впитано с детства, того не изменить, не переделать, это и через годы прорастёт.

Менталитет не изменить, не заменить, не переродить.

Можно ли изменить характер? Конечно, его можно ломать. Научиться приспосабливаться, приноравливаться, пристраиваться, можно и переучиться на другую профессию, совершенствовать свои знания и в предыдущей. Можно найти другие приоритеты, переосмыслить старые.

Главное, думается мне, что человек должен иметь почву под ногами. А это я вижу как раз в той стабильности, которая даёт уверенность в завтрашнем дне.
Человек должен просыпаться утром и быть спокойным, что не произойдёт непредвиденных событий. Для этого не нужно постоянно говорить о патриотизме, о любви к Родине, о её врагах и друзьях, о политике.

Чёткость, организованность, порядок, порядочность граждан, чистота, уважительное отношение друг к другу, семейный достаток, отсутствие страха за детей, их будущее, нормальные отношения между людьми, проживающими в одном доме, никаких  мыслей о хлебе насущном, постоянный заработок, обеспеченная старость. В стране, в которой всё делается для человека, по законам человеческого общества, можно жить, работать, учиться, заниматься спортом.

Единственное, что ограничивает возможность чувствовать себя  здесь, в Германии, в стране моего настоящего проживания, дома - языковой барьер, и в связи с этим чувство какой-то неполноценности, ущербности, понимания, что ты чужой, что здесь к тебе относятся не как к равному, а как к иностранцу. К  русским  здесь отношение особое. По произношению, акценту, приятному, иностранному, нас узнают сразу по первому по-немецки произнесённому слову.  При этом уже не будет играть роль  твоё историческое прошлое или  немецкое происхождение. Это создаёт дискомфорт.

Человек привыкает ко всему, но для этого нужно время. Выкопай куст из земли, пересади его в другое место, он может  прирасти и не прирасти, всегда и не всегда, не каждый, и не на каждой земле.

Материальный достаток, конечно, тоже играет определённую роль, но его нужно самому создавать, а это труд, и в основном физический.  В Германии тоже есть прослойка населения, которая упала на дно. Государство помогает всем, как может, но если человек не обратится в соответствующие органы, и не попросит крова над головой, материальной помощи, то он может стать асоциальным элементом, пока не будет доставлен  в соответствующие органы. Могу примерами подтвердить каждое  слово.

Человек сам ответственен за свою судьбу. Выбор делает он сам.  За что и несёт потом перед собой ответственность, свой крест.
   
А ностальгия...  Да, это  чувство присуще каждому. Я знаю, как оно проявляется, и что при этом чувствуешь по возвращению в родные места.

Здесь, в Германии, я даже в первые годы не испытывала этого чувства. Была боль по утраченной профессии, по потере уважения к своей  персоне со стороны окружающих, по оставленным холмикам земли на кладбищенских погостах, но нет и не было боли, сжимающей сердце, нет тоски по утраченному, осталась  лишь печаль в глазах и светлые юношеские воспоминания, что является частью памяти, частью себя.

Долго я прирастала корнями к незнакомому миру. Осталась тихая непреходящая грусть от  чувства утраченного  из достигнутого  в  родном краю  и  внутренней неудовлетворённости итогом, к которому пришла здесь, сейчас, сегодня.  Но это чувство было присуще мне и на малой родине, где произошло становление и развитие моего характера.

Грусть,  вероятно, связана с мыслями, что жизнь проходит.
Последние двадцать пять лет в Германии пролетели как единый миг. Только по младшему сыну заметно, что годы прошли. Когда мы ступили на землю  предков, ему было неполных три года - сейчас почти двадцать восемь. Он прирос здесь корнями, не имеет языковых барьеров, овладел профессией, которая приносит ему наслаждение.  Относительно профессионального становления это же можно сказать и о двух старших детях. О чём можно ещё мечтать матери?!

Дискуссий на тему: правильно ли мы сделали, переехав в Германию,- в семье не возникает и не происходит. Каждый занимается своим делом, развивает свои способности и наклонности, думает по-немецки. Правда, наши дети не всегда могут понять, почему средства массовой информации столь различно трактуют одни и те же события, происходящие в мире? Почему родители смотрят всё ещё русские  передачи по телевидению, хотя прилично владеют немецким?

У нас сейчас есть возможность исколесить весь мир, отдыхать ежегодно на море, встречаться с друзьями из России на территории Германии. Всё это прекрасно. Душа,  наконец-то, нашла покой в мире пока ещё относительного спокойствия и достатка.

Единственно, что доставляет порой трудности, это отсутствие информации по многим элементарным вопросам жизненного устройства страны. Думаю, это неумение создавать себе островок спокойствия посреди Европы, зависит как раз от воспитания, полученного в детские годы, от особенностей  характера и от знания традиций и законов  страны  рождения и проживания.

Вот, например, я учитель русского языка и литературы, от страха материально не выстоять в новой стране, переучилась на профессию, близко не соответствующую моим представлениям о моих  способностях и возможностях. Слава богу, что новая деятельность оказалась мне по душе, и я сумела совместить её с прежним жизненным и профессиональным опытом, тем самым обрела душевное равновесие и поднялась на ступеньку выше в духовном развитии, но – это может не каждый.

Лет пять назад я освоила в элементарном виде пользование компьютером и начала  рассказывать людям о пережитом, передуманном. Эта  творческая работа помогла мне выбраться из "бермудского треугольника", нескончаемого лабиринта  скованности мысли, начинавшего влиять на нервную  систему,  давить  на сердце, душить задатки творческой активности.

Я думаю, если  найдётся хоть один человек, который захочет помочь переселенцу-иностранцу практически выйти из такого зацикленного на себе лабиринта, то можно избежать многих последствий духовных срывов и деградации человеческой личности.

Я написала уже определённое количество произведений малых форм и хотела бы услышать рецензию опытного человека по поводу моих творений. В этом плане я чувствую себя снова тем самым слепым котёнком, "человеком в футляре", который в течение двух последних лет ищет двери, куда можно постучаться, которые, возможно, откроются. Я пытаюсь познакомиться с людьми из круга,  хотя бы читающих местных, чтобы попытаться найти возможность перевести хоть пару произведений на литературый немецкий.

Эта ненормальная нерешительность мешает всю жизнь, не даёт  возможности осуществить задуманное. Кому можно в таком  случае предъявить  претензии " за бессцельно прожитые годы"? Совершенно всё равно, где бы я их провела: на земле,  родившей  и вырастившей меня, или посреди Европы на моей исторической родине, или на грани миров.
 
Всё это обычные мысли типичного человека  среднего достатка, возомнившего себя человеком определённых способностей. Никто не виноват, что личность эта не имеет определённого рода пробиваемости, вернее сказать, практического опыта.

В России можно было бы об этом лишь мечтать в перерывах  между работой, отдыхом   в саду  и на грядках в огороде... Здесь, на юге Германии, в местах моего сегодняшнего проживания, наслаждаясь прекрасной погодой, можно съездить на остров цветов в Майнау, надышаться ароматом диковинных растительных культур и до утра просидеть возле компьютера, испытывая минуты творчества. В этом вся разница во времяпрепровождении  российского учителя или даже пенсионера и немецкого обывателя, к которым я теперь имею  непосредственное отношение.

Я не могу конкретно ответить на вопросы, поставленные  мне человеком, проживающим в России. Хочу только сказать: человек он и есть человек, в какой части планеты он бы ни жил, где бы ни родился, воздухом какой части света бы ни дышал,  он строит себе жизнь сам, иногда поддаваясь мыслям о комфорте, при этом не представляя себе, как трудно бывает его порой  достичь,  да и достигнув,  даст ли это ему состояние безмятежности,  ощущение  счастья, так необходимого для того, чтобы он мог расправить  душу  и обрести наконец-то душевное равновесие, рай в душе.

В стране предков, где веками строился порядок, основанный на внимательном  справедливом отношении к каждому человеку,  где социальная система работает на  все социальные слои общества, можно быть спокойным за ближайшее будущее, без страха идя по жизни, а там время покажет.

Сегодня выдался прекрасный день. Потоки солнца льются в комнаты  нашего дома через раскрытые окна. Свежий воздух дурманит запахами черёмухи, сирени, цветущих черешен, яблонь, чёрной рябины. Море распустившихся цветов, и среди полевых наши одуванчики, ромашки, колокольчики, клевер.

У меня появилось желание совершить прогулку на природу, к нашему озеру, к всегда плывущим по нему белым лебедям и диким уткам. На полях меня встретят аисты, не боящиеся человека, пение птиц музыкой отзовётся в наполненной светом душе.

Что ещё нужно человеку для счастья, если сердце его полно любви ко всему окружающему, а душа светится от сознания правильности  выбранного пути.

Кенцинген, Германия
09.04.14